Игровые и образовательные технологии в процессе обучения.
статья
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_i_obrazovatelnye_tehnologii_v_protsesse_obucheniya.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые и образовательные технологии в процессе обучения.
В последние годы растёт число последователей и приверженцев в использовании игр в образовательном процессе. Применение педагогических игр является основой игровых образовательных технологий. Это понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме различных игр. Игровая форма взаимодействия педагога и обучающихся подразумевает реализацию какого-либо сюжета: игры, сказки, постановки в театре.
При этом образовательные задачи включаются в само содержание игры. В учебном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, компьютерные игры.
Прежде чем говорить об играх в педагогике давайте разберёмся с понятием игры вообще.
Играм характерны 4 главных признака:
- это свободно развивающая деятельность, которая начинается с интереса и желания обучающегося. Она организуется ради удовольствия от процесса, а не от результата, процедурное удовольствие;
- это творчески активный характер этого действия или «поле творчества»;
- это эмоциональность деятельности, соперничество, развлекательность, как внешнее проявление содержания;
- это правило, отражающие содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Этапы реализации игры:
- целеполагание;
- планирование;
- реализация;
- рефлексия и анализ результатов, как самим обучающимся, так и педагогом.
При этом в игре у обучающихся прежде всего возникает именно субъектная позиция. Активность при игре помогает достигать высоких результатов освоения и закрепления новых знаний. Групповой характер взаимодействия служит способом выстраивания взаимоотношений и развитие коммуникативных компетенций. Мотивация к игре обеспечивается добровольностью, возможностью выбора и соревновательностью, удовлетворению потребностей самореализации.
Структура игры.
- Роли. Каждый из участников игры берёт на себя одну роль, которая накладывает определенный отпечаток на его способности и возможности в игре.
- Игровые действия.
- Игровое употребление предметов. Т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными. Всё это подчинено дидактическим задачам и реальной учебной ситуации.
- Отношения между игроками в реальности. Такие как отношения педагога и обучающегося и обучающихся между собой.
- Сюжет или содержание игры.
Значение игры неисчерпаемо. Не следует его оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит её уникальность. Являясь развлечением, она способна перерасти в обучение.
Функции игровых технологий:
Игровая деятельность выполняет несколько функций. Среди которых можно выделить.
- Развлекательная функция. Это всё-таки основная функция игры.
- Коммуникативная функция. Во время игры дети постоянно оказываются участниками человеческих отношений и вступают в общение, коммуникацию.
- Функция самореализации. С помощью игры происходит включение ребёнка в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры, что так же актуально в 21 веке, когда необходимо развивать навыки коммуникации и умение работать в команде.
- Терапевтическая функция. Игра используется как средство преодоления трудностей, возникающих в общении, обучении и воспитании.
- Диагностическая функция. Игра позволяет педагогу проводить мониторинговые срезы, выявлять интеллектуальные, творческие и эмоциональные проявления. Так же с помощью игры можно проводить мониторинг на универсальные учебные действия.
- Функция межнациональной коммуникации. Игры позволяют узнавать и принимать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, это особенно актуально для РФ, которая представляет собою многонациональную страну.
- Коррекция. С помощью игровых методов педагог вносить позитивные изменения в структуру личности, те или иные качества, которые необходимо развивать у ребёнка.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель предстаёт в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчинена правилам игры;
- учебный материал и содержание используется в качестве игрового материала;
- в деятельность вводится элемент соревнования;
- успех в игре является результатом выполнения задания на занятии.
Виды игр:
- обучающие;
- тренировочные;
- контролирующие;
- обобщающие;
- познавательные;
- воспитательные;
- развивающие;
- репродуктивные;
- продуктивные;
- творческие;
- коммуникативные;
- диагностические;
- психотехнические.
Специфика игры определяется игровой средой. Бывают игры с предметами и без, настольно-печатные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Целью игровых технологий в педагогике является решение задач.
Дидактические: расширение кругозора обучающихся, формирование определённых учебных действий.
Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, разных типов мышления: образного, понятийного, пространственного, системного и др. творческих идей, умение находить оптимальные решения и т.д.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировозренческих ценностей; воспитание сотрудничества, умение работать в команде, не конфликтность и т.д.
Социализация: приобщение к нормам и ценностями в обществе.
Игровые технологии широко применяются в обучении дошкольников. Потому что игра является основным видом деятельности в это возрастной период. У ребёнка формируется воображение и допонятийное мышление, которое позволяет ему переносить свойства. одних предметов на другие. Ребёнок учится понимать собственные чувства и их выражать. Активно включается в коллективную деятельность и общение. Результатом применения игровых технологий в дошкольный период формирует готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию»
Доклад из опыта работы на тему: "Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию"...
Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе
Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...
Школа дорожных наук Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационных технологий в процессе обучения детей правилам дорожного движения»
Игра по ПДД "Веселый городок" ...
" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)
Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...
Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обуче...
Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...
Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В современном обществе развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...