Особенности педагогической работы с одаренными детьми
статья
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогом стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В дошкольном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ped.raboty_s_odarennymi_detmi_v_usloviyah_fgos.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. на способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённую личность не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
В ФГОС и Фоп прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей.
Глава 1
Основная педагогическая идея, положенная в основу опыта
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогом стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В дошкольном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
Глава 2
Подходы к диагностике детской одаренности
Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что, прежде всего, таких детей необходимо идентифицировать, т.е. отыскать среди множества детей. Если педагог сумеет вовремя определить одарённость ребенка, то, несомненно, сможет дать ей возможность раскрыться в полной мере. Естественно, это требует наличие личностно - ориентированного подхода, который является частью целостного педагогического процесса.
При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
-различные варианты метода наблюдения за детьми (в урочной и внеурочной деятельности, во внешкольной деятельности и т.п.);
-специальные психодиагностические тренинги;
-экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
-экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
-организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
-проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Глава 3
Особенности организации урочной и внеурочной деятельности
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Такая работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:
-проблемно-развивающее обучение,
-проектно-исследовательская деятельность,
-игровые технологии (деловые игры и путешествия),
-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
-творческие и нестандартные задания.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с учащимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми.
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы также определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, являясь ресурсом, позволяющим достичь нового качества образования.
К внеурочной относятся следующие виды деятельности:
-факультативы,
-предметные недели,
-театрализованные праздники,
-творческие мастерские,
-олимпиады и конкурсы по предметам,
-научно-практические конференции;
-работа по индивидуальным планам;
-сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Глава 4
Особенности взаимодействия педагога и обучающихся.
Цель организации работы с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства,
Помощь одаренным учащимся в самораскрытии.
Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разно-уровневые задания, творческие задания;
- научные кружки, общества;
- различные конкурсы и викторины;
- проекты по различной тематике.
- олимпиады по предметам;
- научно-практические конференции;
- выступления и доклады;
- активная внеклассная работа;
- предметные недели;
- вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования (ДМШ, детская библиотека, и др.).
Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми - «Портфолио».
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков у детей используются творческие задания, дают задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, например, со словарями различного типа.
В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведется систематически, а не от случая к случаю.
В работе с одарёнными детьми обращается внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаётся у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
Заключение
Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко- ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста.
При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструировани...
Особенности работы с одаренными детьми
Автор: Лаврентьева Екатерина ВасильевнаОрганизация: МБДОУ Детский сад №53 «Елочка»Населенный пункт: Тамбовская область, г. ТамбовОдаренные дети – наше достояние. Выявление способных ...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...
Особенности педагогической работы с одаренными детьми в условиях ФГОС
1. Основная педагогическая идея, положенная в основу опыта Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем ст...
Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми
Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...