Организация РППС старшей группы компенсирующей направленности
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Золотая рыбка»
Справка – анализ
об уровне оснащенности развивающей предметно – пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности «Пчёлка»
Воспитатель: Шибанова Наталья Владимировна
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С. Л. Новоселова)
Характеристика группы: группу посещают воспитанники в возрасте 5- 6 лет (старшая группа компенсирующей направленности); списочный состав 17детей, их которых 8мальчиков, 9девочек.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности «Пчёлка» показал: группа начинается с приемной, где на стендах размещена общая информация: сведения о детском саде и сотрудниках , режим дня, расписание ООД, тема недели. Представлены тематические консультации в соответствии с программой и планом воспитательно – образовательной работы, по реализации проектной деятельности, информация по ПДД и пожарной безопасности, рекомендации специалистов, медицинские советы. Так же в приемной можно познакомится с достижениями педагога, группы, детей. В приемной можно проследить индивидуализацию в разработке групповых и семейных проектов, создании детских портфолио, постоянно действующих выставках семейного творчества, в размещении фотоматериала об увлечениях детей. Постоянно выставлены детские работы, вниманию родителей представлено меню.
Развивающая предметно – пространственная среда группы построена в соответствии с принципами ФГОС ДО.
- Насыщенность среды соответствует старшему возрасту детей и содержанию Программы Вераксы «От рождения до школы».
- Среда меняется в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей.
- Используются различные составляющие предметной среды: детская мебель, мягкие модули, ширмы, предметы – заместители.
- Оборудование в группе размещено на 3 сектора, что позволяет детям объединяться по интересам. Все центры, игры, пособия в них имеют свой символ.
- Все материалы, игры и пособия доступны и безопасны.
Так как группа компенсирующей направленности, во всех видах деятельности и центрах решаются задачи речевого развития.
Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. В группе «Пчёлка» среду обогатили элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор группы «Пчёлка» (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе компенсирующей направленности «Пчёлка» была создана следующая предметно- пространственная развивающая среда.
В речевом центре расположились игры, пособия, которые создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения).
В центре подобраны комплексы дыхательных упражнений, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:
Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
Кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику;
Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности; Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
Пазлы –дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Эти игры мы планируются и проводятся ежедневно в течении дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.
Центр познавательно – исследовательской деятельности включает в себя центр математики, который представлен играми, пособиями на ориентировку во времени, в пространстве, раздаточный материал, алгоритмы, схемы, плакаты.
Неизменной популярностью у детей группы «Пчёлка» пользуется центр эксперементирования, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. Индивидуализация прослеживается так же в создании детских коллекций.
Для центра продуктивно – творческой деятельности отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Музыкальный центр представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В группе подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке есть детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними. С подгруппой дошкольников воспитатель проводит в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Центр конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое центра (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх- драматизациях, ручном труде).
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия. Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию
Вывод:
В старшей группе компенсирующей направленности «Пчёлка» созданы условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО. Материал и оборудование в группе подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований. Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей. Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек. При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 25%, рабочий сектор – 25% (но пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).
Во всех центрах решаются задачи речевого развития.
Старший воспитатель____________/Н.А.Мокрецова/
Заведующий___________________/Е.А.Павлычева/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ» Круглый стол с родителями старшей группы компенсирующей направленности
Работа с родителями групп компенсирующей направленности...
РППС в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Здесь воспитатели старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР найдут материал по содержанию и наполняемости центров в групповом помещении в соответствии с требованиями программы Н.В.Н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...
Информация для родителей на родительском собрании "Задачи и организация коррекционной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности»
Раскрыты особенности и специфика функционирования логопедической группы, задачи логопеда, взаимосвязь педагогов и родителей....
Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе компенсирующей направленности
В ДОУ действует группа для детей с РАС. Основной целью работы с этой категорией детей, является повышение их качества жизни – это значит, чтобы ребенок стал более самосто...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ старшей группы компенсирующей направленности (ТНР).
В презентации редставлены наполнение центров РППС группы компенсирующей направленности (ТНР)...
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...