Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)
рабочая программа (подготовительная группа)

Хурматова Елена Васильевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika_1god_6-7_let.docx89.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

АШИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Рассмотрена и одобрена

На Педагогическом совете №1

МКДОУ №4 г.Аши

Протокол №

От «__» ________ 2022 года

УТВЕРЖДАЮ

Заведующим МКДОУ №4 г.Аши

Ергунова О.Ю. _____

                                         Приказ №

От «__» ________ 2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

 

«Ментальная арифметика»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень - стартовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год (68 часов)

                                                           

                                                                                         Автор-составитель:

                                                                              Хурматова Елена Васильевна

Педагог дополнительного образования

                                                                         Аша

                                                                        2022 год                                                                                               

                                                        Содержание

    1.Пояснительная записка……………………………………………....3

    2. Цели и задачи программы…………………………………………..5

    3. Учебный план……………………………………………………..…..6

    4. Планируемые результаты…………………………………………..21

    5. Условия реализации программы……………………......................21

    6. Формы аттестации…………………………………….……………..22

    7. Календарный учебный график………………………………… ….22

    8. Оценочные материалы………………………………………………31

    9. Методическое обеспечение………………………………………….31

  1. Пояснительная записка.

     Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» имеет

социально- педагогическую направленность, отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242. «Методические рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)», в которых прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является модульность.

    Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. Считается, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление. Левое полушарие в ответе за логическое мышление. Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая рука, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария. Достигнуть таких результатов возможно при выполнении математических операций на Абакусе обеими руками. Абакус оттачивает и тренирует полушария. Этот предмет позволяет ребенку совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корни.

     Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в уме.

     Данная программа является адаптированной̆ для детей̆ 6-7-летнего возраста независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.  Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного обучающегося. Отрабатывать арифметические навыки. Подготовить ум для более серьёзной работы.

     Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В рамках программы возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных обучающихся, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

       Программа составлена с учетом реализации метапредметных связей по разделам:

1. «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного показа арифметических действий. Использование на занятиях художественного слова: стихотворений, загадок математической направленности. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «Ознакомление с окружающим миром». Для занятий подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, что позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения.

3. «Сенсорное воспитание». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Отличительные особенности программы.

Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.

Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.

В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым, одновременно помогая более слабым.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Данная программа является адаптированной для детей этого возраста. Задания построены по принципу «от простого к сложному». В программе предусмотрено увеличение объема и сложности заданий в соответствии с количеством уроков.

Программа «Ментальная арифметика» — это система развития мозга, основанная на использовании абака, который позволяет решать арифметические задачи любой сложности.

Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.

Таким образом, ментальная арифметика способствует:

       - Развитию межполушарного взаимодействия;

- Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

       - Развитию уверенности в собственных силах;

       - Улучшению внимательности и концентрации внимания;

       - Развитию способностей к изучению иностранных языков;

Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения.

Категория обучающихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей  6-7 лет жизни.

Объем и срок освоения программы: 9 месяцев (сентябрь - май), 68 часов.

Формы обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: кружок.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут (академический час), 68 часов в год.

  1. Цели и задачи программы.

   Цель программы: создание условий для максимального развития интеллектуального и творческого потенциала дошкольников, их  логико-математических способностей посредством вычислений на абакусе.

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

  • привитие интереса у обучающихся к математике;

  • обучение детей приёмам устного счета с использованием абакуса;
  • углубление и расширение знаний по математике;

Развивающие (метапредметные):

  • способствовать развитию  воображения, мелкой моторики;

  • развитие математического кругозора, мышления, фотографической памяти, внимания, правого и левого полушария головного мозга,

  • исследовательских и творческих умений обучающихся;

Воспитательные (личностные):

  • способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

  • воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности;
  • сформировать ответственность за начатое дело;
  • сформировать навыки здорового образа жизни;

  • сформировать мотивацию на получение дополнительных знаний.

  1. Учебный план

Название разделы, темы

Количество часов

Формы аттестации/

п/п

контроля

Всего

В том числе:

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

Входная диагностика

Диагностика познавательной сферы дошкольников.

2.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Выполнение задания в

«Знакомство с

 тетради

ментальной арифметикой

(счет в воображении)»

3

«Знакомство с абакусом»

2

0,8

1,2

Выполнение задания в

 тетради

4

Набор чисел,

1

0,5

0,5

Выполнение задания на

использование пальцев,

счётах

пятерка, «птичка»

5

Использование

1

0,5

0,5

Выполнение задания на

«старших» разрядов для

счётах

отображения чисел

6

Пятерка – старший брат,

1

0,5

0,5

Выполнение задания на

другой разряд – друзья.

счётах и в тетради

7

Знакомство с флеш-

2

0,9

1,1

Выполнение задания на

картами

счётах и в тетради

8

Повторение отображения

1

0,4

0,6

Выполнение задания на

чисел

счётах и в тетради

9

Работа с флеш-картами,

1

0,3

0,7

Выполнение задания на

набор чисел на абакусе

счётах и в тетради

10

Простые операции:

1

0,5

0,5

Выполнение задания на

сложение и вычитание

счётах и в тетради

(+\- 1, +\- 5, когда не

требуются правила)

выполнение заданий на

счетах

11

Ментальная карта и как с

1

0,5

0,5

Выполнение задания на

ней работать

счётах и в тетради

12

Простые операции:

3

0,9

2,1

Выполнение задания на

сложение и вычитание

счётах и в тетради

(+\- 1, +\- 5, когда не

требуются правила),

выполнение заданий на

счетах

13

Простые операции:

3

0,9

2,1

Выполнение задания на

сложение и вычитание

счётах и в тетради

(+\- 1, +/-2, +\- 5, когда не

требуются правила),

выполнение заданий на

счетах

14

Простые операции:

5

0,5

4,5

Выполнение задания на

сложение и вычитание

счётах и в тетради

(+\- 1,+\-2, +/-3, +\- 5, когда не

требуются правила),

выполнение заданий на

счетах

15

Простые операции:

6

1,5

4,5

Выполнение задания на

сложение и вычитание

счётах и в тетради

(+\- 1,+\-2,+\-3,+\-4, +\- 5, когда не

требуются правила),

выполнение заданий на

счетах

16

Повторение: отображение

3

0,9

2,1

Простое контрольное

чисел, набор чисел на

задание на счетах.

счетах. Примеры с

двузначными  числами.

17

Повторение: счеты,

7

0,5

6,5

Выполнение задания на

отображение и набор,

счётах и в тетради

сложение и вычитание

без правил

18

Повторение: состав числа

2

0,7

1,3

Выполнение задания на

5

счётах и в тетради

19

Правило: +4 = -1+5.

2

0,9

1,1

Выполнение задания на

счётах и в тетради

20

Правило: +3 = -2+5.

3

1,2

1,8

Выполнение задания на

счётах и в тетради

Простое

контрольное задание на

счетах.

21

Правило: +2 = -3+5.

3

1,2

1,8

Выполнение задания на

счётах и в тетради

 Простое

контрольное задание на

счетах.

22

Правило: +1 = -4+5.

3

1

2

Выполнение задания на

счётах и в тетради

 Простое

контрольное задание на

счетах.

23

Повторение. Решение

2

0,6

2,4

Выполнение задания на

примеров с применением

счётах и в тетради

известных правил.

24

Правило: -4 = -5, +1

3

1,2

1,8

Выполнение задания на

счётах и в тетради

 Простое

контрольное задание на

счетах.

25

Правило: -3 = -5+2

3

1,2

1,8

Выполнение задания на

счётах и в тетради

 Простое

контрольное задание на

счетах.

26

Правило: -2 = -5+3

3

1

2

Выполнение задания на

счётах и в тетради

Простое

контрольное задание на счетах.

27

Правило: -1 = -5+4

3

0,4

2,6

Выполнение задания на

счётах и в тетради

Простое

контрольное задание на

счетах.

28

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговая

диагностика.

ИТОГО

68

21

47

                                           Содержание учебного плана

СЕНТЯБРЬ

п/п

Дата

Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

1

02.09.22.

Вводное занятие.

Диагностика познавательной сферы дошкольников.

Объяснить детям для чего нужна математика (из личного опыта), рассказать об ученых математических наук. Диагностика познавательной сферы

Картина «Магазин», фото ученых

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 4.

2

05.09.22.

Вводное занятие

«Знакомство с

ментальной арифметикой

(счет в воображении)»

Формирование в воображении детей счета предметов (на примере яблок, груш, бананов)

«Волшебный мешочек» с муляжами фруктов

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 6.

3

09.09.22.

«Знакомство с абакусом»

Знакомство детей с абакусом (рамка, планка, косточки небесные, косточки земные)

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 6,7.

4

12.09.22.

«Знакомство с абакусом»

Знакомство детей с абакусом (положение 0, положение «разряды цифр»)

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 6,7.

5

        16.09.22.

Набор чисел,

использование пальцев,

пятерка, «птичка»

Формировать умение пальчика передвигать косточки (правило рук «большой -указательный)

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 7,8

6

19.09.22.

Использование

«старших» разрядов для

отображения чисел

Сформировать представление детей, что косточка абакуса является цифрой. Разрядность чисел.

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 7,8,9.

7

23.09.22.

Пятерка – старший брат,

другой разряд – друзья.

Сформировать понятия, что цифры-«братья» ( правило младший брат и старший брат)

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 9,10.

8

26.09.22.

Знакомство с флеш-

картами

Рассказать про флеш-карты, их необходимость. Научить детей пользоваться флеш-картами.

Флеш-карты, абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 11.

9

30.09.22.

Знакомство с флеш-

картами

Продолжать знакомство с флеш-картами, учить самостоятельно составлять флеш-карты.

Флеш-карты, абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 11

ОКТЯБРЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

10.

03.10.22.

Повторение отображения чисел

Закрепить работу с флеш-картами (умение значение флеш-карты перенести на абакус)

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 11.

11.

07.10.22.

Работа с флеш-картами, набор чисел на абакусе

Продолжать закреплять работу с флеш-картами с переносом значения с флеш-карты на абакус и обратно с абакуса на флеш-карту

Абакус,

Флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 11,12.

12.

10.10.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 13

13.

14.10.22.

Ментальная карта и как с ней работать

Сформировать представление детей о ментальной карте, научить составлению ментальных карт

Ментальная карта,

абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 13.

14.

17.10.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23

15.

21.10.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23

16.

24.10.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23

17

28.10.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23

18

31.10.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23

 

НОЯБРЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

19

  07.11.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23

20

   11.11.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

21.

  14.11.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

22.

  18.11.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23

23.

  21.11.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

24.

  25.11.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23

25

28.10.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

 

ДЕКАБРЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

26.

  02.12.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

27.

  05.12.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

28.

  09.12.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

29.

12.12.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

30.

16.12.22.

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

31.

19.12.22.

Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты. Рассмотрение примеров с двузначными числами

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

32

23.12.22

Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты. Рассмотрение примеров с двузначными числами

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

33

26.12.22.

Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами

Продолжать отрабатывать простые операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты. Рассмотрение примеров с двузначными числами

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

 

ЯНВАРЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

34.

  13.01.22.

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты.

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

35.

  16.01.22.

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты.

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

36.

  20.01.22.

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты.

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

37.

  23.01.22.

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты.

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

38.

  27.01.22.

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты.

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

39

30.01.22.

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты.

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

 

ФЕВРАЛЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

40.

 03.02.22.

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

 Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе, отображение чисел с флеш-карт на абакус и обратно с абакуса на флеш-карты.

Абакус,

флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 14-23.

41.

 06.02.22.

Повторение: состав числа 5

Повторение состава числа 5

 Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24.

42.

 10.02.22.

Повторение: состав числа 5

Повторение состава числа 5

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24.

43.

 13.02.22.

Правило:

 +4=-1+5

Изучение правила «младший товарищ» числа 4 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

44.

 17.02.22.

Правило:

 +4=-1+5

Отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 4 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

45.

20.02.22.

Правило:

 +3=-2+5

Изучение правила «младший товарищ» числа 3 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

46.

27.02.22.

Правило:

 +3=-2+5

Отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 3 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

 

МАРТ  

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

47.

  03.03.22.

Правило:

 +3=-2+5

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 3 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

48.

  10.03.22.

Правило:

 +2=-3+5

Изучение правила «младший товарищ» числа 2 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

49.

   13.03.22.

Правило:

 +2=-3+5

Отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 2 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

50.

  17.03.22.

Правило:

 +2=-3+5

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 2 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

51.

  20.03.22.

Правило:

 +1=-4+5

Изучение правила «младший товарищ» числа 1 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

52.

  24.03.22.

Правило:

 +1=-4+5

Отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 1 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

53.

27.03.22

Правило:

 +1=-4+5

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 1 при сложении

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

54.

31.03.22.

Повторение. Решение примеров с применением известных правил.

Продолжать отрабатывать операции счета на абакусе с применением известных правил

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

 

АПРЕЛЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

55.

  03.04.22.

Повторение. Решение примеров с применением известных правил.

Продолжать отрабатывать операции счета на абакусе с применением известных правил

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 24-27.

56.

  07.04.22.

Правило: -4=-5+1

Изучение правила «младший товарищ» числа 4 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

57.

  10.04.22.

Правило: -4=-5+1

Отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 4 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

58.

  14.04.22.

Правило: -4=-5+1

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 4 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

59.

  17.04.22.

Правило: -3=-5+2

Изучение правила «младший товарищ» числа 3 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

60.

  21.04.22.

Правило: -3=-5+2

Отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 3 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

61.

24.04.22.

Правило: -3=-5+2

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 3 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

62.

28.04.22.

Правило: -2=-5+3

Изучение правила «младший товарищ» числа 2 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

 

МАЙ  

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

63.

  05.05.22.

Правило: -2=-5+3

Отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 2 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

64.

  12.05.22.

Правило: -2=-5+3

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 2 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

65.

  15.05.22.

Правило: -1=-5+4

Изучение правила «младший товарищ» числа 1 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

66.

   19.05.22.

Правило: -1=-5+4

Отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 1 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

67.

  22.05.22.

Правило: -1=-5+4

Продолжать отрабатывать  операции счета на абакусе с применением правила «младший товарищ» числа 1 при вычитании

Абакус

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 28-32.

68.

  26.05.22.

Итоговое занятие

Итоговая диагностика

Абакус,флеш-карты

Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., стр. 46, 49.

  1. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы:

- Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.

- Ребенок познакомился со счетами (абакусом), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.

- Освоил прием ментального счета.

- Научился держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.

- Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии.

- Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)

- Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»).

Образовательные:

- Умеет  производить  вычисления  сложения  и  вычитания  на абакусе.

- Свободно ориентируется в числовом ряду в пределах 100.

- Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью педагога.

- Может перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Развивающие:

- Развитие нестандартного мышления.

- Расширен пассивного и активного словарного запаса и выражений.

Воспитательные (личностные):

- Самостоятельность, дисциплинированность.

- Формирование навыков продуктивного сотрудничества и здорового образа жизни.

- Повышение общекультурного уровня.

5. Условия реализации программы.

Материально-технические условия

Для реализации Программы созданы материально-технические условия – это отдельный кабинет, в котором для полноценной работы есть всё необходимое:

1. Рабочий стол педагога.

2. Столы и стулья для воспитанников.

3. Абакусы на каждого ученика.

4. Наглядные пособия, флеш-карты на каждого ученика.

5. Ментальные карты на каждого ученика.

6. Индивидуальные тетради на каждого ученика.

7. Абакус для педагога.

8. Методическая литература для проведения физкультминуток и дыхательных упражнений, упражнений для глаз.

Методические материалы:

1. Софуоглу Эрташ, «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.» Часть 1, Учебник., Москва, 2020год.

2. Ментальная арифметика «Абакус» сборник заданий 2, Москва, 2020год.

3. Ментальная арифметика «Абакус» сборник заданий 3, Москва, 2020год.

4. Наумова О., Работа с таблицами Шульте, Москва, 2019год.

5. Сборник кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста), Москва, 2019год.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Хурматова Е.В.

6. Формы аттестации

Формами аттестации являются: тестирование.

7.  Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика»

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

  2

15:30-16:00

подгрупповая

1

Вводное занятие.

Диагностика познавательной сферы дошкольников.

Лого кабинет

Входная диагностика

2

Сентябрь

5

15:30-16:00

подгрупповая

1

Вводное занятие. Знакомство с «Ментальной арифметикой (счет в воображении)»

Лого кабинет

Выполнение задания в тетради      

3

Сентябрь

9

15:30-16:00

подгрупповая

1

«Знакомство с абакусом»

Лого кабинет

Выполнение задания в тетради      

4

Сентябрь

12

15:30-16:00

подгрупповая

1

«Знакомство с абакусом»

Лого кабинет

Выполнение задания в тетради      

5

Сентябрь

16

15:30-16:00

подгрупповая

1

Набор чисел,

использование пальцев,

пятерка, «птичка»

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах

6

Сентябрь

19

15:30-16:00

подгрупповая

1

Использование

«старших» разрядов для

отображения чисел

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах

7

Сентябрь

23

15:30-16:00

подгрупповая

1

Пятерка – старший брат,

другой разряд – друзья.

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

8

Сентябрь

26

15:30-16:00

подгрупповая

1

Знакомство с флеш-

картами

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

9

Сентябрь

30

15:30-16:00

подгрупповая

1

Знакомство с флеш-

картами

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

10

Октябрь

3

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение отображения чисел

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

11

Октябрь

7

15:30-16:00

подгрупповая

1

Работа с флеш-картами, набор чисел на абакусе

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

12

Октябрь

10

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

13

Октябрь

14

15:30-16:00

подгрупповая

1

Ментальная карта и как с ней работать

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

14

Октябрь

17

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

15

Октябрь

21

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

16

Октябрь

24

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

17

Октябрь

28

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

18

Октябрь

31

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

19

Ноябрь

7

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

20

Ноябрь

11

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

21

Ноябрь

14

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются правила) выполнение

заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

22

Ноябрь

18

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

23

Ноябрь

21

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

24

Ноябрь

25

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +/-5, когда не требуются

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

25

Ноябрь

28

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

26

Декабрь

2

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

27

Декабрь

5

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

28

Декабрь

9

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

29

Декабрь

12

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

30

Декабрь

16

15:30-16:00

подгрупповая

1

Простые операции: сложение и вычитание (+/-1,+/- 2,+\-3, +\-4,+/-5, когда не требуются правила) выполнение заданий на счетах

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

31

Декабрь

19

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами

Лого кабинет

Простое контрольное задание на счетах

32

Декабрь

23

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами

Лого кабинет

Простое контрольное задание на счетах

33

Декабрь

26

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами

Лого кабинет

Простое контрольное задание на счетах

34

Январь

13

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

35

Январь

16

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

36

Январь

20

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

37

Январь

23

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

38

Январь

27

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

39

Январь

30

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

40

Февраль

3

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

41

Февраль

6

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: состав числа 5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

42

Февраль

10

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение: состав числа 5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

43

Февраль

13

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 +4=-1+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

44

Февраль

17

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 +4=-1+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

45

Февраль

20

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 +3=-2+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

46

Февраль

27

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 +3=-2+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

47

Март

3

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 +3=-2+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

48

Март

10

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

+2=-3+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

49

Март

13

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 +2=-3+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

50

Март

17

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 +2=-3+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

51

Март

20

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 +1=-4+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

52

Март

24

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

+1=-4+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

53

Март

27

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

+1=-4+5

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

54

Март

31

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение. Решение примеров с применением известных правил.

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

55

Апрель

3

15:30-16:00

подгрупповая

1

Повторение. Решение примеров с применением известных правил.

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

56

Апрель

7

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -4=-5+1

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

57

Апрель

10

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

-4=-5+1

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

58

Апрель

14

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -4=-5+1

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

59

Апрель

17

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

-3=-5+2

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

60

Апрель

21

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -3=-5+2

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

61

Апрель

24

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

-3=-5+2

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

62

Апрель

28

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -2=-5+3

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

63

Май

5

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -2=-5+3

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

64

Май

12

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -2=-5+3

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

65

Май

15

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -1=-5+4

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

66

Май

19

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -1=-5+4

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

67

Май

22

15:30-16:00

подгрупповая

1

Правило:

 -1=-5+4

Лого кабинет

Выполнение задания на счетах и в тетрадях

Простое контрольное задание на счетах

68

Май

26

15:30-16:00

подгрупповая

1

Итоговое занятие

Лого кабинет

Итоговая диагностика

8. Оценочные материалы.

Формы и методы диагностики, применяемые в работе:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение практических заданий педагога.

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.

Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.

Подведение итогов проводится на занятиях.

                                  Показатели уровня освоения программы

Низкий уровень

 Средний уровень

Высокий уровень

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неумение анализировать свое исполнение, слабая техника и математический счёт, считает только с помощью абакуса.

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в математическом); владение хорошей исполнительской техникой, считает с помощью ментальной карты и ментально.

технически качественное и математически осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области ментальной арифметики. Работы выполняет точно, в соответствии с заданным темпом, считает ментально.

9. Методическое обеспечение.

Структура занятия.

Подготовительная часть занятия.

Мотивация детей.

  • учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует игровая форма преподнесения материала. Игровые ситуации, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Преподаватель раздает детям индивидуальные тетради. Затем выдаются абакусы. Важно дать детям поиграть с абакусом. Позволить произвольно подвигать косточки и т.д.

Пальчиковая гимнастика.

Для работы на абакусе в начале каждого занятия детям предложено сделать упражнения сначала правой, затем левой рукой — перекладывание косточек с одновременным проговариванием названия числа. Для этих задач разработана специальная пальчиковая гимнастика перед началом процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в работе с абакусом.

Основная часть занятия – познавательная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием абакуса, флеш-карты, ментальной карты, заданий в тетрадях.

Показ преподавателем значения (О) на абакусе (к центральной планке не придвинуты косточки). Дети практикуются правильно обнулять абакус (складываем большой и указательный пальчики птичкой и проводим по центральной планке). Тренировка должна проходить до тех пор, пока у всех детей не начнет получаться правильно обнулять абакус. Затем дети учатся производить простые вычисления на абакусе, не применяя основных правил. После введения правил, вычисления становятся более сложными, работа с ментальными картами способствует развитию быстрого устного счёта ментально.

Заключительная часть занятия – Рефлексия (краткий анализ работы, подведение итогов). Педагог вместе с детьми, еще раз проговаривает основные моменты занятия.

Занятие по ментальной арифметике включает:

  • на начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется Абакус (счеты), в дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ Абакуса;
  • письменные упражнения в индивидуальных тетрадях;
  • ежедневные упражнения на решение примеров с помощью Абакуса;
  • для расширения поля зрения, концентрации внимания, навыка фото чтения используются флеш-карты «Абакус» и таблицы Шульте.

Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга. На каждом занятии используются физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика для ума.

Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.

Формы организации образовательного процесса: подгрупповая (в группе до 4 человек).

Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное системно-деятельностное обучение, технология индивидуализации обучения, технология разноуровневого обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы » для детей 6 – 7лет

Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...