Практико-ориентированный проект на тему: "Такие разные эмоции".
проект (старшая группа)
Цель проекта: познакомить детей с миром эмоций, чувств и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.
Задачи проекта:
- познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;
- учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
- развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции и чувства;
- формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;
- учить сотрудничать при выполнении совместных задач;
- развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в мультфильмах;
- сформировать представления о положительных и отрицательных эмоциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_takie_raznye_emotsii.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №21 «Надежда»
Московской области городского округа Ступино
Краткосрочный практико – ориентированный проект
«Такие разные эмоции»
(старшая группа)
Составил: воспитатель I кв. категории
Грищенко Светлана Анатольевна
2022 год
Тема проекта: «Такие разные эмоции».
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: практико - ориентированный.
Продолжительность:1 неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Цель проекта: познакомить детей с миром эмоций, чувств и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.
Задачи проекта:
- познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;
- учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
- развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции и чувства;
- формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;
- учить сотрудничать при выполнении совместных задач;
- развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в мультфильмах;
- сформировать представления о положительных и отрицательных эмоциях.
Актуальность: В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают
воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребёнок - дошкольник очень впечатлителен, у него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, воображения, мышления. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности. Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Краткое изложение проекта.
Данный проект реализуется на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка - Детский сад №21 «Надежда».
Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирование эмоционального отношения к действительности и людям. В процессе проекта будут рассмотрены основные эмоциональные состояния (радость, грусть, печаль, гнев и т.д.). Дети смогут смоделировать социальные ситуации для конкретного эмоционального состояния и способы поведения в нем. Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы ребенка, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ. Результат проекта – совместная деятельность родителей с детьми: конкурс поделок «Эмоции глазами детей». После завершения проекта воспитателями совместно с родителями будет изготовлен «Экран эмоций» для выражения детских эмоций на протяжении всего дня.
Материалы по сопровождению проектной деятельности:
- Игры на развитие эмоциональной сферы ребёнка: упражнения на релаксацию; арт-терапевтическое упражнение.
- Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. - Упражнения на развитие мимики.
- Упражнения по развитию пантомимики.
- Упражнения «Тренируем эмоции».
- Чтение, обсуждение художественных произведений.
- Демонстрационный материал «Поступки».
- Просмотр мультфильмов, обсуждения.
Продукт проектной деятельности: объёмные и плоскостные поделки на конкурс «Эмоции глазами детей».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- повышение уровня эмоционального развития детей;
- преобладание положительных эмоций;
- проявление дружеских отношений со сверстниками;
- понимание чувств других людей; чувства приобретают устойчивость;
- приобретение умений и навыков в проявлении сдерживания бурных и резких выражений своих чувств;
- формирование адекватной эмоциональной реакции ребёнка на конкретную ситуацию;
- заинтересованность родителей, как участников образовательного процесса; - эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
План проекта:
Подготовительный этап
Наблюдение за детьми в разных видах деятельности и опрос.
Опрос родителей по теме: «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?».
Подбор информационных ресурсов по теме проекта (методическая и художественная литература).
- Наглядный материал; мультимедиа, СD и DVD- диски.
- Подбор игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы.
- Обогащение развивающей среды по предстоящей теме.
Основной этап знакомство с эмоциями в совместной деятельности: беседы; презентации; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; речевые игры; рисование; лепка; работа с раскрасками; игры на развитие эмоциональной сферы; педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости; чтение и обсуждение художественных произведений; просмотр мульфильмов.
Завершающий этап
Совместная деятельность родителей совместно с детьми конкурс «Эмоции глазами детей».
Совместная деятельность воспитателей и родителей, изготовление «Экрана эмоций».
План проекта
Понедельник:
Беседа об эмоциональных ситуациях.
Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.
Проведение исследования: наблюдение за детьми в разных видах деятельности, опрос по теме. Примерные вопросы: Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Взаимодействие с родителями: Опрос родителей по теме: «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?»
Игровые упражнения по развитию мимики.
Цель: развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Развивать умение передавать голосом определённое эмоциональное состояние, настроение.
- «Съели кислый лимон» (дети морщатся).
- «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
- «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).
Д/игра «Угадай эмоцию».
Цель: научить распознавать схематичное изображение эмоции и уметь передать ее с помощью средств невербального общения. Описание игры: На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети берут по очереди любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Взрослый просит ребенка придумать (вспомнить) ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети (зрители) должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
С/р игра «Детский сад».
Цель: способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации.
Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых.
Чтение художественной литературы. В. Осеева «Обидчики».
Цель: развивать умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях; ставить себя на место героев произведений; развивать умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения; учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации.
Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. Игра «Радостная песенка».
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства. Описание игры: У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…». Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично! - Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
Вторник:
Беседы с использованием презентации: «Такие разные эмоции». Цели занятия: обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг), удивление. Задачи: Образовательные: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг), удивление. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции. Коррекционно-развивающие: Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме. Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения. Развитие внимания и воображения. Воспитательные: Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника». Упражнения "Тренируем эмоции" Цель: научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства. Нахмуриться как: - осенняя туча, - рассерженный человек, - злая волшебница. улыбнуться, как: - кот на солнце, - само солнце, - как Буратино, - как хитрая лиса, - как радостный ребенок, - как будто ты увидел чудо. позлись, как: - ребенок, у которого отняли мороженое, - два барана на мосту, - как человек, которого ударили. испугайся, как: - ребенок, потерявшийся в лесу, - заяц, увидевший волка, - котенок, на которого лает собака. устань, как: - папа после работы, - муравей, поднявший тяжелый груз, отдохни, как: - турист, снявший тяжелый рюкзак, - ребенок, который много потрудился, но помог маме, - как уставший воин после победы. Рисование «Эмоции бывают разными». Составление рассказов по сюжетным картинкам о разных поступках людей. Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Задачи: Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин. Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события. Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность. С/Р игра «Поликлиника». Цель: способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых. Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. Упражнение на релаксацию. Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения. Описание игры: Радостному настроению помогает расслабление. Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня. Среда: Беседа «Как узнать настроение». Цель: систематизировать представления детей о настроении человека. Игровые упражнения по развитию пантомимики - «Расцвели, как цветы». - «Завяли, как травка». - «Полетим, как птицы». - «Идет медведь по лесу». - «Крадется волк за зайцем». - «Плывут уточки». - «Идут пингвины». - «Жук перевернулся на спину». - «Скачут лошадки» («рысью», «галопом»). - «Мчатся олени» Складывание разрезных картинок. Цель: учить складывать целое из частей, угадывать полученную эмоцию. Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении». Цель: учить рассказывать стихотворение, используя, предложенную воспитателем эмоцию (грустно, радостно и т.д.) С/Р игра « Магазин». Цель: способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых. Упражнение на развитие эмоционального интеллекта «Прочитай письмо». Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные эмоции единым сюжетом. Описание игры: почтальон приносит письмо, но не обычное, а зашифрованное: в каждом письме по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Пример: Шёл мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу. Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. «Танцуем вместе» Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия. Описание игры: - Музыкальные движения повышают настроенье. Некогда нам унывать – будем дружно танцевать. Звучит песня «Танец маленьких утят» Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться. Рекомендации для родителей « Простые слова имеют глубокий смысл…». - Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве. - Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них. - Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит. - Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии. - Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость. - Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь о нём постоянно. - Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним. - Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда. Четверг: Беседа на тему: «Что такое хорошо, и что такое плохо». С/Р игра «Мы идём в гости». Цель: способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения. Лепка «Смайлики». Игровые упражнения по развитию мимики Цель: развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Развивать умение передавать голосом определённое эмоциональное состояние, настроение. - «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот). - «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза). - «Обиделись»(опускают уголки губ). - «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым). Речевая игра «Позови как…» Цель: развивать эмоциональную выразительность. Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. «Это я, узнай меня». Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе. Описание игры: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Взрослый помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего. Чтение художественной литературы В. Сутеев «Под грибом», «Яблоко». Цель: развивать умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях; ставить себя на место героев произведений; развивать умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения; учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации. Беседа с родителями на тему: «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье». Важно: - Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей. - Представления родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с интеллектуаль- ным развитием; усидчивость, сосредоточен -ность, самостоятель- ность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим людям. - Интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в каждом ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Т. е. родители создают необходимость воспитания у ребенка не одного качества, а систему качеств, связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных. - Привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже в незначительной степени за помощь, подчеркивая его причастность, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют у него веру в собственные силы. - Понимать родителям роль их собственного участия в совместном с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и навыков. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития. Пятница: Беседа на тему «Для чего нужны друзья?» Цель: продолжать укреплять дружественные отношения в детском коллективе. Задачи: Речевая игра «Скажи наоборот». Цель: учить детей анализировать, строить логические выводы, подбирать антонимы, правильно составлять словосочетания. Улучшать память, концентрацию внимания, мыслительную способность, слуховое восприятие, обогащать словарный запас. С/Р игра «Дочки – матери». Цель: развивать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Учить развитию игры как формы, в которой ребёнок переходит к передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботятся о дочке, сыночке). Согласовывать игровые действия с принятой ролью. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Рассматривание иллюстраций людей в разном настроении. Цель: развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей, формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций. Задачи: - дать понятие психических явлений: «настроение», «чувства», «мимика»; - развивать умение владеть своими эмоциями, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются; - воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции. Беседы с использованием презентаций: «Наши эмоции и чувства». Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край». Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива. Описание игры: - А сейчас давайте вместе нарисуем край чудесный. Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы. Упражнение «Дорисуй портрет». Цель: закрепить полученные знания. Детям предлагают дорисовать предложенными эмоциями лица детей. Консультация для родителей на тему: «Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка». Предложить к просмотру с детьми мультфильмы: «Леопольд»; Крокодил Гена»; Паровозик из Ромашково»; Мойдодыр»; «Заяц – хваста»; «Сказка о старом Эхо»; «Ничуть не страшно»; «Морозко». | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»
Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...
Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)
В данной разработке представлены цели, задачи работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Краткосрочный проект 2. Тема:" Такие разные эмоции. "
Краткосрочный проект....