Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (Возраст детей:4-6 лет) Срок реализации: 2года.
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это один из любимых видов художественной деятельности дошкольников. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Она расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное; учат не только смотреть и видеть, но и создавать собственные произведения, отражающие творческую индивидуальность, представления ребенка об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_palchiki_dlya_sayta.docx | 459.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета Заведующий МАДОУ
Протокол №____от Детский сад №6 «Светлячок" «___»_______2021 г . ________________Т.В.Шемец
Приказ №_______от___________
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа
«Волшебные пальчики»
(Возраст детей:4-6 лет)
Срок реализации: 2года.
Автор-составитель:Литвиненко Г. Н.,воспитатель,
высшая квалификационная категория
г. Лесосибирск, 2021год
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6«Светлячок» города Лесосибирска» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
3. Сведения об авторе-составителе: | |
3.1. Ф.И.О. | Литвиненко Галина Николаевна, воспитатель высшая квалификационная категория |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р). - Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 №52831)". - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 N 09-3242 (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». -Устав МАДОУ «Детский сад №6«Светлячок» города Лесосибирска» |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4.Тип программы | Общеразвивающая программа |
4.5.Уровень реализации | Дошкольное образование |
4.6. Возраст детей | 4-6 лет |
4.7.Продолжитель ность обучения | 2 года |
СОДЕРЖАНИЕ
I.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1Пояснительная записка…………………………………………………………4-8
1.2. Содержание программы………………………………………………...........8-14
- учебный план
- содержание учебного плана
2.Формы аттестации и оценочные материалы…………………………............14-16
3.Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы ……………………………………………………………………........16
3.1.Условия реализации программы…………………………………...16-17
3.2.Методическиематериалы…………………………………………..17-18
3.3.Список литературы……………………………………………………..18
4. Приложение………………………………………………………………………19
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это один из любимых видов художественной деятельности дошкольников. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Она расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное; учат не только смотреть и видеть, но и создавать собственные произведения, отражающие творческую индивидуальность, представления ребенка об окружающем мире.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность (тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- обогащают ребёнка в художественном и творческом плане.
Данная программа художественной направленности, включает в себя лепку из пластилина, соленого теста, полимерной глины.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но впоследствии при накоплении опыта многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность. Расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы, такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы.Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.
«Холодный фарфор» на сегодняшний день является абсолютно безвредным, удобным и весьма дешевым материалом для лепки. Из-за очень гладкой и однородной текстуры, замечательной пластичности он очень удобен в использовании. Еще одним плюсом «холодного фарфора» является то, что работать с ним могут не только взрослые, но и даже дети. При застывании «холодный фарфор» приобретает твердость, что отличает его от пластилина. Этот замечательный материал дает неограниченные возможности для творчества, из него можно слепить всё что угодно, даже настоящие произведения искусства!
Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Преимущество работы с пластилином перед другими материалами:
-пластика (задано размерами и возможностями материала);
- работа идёт сразу в цвете;
- позволяет создавать дополнительные цвета;
- возможность создавать объемные, рельефнее изображения, плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;
- при соблюдении температурного режима хорошо держит форму.
Лепка из глины предполагает знакомство с декоративно прикладным искусством. Поделки из природного материала удовлетворяют неуемную любознательность дошкольника. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность добиться более совершенных результатов.
В ходе занятий дети знакомятся с основами дизайна, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Творческое развитие дошкольников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывают повышенный интерес к работе, и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Волшебные пальчики» в том, что она содержит новые подходы к проведению занятий по лепке, включающие в себя не только процесс изготовления изделий, но и процесс изготовления самого материала для лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно изменять, использовать появляющиеся новинки; а также появляется возможность постоянно экспериментировать с процессом изготовления соленого теста, фарфора, пластилином и полимерной глиной, его окрашиванием.
Актуальность программы определяется современным запросам общества, которое ориентируется на творчество, самостоятельность в поисках творческих решений. Овладевая полученными умениями, дети учатся создавать свои конструкции, не пользуясь шаблонами и схемами. Они с удовольствием создают объёмные фигурки животных, людей, сказочных героев, машинки, фрукты мебель. Детей увлекает идея создания целых композиций из отдельных фигурок: «Зоопарк», «Чаепитие», «Деревенский пейзаж». Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что наряду с лепкой, дети получают углубленные знания по основам изобразительной грамоты, истории искусств, декоративно-прикладному искусству, основам дизайна. Важным и ценным является то, что лепка вместе с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В ходе освоения изобразительной деятельности и взаимодействия с людьми (педагогами, другими взрослыми, детьми) ребенок осваивает не только способы деятельности, но и нормы, правила, ценности, мотивы, отношения, имеющиеся в данном учреждении.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей посредством лепки.
Задачи:
1.Освоить приемы лепки из солёного теста и полимерной глины.
2.Познакомить с конструктивном и пластическом способами лепки.
3.Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
4.Познакомить с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, фактурные поверхности, соленое тесто, пластика - масса.
5.Развивать память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, образное и логическое мышление, художественный вкус
6.Формировать понимание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», композиция».
7.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности заключаются в том, что программа включает в себя различные элементы декоративно-прикладного искусства: сувенирная лепка, изготовление бижутерии, флористика, пластилиновая живопись.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» предназначена для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 6 лет, рассчитана на 2 год обучения. Программа рекомендована как дополнительная образовательная услуга в ДОУ по запросу родителей.
Формы и режим занятий
Основной формой организации занятий являются групповые занятия, в группах по 8 человек, занятия практические.
Занятия проводятся: 2 раз в неделю по 20 минут, всего 64 часа в год.
Для каждой разработки занятий учитываются возрастные и физиологические особенности детей этой возрастной группы.
Примерная структура занятия:
1. Организация начала занятия (актуализация знаний)
2. Постановка цели и задач занятия (мотивация)
3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом)
4. Практическая часть (первичное закрепление навыков)
5. Проверка первичного усвоения знаний
6. Рефлексия
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты - личностные достижения ребенка при освоении программы.
В конце первого года обучения у воспитанников будут развиты:
- пользоваться материалами, инструментами, предназначенными для лепки;
- организовывать свое рабочее место;
- выполнять рельеф, барельеф, объемную композицию, лепить фигурки, используя основные исходные формы.
- подбирать цветовую гамму соответствующую выбранной теме и композиции;
применять в работе основные приемы лепки;
В конце второго года обучения у воспитанников буду развиты:
- технические умения навыки (передача формы предмета, строение предмета, передача пропорций, композиция, передача движения, цветовое решение);
- отношение к деятельности (интерес, отношение к оценке взрослого);
- творчество (самостоятельность, инициатива, активность).
- высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
- проявлять бережное отношение к произведениям искусства, к материалам, инструментам в процессе деятельности, а также аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым, работающим с ними в процессе создания коллективной (парной) работы;
- адекватно оценивать результаты деятельности, учитывая оценку и мнение взрослого;
- управлять своим поведением и планировать свои действия во время работы;
- в результате работы воспитанники освоят следующие приёмы лепки: скатывание прямыми движениями, скатывание круговыми движениями, расплющивание, соединение в виде кольца, защипывание края формы, лепка из нескольких частей, пропорции, оттягивание части от основной формы, сглаживание поверхности формы, присоединение части, прижимание, примазывание.
1.2.Содержание программы
Учебный план первый год обучения
№ | Название разделов, темы. | Кол-во часов | |||
всего | теория | практика | Формы аттестации. | ||
1 | Раздел 1 | 4 | 2.5 | 1.5 | |
1.1 | История лепного искусства. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | Беседа, опрос |
1.2 | Знакомство с различными материалами для лепки. | 1 | 0.5 | 0.5 | Показ, беседа |
1.3 | Лепка исходных форм - шар, цилиндр, конус, жгут. | 2 | 1 | 1 | Показ, выполнение упражнений |
2 | Раздел 2:Лепка из соленого теста. | 24 | 6 | 18 | |
2.1 | «Мышка-норушка».(Вводное занятие, теория, изготовление теста) | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа |
2.2 | «Котик»- скульптурный способ. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.3 | «Слоник» - скульптурный способ. | 2 | 0.5 | 1,5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.4 | «Три медведя». (По сказке, конструктивный способ) | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.5 | «Клоун»- конструктивный способ | 2 | - | 2 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.6 | «Корзиночка с овощами»- комбинированный способ | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.7 | «Жираф в зоопарке»- комбинированный способ | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.8 | «Черепашка» конструктивный способ | 1 | - | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.9 | «Лиса и колобок» комбинированный способ | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.10 | «Снеговик, мешок с подарками» рельефная лепка | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.11. | «Курочка ряба» рельефная лепка | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.12. | «Дымковская барышня» комбинированный способ с налепами. | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
Итоговое занятие | 1 | - | - | Открытое занятие | |
3 | Раздел 3:Лепка из пластилина | 24 | 7 | 17 | |
3.1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Опрос, беседа |
3.2. | «Лошадка» комбинированный способ | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.3. | «Лиса и сыр» комбинированный способ | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.4. | «Динозаврик» скульптурный способ | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.5. | «Дед мороз» конструктивный способ | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.6. | «Мой друг». Конструктивный способ | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.7. | «Тигренок на арене» комбинированный способ | 1 | - | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.8. | «Сладости для Маши» комбинированный способ, налеп | 1 | - | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.9. | «Снегирь» пластилинография | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.10. | «Новогодняя елка с игрушками»пластилинография | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.11. | «Зимний лес»пластилинография | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.12. | «Аквариум» пластилинография | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.13. | «Жар птица» пластилинография | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.14. | «Смешарики» комбинированный способ, коллективная работа | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.14 | «Сказочный терем» пластилинография, налеп | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.15 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Выставка работ | |
4 | Лепка из холодного фарфора | 20 | 5 | 15 | |
4.1. | Вводное занятие, изготовление фарфора | 1 | 1 | Опрос, беседа | |
4.2. | «Птичий двор» комбинированный способ, композиция | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.3. | «Пирожное» комбинированный, налеп | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.4. | «Ёжик» (мультфильм Ёжик в тумане) комбинированный способ | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.5. | «Чудо дерево» полуобъемная лепка, налеп | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.6. | «Синица» скульптурный способ | 1 | - | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.7 | «Гроздь рябины» комбинированный, украшение на заколку с использованием бросового материала | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.8. | «Рамка для фото» полулбъёмная, рельефная лепка | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.9 | «Фигурки подвески» комбинированный способ с использованием бросового материала | 3 | 0.5 | 2.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.10. | «Букет цветов» полуобъёмная лепка, налеп | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | Показ презентации « Как мы лепили», выставка | |
Итого: | 64 | 18 | 50 |
Второй год обучения:
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | |||
всего | теория | практика | Форма аттестации | ||
1 | Раздел 1 Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | беседа |
2 | Раздел 2: Лепка из соленого теста. | 19 | 4.5 | 14.5 | |
2.1 | Предметная лепка. Натюрморт «Ваза с фруктами». Лепка в объеме на каркасе. (Ноябрь) конструктивный способ | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.2 | «Птица». ( Октябрь) барельеф | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
2.3 | «Любимый мультипликационный герой». (Октябрь) конструктивный способ | 1 | - | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3 3.1 | Сюжетная лепка Лепка по представлению. Сказочный герой. Полуобъемная лепка. (февраль) комбинированный способ | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.2 | «Новогодний домик » с элементами экстерьера. Композиция на картоне с декоративными элементами (декоративное стекло, бисер, бусины, манная крупа). (Декабрь) комбинированный способ | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.3 | «Вечер в городе» полуобъемная лепка с бросовым материалом. (Январь) | 3 | 0.5 | 2.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.4 | Коллективная работа. Составление композиции «Сказочный городок» (февраль) налеп, барельеф | 3 | 0.5 | 2.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.5 | «Девушка-Весна». Композиция в объеме. На каркасе. ( Март) конструктивный способ | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.6 | «Кот Котофей» полуобъемная композиция (апрель) | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
3.7 | Лепка по представлению. «Паровозик из Ромашкова». Композиция по мультфильму». (Май) полуобъемная лепка | 2 | - | 2 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4 | Раздел 3: Лепка из глины и массы для лепки. | 9 | 2.5 | 6.5 | |
4.1 | Декоративная лепка. Лепка по народным мотивам. Композиция: «Всадник на коне». (Ноябрь) конструктивный способ | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.2 | «Свистулька» (ноябрь) лепка с каркасом | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.3 | Декоративная пластина. Барельеф. (Декабрь) | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.4 | Лепка по форме: «Ваза с декором» с декоративными элементами. (Декабрь) | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
4.5 | «Барыня в шубке». Композиция на картоне с декоративными элементами (бисер, бусины, контуры по стеклу и керамике) (январь) комбинированный способ | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
5. | Раздел 3 Лепка из холодного фарфора. | 12 | 4.5 | 7.5 | |
5.1 | Вводное занятие, изготовление фарфора | 1 | 1 | Опрос беседа | |
5.2 | Барельеф. «Сказочный терем». С декоративными элементами. (Январь) | 2 | 1 | 1 | Беседа. Наблюдение, выполнение упражнений |
5.3 | «Брелок на ключ» Февраль | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
5.4 | «Цветок для мамы» объемная композиция (ноябрь) | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
5.5 | «Букет цветов, бабочка и птичка». По картине Ф. П. Толстого.(Март) | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
5.6 | «Бусы для мамы» с использованием бросового материала. (Март) | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
5.7 | «Окна» украшение наличниками(Ноябрь) | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6. | Раздел 4 Пластилинография | 23 | 8.5 | 14.5 | |
Вводное занятие | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
6.1 | «К нам весна шагает» картина. (Апрель) | 2 | 1 | 1 | Беседа. Наблюдение, выполнение упражнений |
6.2 | Пейзаж: «Золотая осень». По картине И.И. Левитана «Золотая осень». (Октябрь) | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6.3 | Рамка для фото. (Февраль) | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6.4 | «Зайка» пасхальная картина. (Апрель) | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6.5 | Панно: «Гроздья рябины». (Октябрь) | 2 | - | 2 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6.6 | Панно: «Букет» коллективная работа. (Октябрь) | 2 | 1.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6.7 | «Зимушка зима» портрет (Декабрь) | 2 | 0.5 | 1.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6.8 | «Подснежник» (Апрель) | 2 | 1.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6.9 | «Бабочки» (Май) | 2 | 1.5 | 0.5 | Наблюдение, выполнение упражнений |
6.10 | Работа по выбору (Май) | 2 | 2 | Беседа. Выставка работ. | |
6.11 | Подготовка к выставке (Май) | 2 | 2 | Выставка работ | |
Итого: | 64 | 20 | 44 |
Учебный план построен с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение детьми истории лепки и инструмента, лепного материала (изготовление холодного фарфора), региональных особенностей и технологических приемов лепки, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков лепки в учебном и творческом опыте.
Содержание учебного плана включает следующие темы:
-изучение материалов и инструментов;
- полуобъемная лепка;
- лепка в технике барельеф;
- объемная лепка;
- формирование навыков работы с тестом и холодным фарфором;
- лепка в технике пластилинография;
- лепка глиной или массой для лепки;
- создание творческих работ на основе приобретенных знаний и умений.
2. Формы аттестации и оценочные материалы
Аттестация проводится для определения освоения детьми программы «Волшебные пальчики». Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- открытые занятия для родителей;
- участие в мероприятиях разного уровня;
- участие в городских и выставках ДОУ;
- участие в различных конкурсах детских работ.
Оценочные материалы.
Как ребенок осваивает программу, позволяют выявить параметры оценки, |
разработанныеТамарой Семеновной Комаровой «Критерии и оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития творчества», апробированные и рекомендованные для применения на практике в ДОУ.
Критерии и оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития творчества
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
Техничес кие умения, навыки | Передача формы предмета (основных форм) | Форма передана точно | Естьнезначи тельные искажения | Форма не удалась. |
Строение предмета | Части расположены,верно | Есть незначительные искажения | искажения значительные | |
Передача пропорций | Пропорции предмета соблюдаются | Есть незначительные искажения | Пропорции предмета переданы не верно | |
Композиция | Отношение по величинеразных изделий составляющих сюжет | Соблюдается пропорциональ ность в изделии разныхпредметов | Пропорциональность разных предметовпередана не верно | |
Цветовое решение изображения | передан реальный цвет предметов | есть отступление от реальной окраски | цвет предметов передан не верно | |
Отноше ниек деятель ности | Интерес к лепке | проявление интереса к результату лепки: лепит увлеченно, проявляетискрен нюю заинтересован ность,непосредст венностьпережива ний в процессе создания образа, добавляет свои способы лепки основных форм. | У детей наблюдается заинтересованность деятельнос тью в начале работы, при возникновениитребований, дети становятся пассивными | Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности |
Творчество | Самостоятельность | Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами. | Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко | Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается |
Инициатива | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Переносит умения и навыки из одних условий в другие, поиск новых способов и приёмов для созданиявырази тельного образа | Частичная реализация замысла. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют. | В процессе деятельности не проявляется инициатива, необходима постоянная поддержка | |
Активность | Расширяет границы содержания изделия, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению | В процессе деятельности проявляется активность в поиске новых решений по подсказке педагога. Необходима постоянная поддержка. | В процессе деятельности не проявляется активности в поиске новых решений. |
Таблица для заполнения уровня развития творчества у дошкольников в продуктивной деятельности. (Смотри приложение.)
3. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
3.1. Условия реализации программы
Информационное обеспечение:
- наглядные методические пособия по темам,
- фонд лучших работ детей по разделам и темам,
- видеоматериал,
- интернет-ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
Материально-техническое оснащение
- набор стек (пластмассовые и деревянные).
- алюминиевая фольга. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки
- лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия.
- пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.
- баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.
- расческа с частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек.
- зубочистки служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделиявыполняют роль каркаса.
(например, соединяют голову и туловище).
- деревянная палочка для суши.
Кадровое обеспечение–обучение может организовываться только педагогическим сотрудником ДОУ, имеющим необходимую специальность (квалификацию) по данному направлению образовательной деятельности.
3.2. Методические материалы.
Методы обучения
При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные возможности, но и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные: лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог,
Наглядные:
-метод иллюстраций: картины, схемы и прочее;
-метод демонстраций: демонстрацией приемов
Практические: упражнения и самостоятельная деятельность.
Педагогические технологии:
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными образовательными технологиями:
1.Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса;
Дидактические материалы:
-сюрпризные моменты
- дидактические игры
- схемы последовательной лепки животных
Дополнительный материал:
- бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и прочее
- набор насадок для кондитерского шприца, для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект
- маленькая скалка из детского набора для лепки.
- набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из наборов для лепки.
- проволока, для изготовления каркаса изделия.
- ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.
Список дидактического материала:
- Алексахин, Н.: Учимся лепить и расписывать/ Н. Алексахин// Дошкольное воспитание.- 1994.- № 9. С.23-27.
- Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/ А.А. Грибовская. - М.: Сфера, 2010.
- Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.
- Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982.
3.3. Список литературы.
Учебные пособия:
1. Антипова М.А. «Соленое тесто» Ростов-на-Дону, Издательский дом111 «Владис», 2007г
2. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и. Ко» 1998г.
3. Зимина Н.В. «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.
4. Марунич Е. «Украшения и аксессуары из полимерной глины своими руками» Издательство «Азбука-Аттикус», 2012г.
4.Приложение
Таблица для заполнения уровня развития творчества у дошкольников в продуктивной деятельности.
№ | Фамилия имя ребенка | Технические умения навыки | Отношение к деятельности | творчество | |||||||
Форма предмета | Строение предмета | Передача пропорций | композиция | Передача движения | Цветовое решение | Интерес, отношение к оценке | Самостоятельность замысла | активность | Инициатива | ||
1 | |||||||||||
Итого |
Низкий уровень:
отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.
Средний уровень:
у детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.
Высокий уровень:
у детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.
Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для младших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Программа дополнительного образования «Дружные пальчики» (возраст 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Программа дополнительного образования«Дружные пальчики»(возраст 3-4 года, срок реализации: 1 год)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...