Таблица возрастного развития
материал

Баутинова Виктория Владимировна

В данной таблице описаны возраста ,их Социальная ситуация развития,Ведущая деятельность,Психические новообразования,Основные направления педагогической деятельности или рекомендации учителям, воспитателям, родителям (в зависимости от возраста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_vozrastnogo_razvitiya.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Возраст/

название

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Психические новообразования

Основные направления педагогической деятельности или рекомендации учителям, воспитателям, родителям (в зависимости от возраста)

  1. г.

Младенчество

Полная биологическая зависимость от матери, набор базовых потребностей и невозможность их самостоятельного удовлетворения, ситуация «Мы»

Непосредственно- эмоциональное общение

  • Сенсорные процессы (первые виды ощущений), возникновение слухового и зрительного сосредоточения,
  • комплекс оживления
  • первые самостоятельные шаги
  • автономная речь
  • Обучение родителей приемам успокоения ребенка, переключения внимания, поведения в ситуации агрессии со стороны ребенка.
  • Развитие различных форм общения ребенка со взрослым
  • эмоционально-положительное взаимодействие взрослого с ребенком
  • игры на развитие совместного внимания
  • коммуникативные игры
  • стимулировать интерес, положительное отношение к игрушке
  • включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым

1-3 г.

Раннее детство

У ребенка возникают новые потребности, вызывающие стремление осуществлять действия с предметами для их познания, а с другой стороны – способ действия с предметом, знание о нем принадлежит взрослому.

Предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

  • развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым;
  • развитие активной речи ребенка;
  • ходьба;
  • развитие произвольного поведения;
  • появление игровых замещений;
  • формирование потребности в общении со сверстником;
  • развитие самосознания и самостоятельности ребенка;
  • начальные этапы изобразительной деятельности и других видов продуктивной деятельности;
  • создание условий для разнообразных действий с предметами
  • система четких запретов
  •  развитие мелкой моторики
  • развитие самостоятельности и инициативности

3-7

Дошкольный возраст

Познание мира, человеческих отношений и их имитация

Игровая. Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

Соподчинение мотивов. Произвольность процессов, систематический абрис мира, формирование этических инстанций, внимание становится произвольным. Психологическая готовность к школе (Личностная, коммуникативная, интеллектуальная).

Специальная (Счет, Чтение, Письмо)

Физическая (Моторика).

Внешнее проявление кризиса: Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям, манерничанье.

Создание РППС

Направления развития ФГОС (социально‑коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

художественно‑эстетическое развитие; физическое развитие.

7-10(11)

Получение социального статуса школьника, освоение знаний, развитие познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность

Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Интеллектуальное, коммуникативное, нравственное, досуговое.

10-15

Переход к самостоятельности и ответственности, освоение ценностей и взаимоотношений

Интимно-личностное общение

-стремление к «взрослости»;

-потребность в самоуважении;

-самооценка;

-критическое отношение к окружающим;

формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания, формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов, формирование интереса к другому человеку как к личности

16-18

Выбор жизненного пути, освоение профессиональных знаний, умений

Учебно-профессиональная деятельность

-мировоззрение;

-профессиональные интересы;

-новый уровень самосознания;

-потребность в самовоспитании;

-самоопределение

Развитие временной перспективы и способностик целепологанию. Программа развития временной перспективы. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение.

Кризис

Проявления

Рекомендации

кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;

- «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, агрессивность требование повышенного внимания;

- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;

-повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия;

-повышенная капризность;        

-противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Соблюдение режима дня. Важное новообразование кризиса – принятие ребенком границ, правил. Распорядок дня – система, обеспечивающая определенность действий, ритуалов. Следуя режиму, малыш растет здоровым, эмоционально уравновешенным, менее капризным.

  • Создание развивающей среды. Важно организовать пространство квартиры в соответствии с возрастными особенностями ребенка – обеспечить удобство ходьбы (половое покрытие, поручни), подобрать разнообразные по функциям, текстуре, форме предметы для манипуляций. Данные меры позволят реализовывать самостоятельность.
  • Обеспечение бытовой безопасности. Необходимо убрать острые, бьющиеся, представляющие ценность предметы, скрыть электрические розетки, провода. Отсутствие источников опасности – причин для запретов – снизит частоту эмоциональных негативных приступов.
  • Возможность проявлять самостоятельность. Нужно разрешать ребенку самому выполнять ежедневные ритуалы, несмотря на неаккуратность, медлительность. Помощь должна быть представлена предложением сотрудничества.
  • Наличие обратной связи. Слабое развитие речи не позволяет ребенку правильно выразить желания. Нельзя игнорировать попытки установления контакта. Важно понять малыша, и, если выполнить просьбу невозможно, то объяснить почему.
  • Следование системе запретов. Родители должны согласовывать, соблюдать правила поведения. Любое «надо», «нельзя» – обосновывать, выполнять при любых обстоятельствах.
  • Отказ от насилия. При капризах, отказах внимание ребенка стоит переключать игрой, стихотворением, песней, рассказом. Насильственные действия взрослого – прямая провокация крика, плача, истерики.
  • Проявление уважения, любви. Выстраивать сотрудничество необходимо через положительные эмоции, доброжелательное отношение. Важно показывать ребенку любовь, хвалить. Авторитарность приводит к формированию пассивности, трусливости, безынициативности.

кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;

«Я сам»

-Негативизм (стремление делать наоборот);

-Упрямство (настаивание на своём);

-Строптивость (протест против образа жизни);

-Своеволие (желание делать по-своему);

-Бунт против окружающих;

-Обесценивание личности близких;

-Деспотизм.

  • Поощрение самостоятельности. Малышу, проявляющему желание действовать в одиночку, не нужно помогать. Необходимо позаботиться о безопасности, похвалить за успех, поддержать при неудаче, предложить помощь в форме вопроса.
  • Оценка поступков. Нельзя обзывать ребенка, давать «ярлыки» (жадина, вредина, зануда, злой). Наказывать, отчитывать нужно за действия.
  • Сохранение спокойствия. Крики, раздражение взрослого усиливают эмоциональные приступы малыша. Следует демонстрировать уравновешенность, спокойно озвучивать отказ, отвечать на требования.
  • Предоставление права выбора. В ежедневных бытовых вопросах стоит учитывать мнение ребенка. Выбор мультфильма, напитка, книги, места прогулки рекомендуется предоставить малышу.
  • Анализ ситуации. После конфликта, спора, истерики необходимо спокойно обсудить переживания малыша, поделиться собственными эмоциями. Во время таких обсуждений ребенок учится понимать, вербально выражать чувства, мысли, состояния.

кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

- потеря непосредственности;

-манерничанье;

-симптом «горькой конфеты»;

-низкая самооценка;

-кривляния;

-заторможенность, упрямство, чрезмерная застенчивость.

Требования и приказы заменить просьбами

Демонстрировать соблюдение новых правил собственным примером

Заменять игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для любимых детских игр

Уважать решения ребёнка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть немного свободы

Учить на собственных ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он будет чувствовать себя плохо из-за недосыпа, акцентировать на этом внимание)

Уделять достаточно времени и внимания, помогать с домашними заданиями

Вместе с ним соблюдать режим дня

Обсуждать с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет

Постоянно быть на связи с учителем, совместно решать возникающие трудности

кризис подросткового возраста (13 лет).

-стремление к самостоятельности и самоопределению;

-требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

-привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

-бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

кризис юности

«Я» -индентичности

-регрессия к инфантильному развитию;

-смутное, но устойчивое состояние тревоги;

-чувство изоляции и опустошенности;

-страх перед личным общением;

-постоянное пребывание в состоянии ожидания.

  • Дайте больше пространства.
  • Поощряйте его выбор.
  • Дайте больше свободы.
  • Терпимо относитесь к максимализму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические таблицы по развитию игровой деятельности у дошкольников.

Данные диагностические таблицы в помощь воспитателю старшей группы детского сада....

Конспект проведения настольных игр в логопедической группе по проекту: "Использование схем и таблиц в развитии зрительно-тактильного восприятия у детей средствами коррекционно-развивающего комплекта "ПЕРТРА"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми разработан для детей логопедической группы с общим  недоразвитием речи. Задачи данного проекта отражают область развития опред...

Работа с таблицами на развитие внимания

Суть работы с таблицами заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения элементов....

Таблицы для развития навыка звуко-буквенного анализа

Представляю карты-таблицы на определение места звука в слове....

Таблица "Возрастные особенности когнитивных способностей детей дошкольного возраста".

Таблица "Возрастные особенности когнитивных способностей детей дошкольного возраста"....

Таблица возрастно-половых физических показателей детей

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ  ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  ДЕТЕЙ.Мальчики и девочки с 4-х до 6-ти лет....