План самообразования
материал (младшая группа)

Пиралиева Милана Зейнутдиновна

Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrozovaniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

Педагога второй младшей группы № 10 Пиралиевой М. З.

На 2023-2024 учебный год

Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори»

Анализ затруднений, постановка проблемы: Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное развитие детей 3-4 лет происходит в разных видах деятельности:

1. Предметная деятельность и игры.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)

3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

4. Использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.) Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

В дошкольной образовательной организации ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорно-моторные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач мною разработан план по теме самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. Монтессори считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т. е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом будет оборудована наша группа. Это оборудование будет привлекать детей своей красочностью, будет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даст возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.

Актуальность также заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что и составляет основу сенсорного воспитания.

Таким образом, сенсорное развитие – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Цель самообразования: создать условия для усвоения сенсорного развития детей 3-4 лет по методике М. Монтессори; обогатить чувственный опыт детей; формировать предпосылки для дальнейшего умственного развития, а также повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.; упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч и т. д.); формировать умение называть свойства предметов.

Задачи самообразования: 

  1. Изучить методическую и теоретическую литературу по исследуемой теме.
  2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе различных видов деятельности, опираясь на методику М. Монтессори.
  3. Спроектировать и организовать развивающую предметно-пространственную среду второй младшей группы №10 на основе               рекомендаций и подходов М. Монтессори.
  4. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  5. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
  6. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
  7. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
  8. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
  9. Развивать моторику рук; координацию движений.
  10. Развивать осязание и обоняние; слуховую память; вкусовые ощущения;
  11. Развивать интерес, любознательность, познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь) и творческие способности.
  12. Формировать сенсорные представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
  13. Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
  14. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства..
  15. Воспитывать познавательный интерес, любознательность, настойчивость, волю, целеустремленность.

Срок

Повышение теоретического и научно – методического уровня

(изучение литературы по теме,  самообразование с помощью интернет ресурсов,  КПК, …)

Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через  просмотр  открытых мероприятий, посещение семинаров по теме…)

Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками)

Отчетные материалы (Подведение итогов,  оформление результатов)

1.

Сентябрь

Постановка проблемы, формулирование целей и задач.

Подбор методической литературы по проблематике исследования.

Проведение первичной диагностики для выявления уровня сенсорного развития воспитанников второй младшей группы №10.

Оповещение родителей воспитанников о начале работы по теме самообразования.

Подбор диагностических методик для выявления уровня сенсорного развития у детей 3-4 лет.

Обогащение РППС группы необходимыми пособиями и оборудованием, в частности пособием – «Сортер - стаканчики» и деревянным сортером с цифрами и фигурами.

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цветов, формы, величины посредством диагностических методик на начало года, определить ключевые направления работы по теме самообразования, определить необходимость проведения индивидуальной работы с воспитанниками группы.

Консультация для родителей на тему: «Особенности сенсорного развития ребёнка 3-4 лет»

2.

Октябрь

Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, интернет-ресурсы, опубликованный практический опыт дошкольных педагогов).

Работа с сайтами: maam, Инфоурок, elibrary. Просмотр вебинаров по использованию методики М. Монтессори в работе с детьми 3-4 лет.

Проектирование и оформление в группе «Центра сенсорного развития», подготовка игр и развивающего материала по методике М. Монтессори

Цель: формирование у воспитанников второй младшей группы №10 представления о цвете и величине.

Оформление папки передвижку на тему: «Методика М. Монтессори: использование в детском саду и дома»

3.

Ноябрь

Изучение практического опыта педагогов по сенсорному развитию детей 3-4 лет.

Просмотр презентаций, практикующих специалистов-педагогов. Обогащение библиотеки по проблеме самообразования электронными методическими пособиями.

Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори:

«В сад за ягодами»

Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большой, указательный, средний), развитие координации движений, аккуратности, развитие способности концентрировать внимание, развитие умений сортировать предметы по цвету.

Возьмите любую небольшую

«Игры с крупой»

Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, обогащение тактильных ощущений.

Подготовка консультации для родителей «Игры с элементами пособий М. Монтессори дома»

4.

Декабрь

Работа с методической литературой:

Монтессори М. «Полный курс лекций». – М.: АСТ, 2019. – 580 с.

Дмитриева В. Г.  «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет». – М.: Эксмо-Пресс, 2022. – 224 с.

Посещение и участие в профессиональных тренингах и семинарах по теме самообразования (при наличии возможности)

Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори:

«Рисование на манке»

Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка.

«Рамки-вкладыши»

Цель: развитие навыков практической жизни, развитие навыков пользования предметами быта, совершенствовать работу обеих рук, развитие соотносящих действий.

Проведение анкетирования родителей на тему – «Развиваете ли Вы сенсорику ребенка?»

5.

Январь

Работа с методической литературой:

Мальцева И. В. «Воспитание по системе Монтессори: 80 лучших упражнений и идей». – М.: Clever, 2018. – 224 с.

Просмотр онлайн мастеров-классов по изготовлению пособий по методике М. Монтессори.

Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори:

«Крышечки»

Цель: развитие слухового восприятия.

«Липучка»

Цель: развитие навыка застегивать и расстегивать застежки, учить ориентироваться в пространстве, развивать целостный образ предметов окружающего мира.

«Лоскутки ткани»

Цель: развитие тактильной чувствительности, знакомить с различными фактурами ткани, развивать умение сопоставлять предметы по сенсорным свойствам.

Проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей.

6.

Февраль

Пополнение личной библиотеки пособиями по теме исследования.

Работа с сайтами: maam, Инфоурок, elibrary

Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори:

Волшебный мешочек

Цель: умение ориентироваться на плоскости, развитие силы пальцев рук, развитие зрительно-моторной координации.

«Прищепки»

Цель: развивать пинцетный захват, развивать силу пальцев рук, умение открывать и закрывать прищепки, создавать целостный образ предметов окружающего.

Подготовка картотеки игр с элементами пособий Монтессори для родителей воспитанников группы.

7.

Март

Работа над оформлением и обогащением «Центра сенсорного развития» в группе.

Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации по проблеме сенсорного развития детей 3-4 лет (при наличии возможности)

Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори:

«Доски для ощупывания поверхности»

Цель: развитие чувства осязания, знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики.

«Расстегни пуговицы. Развяжи, завяжи шнурочки»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие у ребенка наблюдательности и воспитание бережного отношения к одежде.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

8.

Апрель

Разработка собственных методических пособий на основе подхода М. Монтессори.

Просмотр вебинаров по использованию методики М. Монтессори в работе с детьми 3-4 лет.

Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори:

«Игры с водой. Пипетка»

Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, развитие движений рук.

какие предметы плавают, а какие лежат на дне.

«Платье испачкалось»

Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, активизация тактильных ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое.

Консультация для родителей «Как обогащать сенсорный опыт ребенка 3-4 лет»

9.

Май

Подготовка публикации в журнале по итогам реализации работы в рамках работы над темой по самообразованию.

Подготовка аналитического отчета по итогам работы над темой самообразования. Формулирование ключевых выводов и подведение итогов работы.

Проведение повторной диагностики уровня сенсорного развития воспитанников группы, определение годовой динамики, оценка эффективности проведенной работы.

Отчёт по теме самообразования за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...