КОНСПЕКТ игры - экспериментирования в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Лохманова Татьяна Владимировна

В этом конспекте собраны игры-экспериментирования со звуком для средней возрастной группы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_1.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

игры - экспериментирования в средней группе

Тема: «Игры со звуком»

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

Задачи:

Образовательная: Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, интерес к игровому экспериментированию.

Развивающая: Развивать все компоненты детской игры.

Воспитательная: Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.

Оборудование: фартуки, линейки, листы бумаги, стаканчики с водой.

Предварительная работа: раскладываю все необходимые материалы на столы детей, проветрить помещение.

Ход игры

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

I. Организационное мотивационный этап

Игра - приветствие

Беседа, обращенная к опыту детей

Постановка проблемного вопроса

Инструктаж по технике безопасности

Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Давайте поприветствуем друг друга. Для этого нужно стать в круг и сказать своему соседу «Я рад тебя видеть!»

Я начну.. Я рада тебя видеть, Ксюша!

Теперь ты скажи Вове: «Я рада тебя видеть, Вова» Молодец! и т.д.

Ребята, какие вы дружные!

Дети, сегодня я приглашаю вас в сказочную страну звуков.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что нас окружает множество разнообразных звуков?

А давайте посмотрим, что будет, если вокруг нас не будет звуков, попробуйте закрыть уши руками.
Вы что-нибудь слышали?
(ответы детей)

Максим, что ты слышал, когда закрыл уши?
Как вы думаете, легко жить без звуков?
(ответы детей)

Мир, который нас окружает полон звуков и сегодня мы с вами попробуем открыть секрет образования этих звуков. Узнаем это из опытов с различными предметами.

Предлагаю вам надеть рабочие фартуки, занять свои места, сесть на стульчики, руки положить перед собой, спинку держать ровно, ножки прямо.

Сейчас я озвучу правила безопасности, а вы слушайте и запоминайте:

  • Во время проведения опыта нужно вести себя спокойно, не кричать, не вертеться
  • Без разрешения, ничего не трогать руками
  • Внимательно слушать, и делать так, как я вам скажу

Ну что, все усвоили правила безопасности?

Кирилл, повтори, как нужно себя вести?

Правильно!

Катя, а ты что запомнила?

Верно, молодцы!

Теперь мы можем смело преступить к нашим опытам.

Дети по кругу приветствуют друг друга.

(да/нет)

(нет, с закрытыми ушами совсем ничего не слышно)

(да)

(не нужно баловаться и кричать)

(ничего нельзя брать со стола, без разрешения)

II. Основной этап

1 опыт

постановка, формулирование проблемы;

выдвижение предложений (гипотез),

проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт);

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов.

2 опыт

постановка, формулирование проблемы;

выдвижение предложений (гипотез),

проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт);

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов.

Физминутка

3 опыт

постановка, формулирование проблемы;

выдвижение предложений (гипотез),

проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт);

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов.

4 опыт

постановка, формулирование проблемы;

выдвижение предложений (гипотез),

проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт);

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов.

«Какой звук издает линейка?»

-Ребята, как вы думаете, линейка умеет звучать?

- Попробуем заставить линейку зазвучать?

Для этого подвиньте её на край стола, так чтобы один край свисал, а другой край прижмите рукой её к столу, вот так. Стукните по свисающему концу. Слушайте и смотрите.

Что происходит с линейкой?

Правильно, Она дрожит и поэтому издает звук. Она звучит.

Вам понравился первый опыт? Петя, ты знал, что линейка может издавать звук? Настя, а ты знала об этом?

Вот мы и открыли первый секрет рождение звука. Звучит то, что дрожит. Чтобы проверить это проведем ещё один опыт.

«Опыт с бумагой»

Дети, а вы знали, что с помощью бумаги тоже образуется звук?

Сейчас мы в этом вместе с вами убедимся, но для начала нам нужно провести дыхательную гимнастику:

Я ветер сильный, я лечу.

Лечу куда хочу.

Могу подуть направо. Дуем направо

Могу и вверх и в облака. Дуем вверх

Ну а пока я тучи разгоняю. Разгоняем тучки

Давайте свернем лист бумаги в трубочку, вот так

У всех получилось?

Костя, помоги Вике свернуть лист в трубочку. Умница!

Покажите, какие трубочки у вас получились

Теперь к одному концу трубочки поднесите ладошку, а в другой подуйте, вот так.

Что вы чувствуете?

Почему это происходит?

Верно, ребята, мы дуем в трубочку, и звук заставляет дрожать лист бумаги, поэтому нашим пальчикам щекотно.

Дети вы устали? Предлагаю немного отвлечься и провести небольшую физминутку.

Давайте встанем и образуем круг. Повторяйте за мной.

В доме моем тишина,
Делают над головой крышу из ладоней, прикладывают, указательный палец к губам.
В доме моем я одна,
Делают над головой крышу из ладоней, разводят руки в стороны.
Только слышно шуршунчики шуршат,
дети растирают ладошки,
Только слышно шуршунчики шуршат,
потерли ножки, потерли ушки, потерли плечи.
В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно стукунчики стучат,
дети стучат кулаком о кулак,
Только слышно стукунчики стучат,
кулачками по ногам, по плечам.

Вот такая разминка у нас получилась. Возвращаемся на свои места, не забываем спинку держать ровно, ножки прямо, и про правила безопасности тоже не забываем.

«Опыт со стаканчиками»

Посмотрите, у вас на столах стоят стаканчики, всего три. Как вы думаете, а смогут ли они звучать?

Сейчас мы это проверим вместе с вами!

У вас на столах стоят стаканы с водой, расставляем их в линию по мере убывания жидкости. Сравниваем звучание стаканов. Находим звуки глухие звонкие.

Перед вами стоят 3 стаканчика с разным количеством воды, но 1 из них пустой. Постукиваем палочкой сначала по пустому стакану, слушаем, затем стучим по другому стаканчику, сравниваем издаваемый звук. Получается разный звук.

- Как вы думаете, почему это происходит?

-Правильно! В стаканчиках налито разное количество воды.

Количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Чем больше воды в стакане, тем более глухой получается звук, чем меньше воды в стакане, тем более звонкий получается звук.

«Что гремит, что шуршит»

Ребята, а вы хорошо умеете определять звуки не глядя?

Давайте сейчас с вами это и проверим.

Вы должны закрыть глаза, я буду делать разные звуки с помощью предметов, а ваша задача, угадать, какой предмет так звучит.

Закрывайте глазки, не подглядывайте.

Все закрыли?

Сминаю бумагу. Дети, как вы думаете, что это за звук?

Правильно, я сминала бумагу.

Рву бумагу. А это что за звук?

Молодцы! Я рвала бумагу.

Стучу чашками друг о друга. Как вы думаете, какой предмет может так звучать?

Да, это чашки стучат друг о друга.

Переливаю воду. Ребята, а как вы думаете, что так может звучать?

Правильно, это переливается вода из стакана в стакан.

Ну что, ребята, трудно было угадывать предметы по звуку?

Ксюша, ты угадала все предметы?

Вика, а что для тебя было самым сложным?

Замечательно, вы хорошо справились с этим заданием!

(разные ответы детей)

(да)

(она дрожит, и поэтому издает звук)

(ответы детей)

(знали/ не знали)

Дети выполняют дыхательную гимнастику, повторяя за воспитателем.

(да/нет)

Дети показывают свои трубочки. (пальчикам стало щекотно)

(Звук заставляет дрожать бумагу, а она щекочет пальчики)

Дети становятся в круг и повторяют движения за воспитателем.

Дети садятся на места.

(ответы детей)

Каждый ребенок стучит палочкой по стаканчикам, слушая звук, звуки получаются разные.

( В стаканчиках налито разное количество воды)

(ответы детей)

Дети с закрытыми глазами угадывают по звуку предметы.

(бумага мнется)

(бумага рвется)

(это чашки стучат друг о друга), (это переливается вода)

(нет)

Заключительный этап

Анализ зафиксированных результатов по 4 опытам

Подведение

итогов детьми

С помощью опытов мы узнали секрет рождения звука.

И в конце занятия я вам открою ещё один секрет звуков.

Они бывают лечебными,

Положите руку на горлышко и спойте песенку комарика "З". Слышите, как дрожит горло.

Нужно чаще пропевать эту песенку и горло перестанет болеть.

А теперь приложите руку к груди и спойте песенку жука “Ж” (чаще пойте, когда у вас кашель).

А звук “С” может вас успокоить, когда вы взволнованы. Закройте глаза и тихо произнесите звук “С” Слышите, как звучит море, как волны подкатывают к берегу.

Ну что ж, друзья вот и подошло к концу наше путешествие по стране звуков, а мы с вами возвращаемся обратно в группу.

Ребята, в какой стране мы сегодня с вами побывали?

Какие звуки мы слышали?

Какие предметы издавали звуки?

Как можно сделать звук тише, громче?

Что вам больше всего запомнилось?

(различные ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – экспериментирование в средней группе

Тема: «Чудесная мука»Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.Задачи: 1.Обучающие: познакомить детей с понятием «сыпучая»;  закрепить понятия «мягкая», «легка...

Конспект по экспериментированию в средней группе "Радуга - дуга"

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект по экспериментированию в средней группе Плавает – не тонет

Конспект  по экспериментированию в средней группе "Плавает – не тонет"Цель:Закрепление знания детей о свойствах предметов, а именно о том, что деревянные предметы плавают в воде, ...

Конспект занятия-экспериментирования в средней группе детей 4-5 лет. «Песок. Свойства песка.»

Цель: познакомить детей со свойствами песка; формировать интерес к экспериментальной деятельности; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; учить доводить работу до конца....

Игра — экспериментирование в средней группе «Воздух»

        Игра — экспериментирование «Воздух»Цель:- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостояте...

Конспект по экспериментированию в средней группе "Чудесные превращения".

Ознакомление детей со свойствами муки, сажи, воды через детское экспериментирование.Познакомить детей со свойствами воды вымывать грязь, очишать предметы.Учить детей простейшим приемам исследовательск...

Картотека «Игры-экспериментирования» в средней группе

Развитие познавательной активности и интереса к поисково-исследовательской деятельности у детей. Также цель таких игр — расширение кругозора: обогащение знаний о живой ...