Наураша в стране Наурандии
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_naurasha_1.docx | 840.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Раздел I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка 3
- Цель и задачи программы… 4
- Содержание программы… 8
- Планируемые результаты реализации программы… 13
Раздел II. Комплекс организационно – педагогических условий
- Календарный учебный график 15
- Условия реализации программы… 16
- Формы аттестации/контроля. Оценочные материалы… 19
- Список литературы 20
Приложения
Раздел 1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Возможно, не раз Вас ставили в тупик эти непростые детские вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Где живёт электрический ток?», «Почему тает мороженое?». Как в наше время рассказать ребёнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и т.д., чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно и с научной точки зрения.
«Научные развлечения» придумали увлекательную, а самое главное – доступную для детей Детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии». «Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров. В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры будут также увлекательны и интересны взрослым. Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле). Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).
Направленность программы – естественнонаучная
Уровень освоения программы – одноуровневый (ознакомительный)
Адресат программы
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год (сентябрь – май). Занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования проводятся 1 раз в неделю по 25 минут во второй половине дня.
Количество детей в группе: 8 чел.
Форма обучения по программе – очная, она включает в себя 34 часа образовательной деятельности. Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», дети научаются измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, мерятся силой, узнают о пульсе, изучают загадочный мир кислотности и др.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Рабочая программа «Наураша» разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.,
№ 273-ФЗ),
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
- Приказа Минобрнауки Ф от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», на основе авторской программы Е.А. Шутяевой «Наураша в стране Наурандии», 2015 г.,
- Примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- Устава МАДОУ д/с «Детство»;
- Положения о рабочей программе.
Цель и задачи программы
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Цель – создание условий для формирования целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Развивающие:
- способствовать развитию детской познавательной инициативы;
- развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- развивать мыслительные операции, связную речь, память;
- создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные:
- создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе
наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей, организация исследовательского компонента предполагает: формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений). Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками используя игровой мультимедийный продукт с использованием датчиков в качестве контроллеров. «Наураша в стране Наурандии» дети в игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности, приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – закладывают у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников образовательной деятельности: детей, педагогов, администрацию, родителей. Необходимость создания и реализации Программы обусловлена пересмотром содержания образования в дошкольном учреждении, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Отличительная особенность программы состоит в применении метода
экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира, в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыкам экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Материал конкретизирован для занятий со старшими дошкольниками в рамках кружковой работы по познавательному развитию. Дети в игровой форме вместе с героем научатся измерять температуру, понимать
природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплекс занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближены к реальной обстановке. Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Магнитное поле», «Пульс»,
«Кислотность», «Электричество», «Сила».
В составе комплектов по всем темам имеются:
- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
- набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.
Содержание программы
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, в рамках которой реализуется образовательная программа «От рождения до школы», Н.Е.Веракса.
Программа тесно связана с основной общеобразовательной программой детского сада, с такими предметами как: рисование, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Использование межпредметных связей позволяет повысить познавательную активность и мотивацию к обучению, дает стимул к самостоятельному изучению предмета.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Познавательное развитие».
Расширение кругозора в процессе поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов, экспериментов), наблюдений.
- «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование целостного взгляда на окружающую социальную среду и место человека в ней. Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
- «Речевое развитие».
Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, примет, пословиц о природе).
- «Физическое развитие».
Использование на занятиях подвижных игр, динамических пауз.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0 | 1 | Диагностика Наблюдение педагога Вопросы. Творческие задания Тестирование Анализ практических |
2 | Свет | 2 | 2 | 4 | |
3 | Звук | 2 | 2 | 4 | |
4 | Температура | 2 | 2 | 4 | |
5 | Электричество | 2 | 2 | 4 |
6 | Магнитное поле | 2 | 2 | 4 | работ Фронтальный опрос Устный опрос Самоконтроль |
7 | Сила | 1 | 1 | 2 | |
8 | Кислотность | 1 | 2 | 3 | |
9 | Пульс | 1 | 2 | 3 | |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
ИТОГО 34 |
Содержание учебного (тематического) плана
Введение (1 час)
Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей.
Температура (4 часа)
- Знакомство с понятиями «температура», «градус». Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы.
- Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.
- Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду.
- Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.
- Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение).
- Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.
Практика: занятия познавательно-эвристического характера, наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», совместная и самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
Свет (4 часа)
- Знакомство с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет. Экран компьютера или телевизора – источник света.
- Измерение силы света (фонарика, экрана компьютера, освещённость в комнате) Влияние света на жизнь растений.
- Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет).
- Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету»
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Электричество (4 часа)
- Знакомство с понятием «электричество». Опыт «Электрическое яблоко».
- Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.
- Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.
- Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором.
- Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки
- Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением.
- Основы безопасного экспериментирования с напряжением.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Кислотность (3 часа)
- Введение в понятие «Кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка»
- Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке.
- Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды. Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков.
- Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием
Практика: наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, открытое занятие, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Магнитное поле (4 часа)
- Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит.
- Опыты с магнитами.
- Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов.
- Опыты с магнитами, их особенности и свойства.
- Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма.
- Опыты с металлическими предметами. Показ фокусов «Магнитная левитация».
- «Магнитные рыбки».
- Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки»
Практика: наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, открытое занятие, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Пульс (3 часа)
- Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс.
- Измерение пульса (взрослого, ребёнка). Пульс и упражнения.
- Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Сила (2 часа)
- Знакомство с понятиями «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что такое вес.
- Измерение силы. Измерение веса. Измерение силы удара, силы пальцев.
- Игра «Кто сильнее ударит». Давление под колёсами автомобиля. Сила в единстве.
- Игровые измерения (сильный, слабый удар, удар средней силы).
Практика: наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Звук (4 часа)
- Знакомство с понятиями «звук», «громкость». Что такое звук. Что такое громкость.
- Почему одни звуки высокие, а другие низкие. Измерение звука (игра на ксилофоне, флейте, исследование звука свистка).
- Звук передаётся по воздуху. Игровые измерения (создание громкого и высокого звука).
Практика: наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Итог (1 час)
- Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.
- Игровые измерения по желанию детей с лабораторией «Наураша».
∙
Перспективно – тематическое планирование по программе представлено в Приложении
№ 1
Планируемые результаты реализации программы
В содержании программы «Наураша» планируемые результаты реализации программы представлены в виде базисных качеств личности:
Базисные качества личности | |
Познавательная компетентность |
математики, истории и т.п.; |
Социальная компетентность | -Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, -Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, -Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, -Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя |
Коммуникативная компетентность | -Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями. |
Самостоятельность | -Организует и осуществляет познавательно- исследовательскую деятельность в соответствии с замыслом |
Креативность | -Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, способен к вариативности, гибкости, импровизации |
Инициативность | -Проявляет инициативу в решении проблемных Ситуаций |
Требования к знаниям и умениям, ребенок:
- проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
- имеет представление о различных физических свойствах и явлениях;
- умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы;
- соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Раздел 2
Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный учебный график
№ | Разделы программы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Формы контроля |
1 | Развитие познавательно – исследовательской деятельности | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | Диагностика Наблюдение педагога Вопросы. Творческие задания Тестирование Анализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос Самоконтроль |
Всего: | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | ||
Итого: | 34 |
В основу организации непосредственно образовательной деятельности ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально- образной форме. Набор тем определяет руководитель лаборатории и это придает систематичность всему образовательному процессу.
Взрослый – руководитель лаборатории, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Темообразующие факторы:
- реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)
- воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
- события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);
- события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаются следующие правила:
- Тема должна быть интересной ребѐнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение еѐ должно принести реальную пользу участникам исследования (ребѐнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение
Занятия по программе дополнительного образования «Наураша» организуются на базе МБДОУ д/с «Солнышко». В детском саду оснащена лаборатория опытно-экспериментальной деятельности, для которой выделено отдельное помещение и оборудование:
№ | Материал | Кол-во (шт.) |
1 | Лаборатория «Температура»* | 1 |
2 | Лаборатория «Свет»* | 1 |
3 | Лаборатория «Звук»* | 1 |
4 | Лаборатория «Сила»* | 1 |
5 | Лаборатория «Электричество»* | 1 |
6 | Лаборатория «Кислотность»* | 1 |
7 | Лаборатория «Пульс»* | 1 |
8 | Лаборатория «Магнитное поле»* | 1 |
9 | Пластиковые контейнеры | 9 |
10 | Пластиковые стаканы | 9 |
11 | Стол экспериментальный | 1 |
12 | Стойка для цифровой лаборатории | 2 |
13 | Стул | 9 |
14 | Планшет | 1 |
15 | Ноутбук | 1 |
16 | Телевизор | 1 |
17 | Пробирки | 6 |
18 | Микроскоп большой | 1 |
19 | Микроскоп малый | 1 |
20 | Увеличительное стекло | 9 |
21 | Пинцет | 3 |
*Каждая лаборатория содержит датчик «Божья коровка», набор вспомогательных предметов для измерений, брошюру с методическими рекомендациями по проведению занятий |
Информационное обеспечение
- Флеш-носитель «Наураша в стране Наурандии» с сопутствующей компьютерной программой.
- Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Шутяева Е.А.- М.: Издательство Ювента,2015
- Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
«Наураша в стране Наурандии» – игровой мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров.
Функционал продукта: набор состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Возможности настроек предусматривают:
последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми сцен; переключение между сценами;
ручную настройку выбора заданий; свободный режим;
повторение заданий.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
Состав продукта: цифровая Лаборатория состоит из восьми сцен. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Для проведения опытов к каждой сцене прилагается набор с оборудованием. В каждом наборе находится один датчик, дополнительные приспособления для работы с ним.
Каждая лаборатория содержит методическое пособие для педагога и программное обеспечение.
Используемые датчики: Температуры, Света, Звука, Магнитного поля, Электричества, Силы, Пульса, Кислотности, Способы работы с продуктом.
Работа педагога с группой (подгруппой) детей. Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
Возможность работы в «свободном режиме»:
педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории; возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры; возможность повторить эксперимент.
Ссылки на полезные сайты для педагогов и родителей: http://doshvozrast.ru/roditeli/ («В помощь родителям»);
http://www.youtube.com/watch?v=37bDXsAKd2A («Видео опыты в домашних условиях»);
http://yandex.ru/video/search?text («Видео-эксперименты для детей 5-6 лет дома»);
http://uchil.net/?cm=25232 («Педагогические условия организации экспериментирования в детском саду»);
http://www.doumarx.ru/ («В помощь педагогу ДОУ»);
http://www.moi-detsad.ru/konsultac145.htm («Организация и проведение экспериментов для дошкольников») и др.
Кадровое обеспечение: в реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования – Вахрушева Юлия Алексеевна, воспитатель первой
квалификационной категории, основные работники ДОУ.
Формы аттестации/контроля. Оценочные материалы Формы контроля
- мониторинг сохранности состава группы обучающихся, занимающихся по данной программе, и посещаемости занятий;
- наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий;
- контроль выполнения самостоятельных творческих заданий.
Формы аттестации
- На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы через низкоформализованные методы: беседы, наблюдения за деятельностью детей, демонстрация опытов участие в развлечениях для малышей с демонстрацией опытов.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Демонстрация опытов для дошкольников в рамках реализации проекта «Чудеса, опыты эксперименты»
- Проведение научных развлечений.
- Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов является проведение открытого занятия, демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп.
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае), которая позволяет более точно отобразить уровень овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности ребенка, предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику в его развитии, увидеть дальнейшие перспективы и спланировать развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка.
Оценочные материалы
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своѐм развитии детей, так и на одарѐнных, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. Знания теоретического материала диагностируются путѐм тестирования, выполнения расчѐтов, схем, путѐм опроса во время занятий.
Путѐм наблюдения за детьми во время занятий, опытов диагностируется интерес к познавательно-экспериментальной деятельности. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к опытам, элементарным экспериментам, исследованиям, диагностируется развитие познавательных способностей детей. Постоянно организуется продуктивная деятельность, которая позволяют показать уровень знаний детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
Протокол результатов познавательно – исследовательской деятельности детей представлен в
Приложении №2
Список литературы
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015
- Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008
- Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования- Спб.:ООО «Издательство
«Детство-Пресс»,2015
- Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. – 76 с.
- Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru)
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015
- Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008
- Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;
- Моторин В. М. «Воспитательные возможности компьютерных игр». -Дошкольное воспитание, 2000г., №1;
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования- Спб.:ООО «Издательство
«Детство-Пресс»,2015
- Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. – 76 с.
- Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru)
Приложение №1
Перспективно – тематическое планирование работы по программе «Наураша»
Месяц | Название раздела, тема | Программное содержание | Оборудование | Количе ство занятий | |
Сентябрь | 1 – 2 НЕДЕЛЯ - МОНИТОРИНГ | ||||
Сентябрь | Введение в программу | Знакомство с программой, оборудованием, главным героем- мальчиком Наурашей, правилами поведения в лаборатории | ПО: ноутбук, телевизор, все лаборатории | 1 | |
комплекса «Наураша» | |||||
СВЕТ | |||||
Сентябрь | Источник света | Измерения освещенности помещения, | Оборудование лаборатории «Свет», фонарики различного размера и яркости | 1 | |
Октябрь | Свет и растения | Сравнение растений (растущего на свету и в тени). Измерения силы света (найди самый темный уголок в комнате, самый | Растение, находящееся в тени и на свету. Оборудование лаборатории «Свет» | 1 | |
светлый; создай | |||||
темноту, создай яркий | |||||
свет, создай | |||||
комфортныйсвет) | |||||
Октябрь | Мы видим благодаря свету | Проводим опыты с красителем, отражателями и фильтрами | Фонарик, оборудование лаборатории «Свет» | 1 |
Октябрь | Прохождение света через объекты | Расширить знания детей о прозрачности, способности материала пропускать сквозь себя свет. | Фонарик, светофильтры разных цветов, полиэтиленовый пакет, оргстекло, стекло, прозрачные кристаллы. | 1 |
ЗВУК | ||||
Октябрь | Исследование звука | Запись с различными звуками живой и неживой природы. Оборудование лаборатории «Звук», музыкальные инструменты: трещотка, свисток, металлофон, барабан, маракас | 1 | |
Что такое звук, громкость? | свистка. Сравнительные измерения «Кто громче | |||
свистнет» Шум. | ||||
Исследование шума | ||||
Игровые измерения | ||||
«Создаём громкий и | ||||
высокий звук» | ||||
Ноябрь | Что я слышу? | Познакомить с органом, воспринимающим звук – ухо, сформировать | Оборудование лаборатории «Звук» | 1 |
представления о | ||||
характеристиках звука – | ||||
громкости, тембре, | ||||
длительности, развивать | ||||
умение сравнивать | ||||
различные звуки. | ||||
Ноябрь | Почему в космосе нет звука. Исследование голоса взрослого, ребёнка. | Сформировать представления о характеристиках звуков - громкости, тембре, высоте. Развивать слуховое внимание, умение сравнивать и различать звуки. | Оборудование лаборатории «Звук» | 1 |
Ноябрь | Исследование шума за окном | Исследовать шум за окном. Создавать громкий и высокий звук, громкий и низкий звук, тихий и низкий звук, тихий и высокий звук. | Оборудование лаборатории «Звук» | 1 |
ТЕМПЕРАТУРА | ||||
Ноябрь | Тепло или холодно? | Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры, температура тела человека. | Оборудование лаборатории «Температура», градусник | 1 |
Измерение температуры | ||||
любимых лакомств. | ||||
Учимся делать выводы. | ||||
Декабрь | Лед и пламя | Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта. Познакомить с понятием «температура», «градус, «ноль градусов». | Оборудование лаборатории | 1 |
«Температура», | ||||
термометр | ||||
Декабрь | Подвести детей к | Оборудование лаборатории «Температура», кубики льда, вода разной температуры | 1 | |
Такая разная вода | пониманию, что разные объекты имеют разную | |||
температуру, которая | ||||
может меняться в | ||||
зависимости от разных | ||||
условий. | ||||
Декабрь | Вкусные опыты | Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого. | Оборудование лаборатории «Температура». Мороженое, чай, гранулы кофе. | 1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО | ||||
Декабрь | Электрическое яблоко | Знакомство с понятием «электричество». Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком. Опыт Электрическое яблоко. Опыты с картофелем и лимоном. | Оборудование лаборатории «Электричество». Картофель, лимон, яблоко | 1 |
Январь | Батарейка | Знакомство с батарейкой. Первоначальные понятия о электрических цепях. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Откуда ток в батарейке. . Рассказать об утилизации батареек. | Оборудование лаборатории «Электричество», батарейки | 1 |
Январь | Познакомить детей с | Оборудование | 1 | |
Как увеличить | зависимостью силы | лаборатории | ||
электричество | электричества от | «Электричество», | ||
количества | батарейки | |||
подсоединенных батареек. | ||||
Дать понятие «блок» для | ||||
батареек и научить им | ||||
пользоваться. Закреплять | ||||
правила безопасности при | ||||
измерении датчиком | ||||
электричества цифровой | ||||
лаборатории. | ||||
Январь | Почему горит лампочка | Обратить внимание детей на то, что не во всех лампах светится нить | Соленая вода, стаканчики для опыта | 1 |
накаливания, например, в | ||||
лампах дневного света, | ||||
энергосберегающих и | ||||
других. |
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ | ||||
Февраль | Магнитные чудеса | Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». | Оборудование лаборатории «Магнитное поле», магниты для | 1 |
Учить измерять поле различных магнитов. | холодильника | |||
Февраль | Танцующие магниты | Исследование немагнитного предмета. Сравнение | Оборудование лаборатории «Магнитное поле», | 1 |
двух магнитов. Показ | отвертка, винтики | |||
фокуса «Магнитная | ||||
левитация». | ||||
«Магнитные рыбки». | ||||
Февраль | Земля – это магнит | Познакомить детей с понятием «магнитное поле Земли». | Компас, глобус, плоские магниты, пористый коврик. | 1 |
Расширить знания о работе | ||||
компаса, о южном и | ||||
северном полюсах земли. | ||||
Февраль | Притягиваются - отталкиваются | Познакомить детей со свойствами одинаковых полюсов отталкиваться, | Оборудование лаборатории «Магнитное поле» | 1 |
разноименных полюсов | ||||
притягиваться друг к | ||||
другу. | ||||
Закреплять умение | ||||
пользоваться датчиком при | ||||
измерении магнитного | ||||
поля двух магнитов. |
СИЛА | ||||
Март | Сила удара | Измерение силы. Измерение силы удара, силы пальцев. | Оборудование лаборатории «Сила» | 1 |
Познакомить детей с | ||||
понятием силы как | ||||
физической величины, | ||||
Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. | ||||
Март | Вес | Познакомить детей с понятием «вес предмета». Измерение веса тела. | Оборудование лаборатории «Сила» | 1 |
КИСЛОТНОСТЬ | ||||
Март | Введение в понятие | Оборудование лаборатории «Кислотность», соки, газировка, минералка, иллюстрация системы пищеварения | 1 | |
Кислая | Кислотность. «Как | |||
лаборатория | получается газировка». | |||
Научить измерять | ||||
кислотность разных | ||||
продуктов, с их полезными | ||||
и вредными свойствами. | ||||
Март | Волшебница соль | Закреплять умение работать в команде. Проводить эксперименты по созданию очень | Оборудование лаборатории «Кислотность», лимонная кислота, сахар, вода, соль | 1 |
кислого, кислого, не | ||||
кислого вкуса. |
ъАпрель | Чудо - сода | Провести эксперименты с содой. Рассказывать о том, что при добавлении соды в напитки, кислотность снижается. | Оборудование лаборатории «Кислотность», сода, вода | 1 |
ПУЛЬС | ||||
Апрель | Когда сердце бьется чаще | Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | Рисунок строения сердца, набор для исследований «Наураша». | 1 |
Апрель | Человек. Пульс | Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Знакомить детей с органами кровообращения. | Фонендоскоп | 1 |
Апрель | Почему у взрослых и детей пульс разный | Работа лаборатории по измерению пульса взрослых и детей детского сада. Учимся делать выводы. | Оборудование лаборатории «Пульс», фонендоскоп | 1 |
Май | Итоговое занятие. Свободная игровая ситуация | Формирование у детей познавательно- исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Научная лаборатория «Наураша». | 1 |
Май | 3-4 НЕДЕЛЯ - МОНИТОРИНГ | 34 |
Приложение №2
Протокол результатов диагностики познавательно- исследовательской деятельности детей
Ф.И. ребенка | Показатели | Приме чания | |||||||||||||||
Начало года | Количес тво баллов | Уро вень | Конец года | Количест во баллов | Уровень | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
Общий уровень познавательно-исследовательской деятельности детей оценивается по сумме баллов:
-высокий уровень:3 балла;
-средний уровень: 2 балла;
-низкий уровень:1 балла.
Диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 6—7 лет
Показатель 1. Познавательная компетентность Показатель 2. Социальная компетентность Показатель 3.Коммуникативная компетентность Показатель 4.Самостоятельность
Показатель 5.Креативность Показатель 6. Инициативность
См. стр. 13
Характеристика уровней познавательно-исследовательской деятельности
Высокий уровень. Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Средний уровень. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только подсказки взрослого. Принимают участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-экспериментальная деятельность с помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе.
Научно-экспериментальная деятельность с помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе....
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ»
Наш мир стремительно меняется. Меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества....
"Наураша в стране Наурандии"
Рабочая программа с конспектами реализуемого проекта дополнительного образования в научно-исследовательском направлении с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...
Дополнительное образование "Наураша в стране Наурандии"
Данная презентация раскрывает сущность и содержание дополнительного образования "Наураша в стране Наурандии". Это детская цифровая лаборатория - одна из главных целей данной лаборатории - приоткрыть д...
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
В проекте раскрывается цель обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории и главного героя Наураши....