Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры.
проект (старшая группа)
Знакомство с культурой и традициями русского народа.
Народные праздники и игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_prazdniki.docx | 52.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска
«Утверждаю»
директор МБУ ДО «ДТДМ»
___________Кудасова Т. В.
ПРОЕКТ
«Обрядовые праздники в рамках народного календаря»
Автор проекта: Никитина Е. Ю.
п. д. о. МБУ ДО «ДТДМ»
г. Смоленск 2017
Паспорт проекта
Название проекта: «Обрядовые праздники в рамках народного календаря»
Заказчик проекта: МБУ ДО «ДТДМ» города Смоленска.
Разработчик проекта: п. д. о. МБУ ДО «ДТДМ» Никитина Е. Ю.
Направление проекта: социально - творческий.
Идея проекта: формирование творческого и инициативного сообщества обучающихся и педагогов по организации последовательной и долгосрочной работы по изучению исторических, культурных, социальных особенностей обрядовых праздников, их проведения в рамках народного календаря, в условиях расширения задач формирования российской идентичности подрастающего поколения.
Срок реализации проекта: 05.09. 2017 года по 25.06.2018 года
География: город Смоленск.
Участники проекта: педагогический коллектив МБУ ДО «ДТДМ» г. Смоленска, коллектив обучающихся МБУ ДО «ДТДМ», родители (законные представители), учащиеся 1 – 11 классов муниципальных бюджетных образовательных учреждений города.
Исполнители: МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», 214 000, город Смоленск, ул. Коммунистическая, 1/9.
Телефон: 38 – 39 – 33.
Актуальность и новизна проекта
Новые высокие требования, которые общество предъявляет к подготовке подрастающего поколения, определены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на расширение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. В основных направлениях развития воспитания говорится о приобщении детей к культурному наследию; созданию условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, преданья. Поэтому в условиях современной действительности создание социально – творческого проекта «Обрядовые праздники в рамках народного календаря» является весьма актуальным.
Новизна Проекта заключается в том, что в процессе его реализации создается уникальный продукт – информационно-аналитический кластер, позволяющий накапливать, сохранять и анализировать неограниченное количество информационного методического материала: сценарии праздников, фото, видео материалы, творческие работы участников проекта.
Цели и задачи
Цель: формирование у обучающихся активной жизненной позиции, чувства патриотизма, приобщение обучающихся к культурному наследию; создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Задачи:
1.Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры, изучению истории родного края через годовой цикл народного календаря.
2.Активизировать представления обучающихся о народных календарных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
3.Воспитывать эмоциально - образное отношение к народной культуре, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства; любовь к Родине, уважение к традициям и духовным ценностям своего народа.
4. Создать условия для формирования чувства коллективизма с обеспечением индивидуального развития творческих способностей личности.
5. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению обучающихся к истокам русской национальной культуры.
6. Поддерживать социальный имидж Дворца творчества детей и молодежи.
Управленческо - кадровый аспект
Руководство ходом реализации Проекта осуществляется сотрудниками Центра этнографии, краеведения и туризма МБУ ДО «ДТДМ», имеющими опыт работы в разработке и проведении обрядовых праздников в рамках народного календаря.
Управленческо - кадровый потенциал реализации проекта состоит из методистов, педагогов высшей и первой квалификационной категории. Все педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации на базе СОИРО. Также регулярно проводятся обучающие методические советы на базе Дворца творчества детей и молодежи.
В ходе реализации проекта Центр этнографии, краеведения и туризма:
- разрабатывает годовой план проведения обрядовых праздников в рамках народного календаря;
-формирует творческую группу для отбора и оценки сценарного материала, организации и проведения праздников;
- координирует ход реализации проекта;
- осуществляет оценку эффективности реализации проекта;
- несет ответственность за выполнение проектных мероприятий.
Участниками проекта является педагогический коллектив МБУ ДО «ДТДМ» г. Смоленска, коллектив обучающихся МБУ ДО «ДТДМ», родители (законные представители), учащиеся 1 – 11 классов муниципальных бюджетных образовательных учреждений города.
Содержание и механизм реализации проекта
Организация и порядок проведения мероприятий по ознакомлению с народными праздниками:
1.Организатором является творческая группа методистов и педагогов дополнительного образования ЦЭКТ МБУ ДО «ДТДМ».
2. Праздники проводятся в соответствии с календарем народных праздников на фоне живой природы, в окружении подлинных памятников духовно-материальной культуры.
3. Мероприятие соответствует целям и тематике праздников.
Участники Проекта предоставляют творческие материалы для участия в следующих обрядовых праздниках в рамках народного календаря: «Золотая осень», «Черная курица», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Ивана Купала».
В программе обрядовых праздников:
«Золотая осень»
- оформление праздничной лесной поляны
- украшение «Древа Урожая»
- оформление стоянок творческих коллективов, участников проекта
- творческое выступление коллективов (название и представление «деревень»)
- реконструкция славянских обрядов
- сценический образ Матери-Земли
- игровая программа, хороводы
- конкурс осенних композиций из природного материала
- песни у костра
- подведение итогов праздника, награждение
«Черная курица»
- оформление сценической площадки
- символика домашнего очага «Русская печь»
- инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба»
- игровая программа
- конкурс загадок
- обрядовая пища (курица, яйца, выпечка)
- подведение итогов праздника, награждение
«Святки»
- оформление сценической площадки
- календарь зимних праздников
- реконструкция древнего обряда «Колядки»
- конкурс загадок, пословицы о зиме
- обряд украшения новогодней елочки
- сказочные зимние персонажи
- символы Нового Года - Дед Мороз и Снегурочка
- подведение итогов праздника, подарки
«Масленица»
- оформление праздничной лесной поляны
- оформление стоянок творческих коллективов, участников проекта
- творческое выступление коллективов (название и приветствие «деревень»)
- представление дней Масленицы
- реконструкция славянских обрядов
- игровая программа, хороводы
- конкурс частушек
- конкурс снежных композиций
- штурм зимней крепости
- обрядовая пища (блины, мед, выпечка)
- большой праздничный костер
- подведение итогов праздника, награждение
«Сороки»
- праздничное шествие по деревне и поздравление местных жителей
с весенним праздником
- оформление символа весны «Жаворонок на шесте»
- конкурс обрядовой выпечки из теста весенних птичек
- реконструкция славянских обрядов (весенние заклички, запевки, кормление Земли)
- игровая программа
- познавательная викторина «В мире птиц»
- подведение итогов праздника, награждение
«Ивана Купала»
- праздник летнего солнцестояния
- оформление праздничной лесной поляны
- символы праздника «Купала», «Лада»
- творческое выступление коллективов
- реконструкция славянских обрядов
- игровая программа, купальские хороводы
- прыжки через праздничный костер
- поиски цветка папоротника
- купание и запуск плотиков на озере
- подведение итогов праздника, награждение
Конечным инновационным продуктом проекта является круглогодичный цикл обрядовых праздников в рамках народного календаря и информационно-аналитический кластер, который позволяет накапливать, сохранять и анализировать неограниченное количество информационного методического материала: сценарии праздников, творческие работы участников проекта, фото, видео материалы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (с 05.09.2016 года по 15.09.2016года)
Формирование проектной группы.
Разработка, обсуждение и утверждение проекта.
Определение актуальности Проекта. Изучение опыта работы педагогов дополнительного образования МБУ ДО «ДТДМ» и других образовательных организаций, интернет - ресурсов, методической литературы по организации и проведению народных праздников.
Создание организационно- педагогических условий для реализации Проекта.
Составление плана действий по реализации проекта. Мотивация и привлечение активных обучающихся, их родителей (законных представителей) к подготовке и проведению народных праздников.
Подготовка материально – технической базы, инвентаря.
Поиск критериев эффективности деятельности по проекту и разработка методики мониторинга.
Информирование целевой аудитории (творческая группа педагогов и родителей) через проведение круглых столов, творческих встреч.
Разработка и оформление методических материалов.
Работа участников праздников по подготовке творческих выступлений
Организационный этап (с 16.09.2016года по 26.09.2016года ):
- формирование экспертной группы для отбора и оценки представленных материалов;
- оформление заявок на участие объединений МБУ ДО «ДТДМ», команд образовательных учреждений в обрядовых праздниках в рамках народного календаря.
Основной (деятельностный) этап – реализация Проекта
(с 27.09.2016 года по 15.05.2017года):
Разработка содержания праздников: подбор дидактического материала, литературы.
Образовательная деятельность художественно–эстетической, спортивно–оздоровительной направленности; художественно – творческая деятельность.
Создание творческих групп обучающихся для участия в праздниках
в рамках проекта.
Индивидуальная работа с обучающимися и родителями.
Проведение запланированных мероприятий.
Корректировка хода реализации проекта.
Работа оргкомитета и экспертной группы по изучению представленных материалов для оценки их уровня, составления сценарного плана .
Участие объединений обучающихся в праздниках народного календаря.
Заключительный этап (16.05.2017 года):
Круглый стол участников проекта: представители администрации, руководители творческих объединений, родители обучающихся.
Создание информационно-аналитического кластера информационного методического материала: сценарии праздников, творческие работы участников проекта, фото, видео материалы.
Аналитический этап (с 15. 06. 2017 года по 25. 06. 2017 года):
- подведение итогов проекта;
- определение перспектив развития Проекта;
- размещение информации о реализации проекта на сайте МБУ ДО «ДТДМ»;
- награждение активных участников;
- проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы, выработка рекомендаций по проведенной работе.
Критерии оценки эффективности Проекта
- количество объединений МБУ ДО «ДТДМ», творческих коллективов образовательных учреждений города Смоленска, принявших участие в Проекте;
- количество и качество творческих работ, представленных участниками Проекта;
- организационная культура участников;
- уровень организации Проекта в целом;
- четкость и эффективность управления Проектом;
- создание необходимых условий для развития личности, формирования чувства патриотизма и гордости за свою Родину;
- приобретение участниками проекта теоретических и практических знаний в сфере историко-краеведческого и духовно-нравственного воспитания, участие в конкретном практически значимом деле.
- возможность тиражирования предложенного проекта в практике у других образовательных объединений, отделов ДТДМ.
Прогнозируемые результаты
Для обучающихся:
- формирование активной жизненной позиции, чувства патриотизма у участников проекта;
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;
- формирование эмоционально-осознанного отношения к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;
- закрепление навыков социокультурной адаптации и позитивной самооценки своей творческой деятельности, приобретенной в работе над проектом;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, педагогами при решении различных творческих задач;
- развитие духовно – нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, уважительного отношения к историко – культурным традициям своего и других народов.
Для педагогов:
- наличие востребованного информационно-аналитического кластера методических разработок, фото видеоматериалов, исследовательских и творческих работ участников Проекта;
- выявление обучающихся, которые обладают организаторскими и творческими способностями;
- совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение организационно – массовых мероприятий.
Для родительской общественности:
- сформированная положительная мотивация к сотрудничеству с МБУ ДО ДТДМ;
- возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка.
Для образовательного учреждения:
-педагогический коллектив единомышленников, систематически повышающих уровень профессионального роста;
- повышение уровня сплоченности коллектива ЦЭКТ, ДТДМ;
- повышение уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг всех участников образовательного Проекта.
Прогнозируемые риски и способы их коррекции
- трудности взаимодействия с участниками проекта (консультирование участников проекта, мотивация);
- негативное реагирование отдельных обучающихся и родителей на проект (педагогическое консультирование)
- высокая загруженность педагогов (материальное и моральное стимулирование)
- отсутствие финансирования ( привлечение спонсорской помощи)
Перспективы развития Проекта
- расширение творческого пространства проекта за счет привлечения новых участников и организации возможности участия в выездных народных праздниках;
- создание условий для творческого сотрудничества и общения с детскими и молодежными учреждениями, организациями партнерами и объединениями на особой территории в природной обстановке;
- организация и проведение регионального фольклорно – этнографического праздника «Масленица» на территории Детской Лесной Республики
Критерии оценки эффективности проекта
Создание условий для развития индивидуальных, интеллектуальных, творческих, социальных способностей обучающихся в образовательной организации (показатели эффективности реализации проекта).
Освоение педагогами новых технологий, систем средств воспитания, создание новых творческих объединений, расширение возможностей в распространении педагогического опыта (ожидаемый результат).
Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, выработка самодисциплины и самоорганизации, формирование положительной мотивации.
Развитие массовых, групповых, индивидуальных форм образовательной деятельности: увеличение количества участников проекта, положительных отзывов; создание комфортной среды образовательной организации.
Поддержание социального имиджа МБУ ДО «ДТДМ»:
- увеличение количества партнеров-участников сетевого взаимодействия в рамках реализации проекта;
- анкетирование удовлетворенности предоставляемыми услугами всех участников образовательных отношений;
- количество родителей, принимающих участие в совместной деятельности с детьми;
- совершенствование системы воспитательной работы в ДТДМ и семье.
Управление процессом реализации проекта
Мониторинг хода и результатов реализации проекта осуществляется в постоянном режиме исполнителями проекта: начальная диагностика, итоговая диагностика. Используемые методики: наблюдение, анкетирование, рейтинговая оценка.
Ресурсное обеспечение Проекта
1.Обеспечение организационных условий: создание творческой группы по реализации проекта, разработка содержания, методов, подходов и приемов.
2. Обеспечение информационных условий: сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта.
3. Обеспечение кадровых условий – педагоги, владеющие деятельностными технологиями.
4. Обеспечение мотивационных условий: действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач в реализации проекта.
5. Обеспечение нормативно – правовых условий: подготовка документов регламентирующего характера
6. Обеспечение научно – методических условий: методические памятки, рекомендации, сценарии праздников по тематике.
7. Обеспечение материально – технических условий.
Финансирование проекта.
Для реализации Проекта используется материально-техническая база МБУ ДО «ДТДМ». Возможно привлечение дополнительных ресурсов со стороны образовательных, общественных и коммерческих учреждений города Смоленска и области, родительской общественности, спонсоров. Для реализации Проекта необходимы финансовые средства в размере 55 000 руб.
Смета расходов на проведение праздников
№ п/п | Статья расходов | Сумма |
1. | Транспортные расходы Праздник «Золотая осень» Праздник «Черная курица» Праздник «Святки» Праздник «Масленица» Праздник «Сороки» Праздник «Ивана Купала» | 3000 р. 6000 р. 6000 р. 3000 р. 6000 р. 6000 р. |
2. | Костюмы сценических героев | 10 000 р. |
2. | Призы | 8000 р. |
3. | Элементы питания дл видео, фотоаппаратуры | 5000 р. |
4. | Оформление сценарной площадки | 8000 р. |
Итого: | 61 000 р. |
Всего: 61 000 р. (шестьдесят одна тысяча рублей 00 коп.)
Система информирования о проекте: Сайт МБУ ДО «ДТДМ»; родительские собрания; видеорепортажи в СМИ; сеть «Интернет».
Формы предоставления результатов проекта для массовой практики: практические материалы, методические рекомендации; диагностические материалы по отслеживанию метапредметных результатов; публикации, распространение опыта.
Литература.
1.Гидатуллина Н.М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. – Казань, 2004.
2. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов на Дону; Феникс, 2008.
3. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М,: Детство, 2003.
4.Науменко Г.М. Народные праздники. – М.: Центрполиграф, 2001.
5.Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск: Русич, 1995.
6.Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1989
Интернет – ресурсы.
План работы по реализации проекта «Обрядовые праздники
народного календаря» на 2016-2017 учебный год.
Сентябрь 2016 года.
- Совет ЦЭКТ. Представление проекта «Обрядовые праздники в рамках народного календаря»
- Представление программы праздника «Золотая осень».
- Сбор материала по теме «Золотая осень». История праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, песни, поговорки, загадки, эскизы костюмов, макет «Древо урожая», литературные произведения.
- Составление сценария праздника «Золотая осень»
- Репетиции театрализованной части.
( педагоги, обучающиеся и родители)
Октябрь 2016 года.
- Репетиции театрализованной части праздника «Золотая осень».
- Организация и проведение праздника «Золотая осень».
- Представление программы праздника «Черная курица».
- Сбор материала по теме «Черная курица». История праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, песни, загадки, эскизы костюмов, литературные произведения.
- Составление сценария праздника «Черная курица»
- Репетиции театрализованной части.
( педагоги, обучающиеся и родители)
Ноябрь 2016 года.
- Репетиции театрализованной части праздника «Черная курица».
- Организация и проведение праздника «Черная курица».
- Представление программы праздника «Святки».
- Сбор материала по теме «Святки»». История праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, песни, загадки, эскизы костюмов, литературные произведения.
- Составление сценария праздника «Святки»
- Репетиции театрализованной части.
( педагоги, обучающиеся и родители)
Декабрь 2016 года.
- Репетиции театрализованной части праздника «Святки».
- Организация и проведение праздника «Святки».
- Представление программы праздника «Масленица».
- Сбор материала по теме «Масленица». История праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, песни, загадки, эскизы костюмов, литературные произведения.
- Составление сценария праздника «Масленица»
- Репетиции театрализованной части.
- Круглый стол «Промежуточные результаты проекта»
( педагоги, обучающиеся и родители)
Январь 2017 года
- Представление программы праздника «Масленица».
- Сбор материала по теме «Масленица». История праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, песни, загадки, эскизы костюмов, литературные произведения.
- Составление сценария праздника «Масленица»
- Репетиции театрализованной части.
Февраль 2017 года.
- Репетиции театрализованной части праздника «Масленица».
- Организация и проведение праздника «Масленица».
- Представление программы праздника «Сороки».
- Сбор материала по теме «Сороки». История праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, песни, загадки, эскизы костюмов, литературные произведения.
- Составление сценария праздника «Сороки»
- Репетиции театрализованной части.
Март 2017 года.
- Репетиции театрализованной части праздника «Сороки».
- Организация и проведение праздника «Сороки».
- Круглый стол «Промежуточные результаты проекта»
( педагоги, обучающиеся и родители)
Апрель 2017 года.
- Представление программы праздника «Ивана Купала».
- Сбор материала по теме «Ивана Купала». История праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, песни, загадки, эскизы костюмов, литературные произведения.
- Составление сценария праздника «Ивана Купала»
- Репетиции театрализованной части.
Май 2017 года
1.Круглый стол участников проекта: подведение итогов проекта; определение перспектив развития Проекта; размещение информации о реализации проекта на сайте МБУ ДО «ДТДМ»; награждение активных участников; проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы, выработка рекомендаций по проведенной работе.
2.Создание информационно-аналитического кластера информационного методического материала: сценарии праздников, творческие работы участников проекта, фото, видео материалы.
(представители администрации, руководители творческих объединений, родители обучающихся)
В современном обществе существует проблема отчуждения от русской этнической идентичности на уровне сознания обучающихся, принадлежащих к российской национальной культуре.
Сегодня идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности. Это прослеживается во всех нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Одна из задач ФГОС ДО – формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; создание условий для формирования и развития навыков фольклорно – этнографической деятельности обучающихся, вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность
8. Создавать условия, при которых большинство обучающихся принимают посильное участие в мероприятиях и испытывают личностный рост, радость, успех.
Принципы организации проекта:
- принцип развития
- массовости
- доступности
- заинтересованности
- междисциплинарного подхода
- выбора и ответственности
- открытости
- сотрудничества.
Методики диагностики личностных и метапредметных результатов: личностное самоопределение («Самооценка»), смыслообразование (анкетирование); познавательные (сбор материала по теме); регулятивные (тест простых поручений); коммуникативные (достижения объединений в образовательных областях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры"
Задачи: -знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них; - расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (п...
План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»
План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творч...
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.
Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...
ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"
ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни ру...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».
Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую слав...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...