Консультация "Особенности построения РППС старшей группы в ДОУ"
консультация (старшая группа)
Консультация на тему "Особенности построения РППС старшей группы в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_osobennosti_postroeniya_rpps_v_starshey_gruppe.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №3 «Аленушка»
Консультация для педагогов на тему: «Особенности построения ППРС в старшей группе»
Подготовил воспитатель: Кишко Е.В.
Черноморское, 2023г.
Описание условий, созданных в группе, предусматривающих личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, к сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольника.
Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса является правильная организация предметно - развивающей среды согласно требованиям СаНПиН. В старшей группе созданы оптимальные материально-технические условия для разностороннего развития дошкольников. Предметно-развивающая среда организуется в соответствии с ФОП дошкольного образования, куда включены основные компоненты, необходимые для физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития каждого воспитанника, организации индивидуальной деятельности.
Предметно-развивающая среда старшей группы эстетически оформлена, она непрерывно изменяется, развивается. Всё оборудование, игрушки, книги, игры в группах расположены удобно и доступны для детей. Игровые уголки располагаются таким образом, что дети имеют возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу. Разные символы каждого уголка помогают детям легко ориентироваться в группе.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам имеются необходимые предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, зонтики и т. п.; для мальчиков - детали военной формы, предметы вооружения рыцарей, разнообразные технические игрушки. В группе имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
При организации предметной среды в групповом помещении учитываются закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Учитывается ведущая роль игровой деятельности.
Перечень примерных структурных компонентов развивающей предметно-пространственной среды
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
РППС группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Транспортируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.
Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких уголков развития в группе выступают:
- уголок для ролевых игр;
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.
РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования.
При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
Образные игрушки | Условные и реалистичные по художественному образу сюжетные игрушки (куклы; игрушки, изображающие животных разных континентов, насекомых, рыб и других обитателей морей); тематические наборы для режиссерских игр («Гараж», «Ферма», «В деревне» и т.п.) |
Предметы домашнего обихода | Соразмерная куклам разнообразная мебель, посуда, одежда, но в меньших количествах. |
Техника и транспорт | Разные виды машинок и транспорта (наземного, воздушного, водного), среднего размера и соразмерные руке ребенка |
Атрибутика ролевая | Количество конкретной атрибутики уменьшается, предлагаются многофункциональные атрибуты (ткани, шарфики, платочки, головные уборы, ленточки, самые разные аксессуары, поделочные материалы и т.п.) |
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности | Виды театрализованных игрушек, набор масок и т.п. |
Маркеры пространства | Крупно габаритные напольные конструкторы (пластик). |
Бросовые и поделочные материалы, предметы-заместители | Ткани, пробки, небольшие пластиковые пузырьки, природный материал, палочки, шнуры, проволока, разнообразные поделочные материалы |
Развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности | Дидактические игрушки и пособия | Игрушки на совершенствование сенсорике (тактильные ощущения, размер, вес и пр.; на разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и пр.), Настольно-печатные игры, мозаики, лото, паззлы (до 55 деталей), головоломки. |
Конструкторы | Разнообразные строительные наборы (крупные и мелкие), крупногабаритные средообразующие пластмассовые конструкторы. | |
Библиотека | Хорошо иллюстрированные книжки разных жанров, детские энциклопедии. | |
Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья | Спортивное оборудование | Оборудования для подвижных и спортивных игр: обручи, кегли, скакалки, мячи. |
Оздоровительное оборудование | Оборудование для воздушных и водных процедур, массажный коврик. | |
Оборудование участка | Пространство и оборудование для сюжетных и подвижных игр, живой и неживой природой, для физической активности, в т.ч. спортивная площадка, имеющая оборудование для лазания, метания, прыжков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по обогащению РППС старших групп ДОУ по ДНВ
Рекомендации для педагогов ДОУ. осуществляющих ДНВ дошкольников...
РППС Старшая группа
quot;Новый год у ворот"...
презентация РППС старшей группы №5 "Солнышко"
Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада.Подготовила воспитатель: Красноперова Н.С.Ярославль 2021....
РППС старшая группа "Солнышко"
РППС в старшей группе...
Организация РППС старшей группы компенсирующей направленности
материал для воспитателей...
Паспорт РППС (старшая группа ДОО)
Паспорт РППС...
РППС старшей группы Буратино
Организация предметно – развивающей среды в старшей группе Буратино. Пространство группы организовано в виде зон, оснащенных различными развивающими материалами...