"Наураша в стране Наурандии"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Рабочая программа с конспектами реализуемого проекта дополнительного образования в научно-исследовательском направлении с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 6-центр развития ребенка»
Рабочая программа по научно-исследовательскому направлению «Наураша в стране Наурандии».
г. Сергиев Посад, 2015г.
Пояснительная записка.
Возможно, не раз Вас ставили в тупик эти непростые детские вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Где живёт электрический ток?», «Почему тает мороженое?». Как в наше время рассказать ребёнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и т.д., чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно и с научной точки зрения.
«Научные развлечения» придумали увлекательную, а самое главное – доступную для детей Детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».
«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров.
В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры будут также увлекательны и интересны взрослым.
Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).
Цели:
- Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
- Игра поможет преподавателям в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.
- Датчики, спроектированные в форме Божьей Коровки, дадут почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает способностью чувствовать окружающий мир.
- Мы наглядно показываем ребенку, что этот мир не всегда является комфортным. Он бывает слишком горячим или холодным, очень громким или незаметно тихим. В ходе игры ребёнку предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.
Задачи:
Развивающие: развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира
Воспитательные: воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества
Обучающие: обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
Актуальность проекта:
Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить:
- формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.
Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Функционал:
Набор состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Возможности настроек предусматривают:
- Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми сцен;
- Переключение между сценами;
- Ручную настройку выбора заданий;
- Свободный режим;
- Повторение заданий.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
Способы работы:
Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);
Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
- Возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
- Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
- Возможность повторить эксперимент.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, работа с экспериментальным материалом.
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Методы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Ожидаемый результат:
Значительное повышение уровня знаний дошкольников в области занимательной физики
Расширение и обогащение кругозора
Развитие познавательного интереса
Развитие навыков безопасного экспериментирования.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Температура | 5 |
3 | Электричество | 6 |
4 | Магнитное поле | 4 |
5 | Кислотность | 4 |
Итого | 20 |
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
- Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов
Итоги реализации программы подводятся в виде итоговых открытых занятий.
Литература, использованная для разработки программы
и организации образовательного процесса
- ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
- Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
- Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., №1;
- Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
- Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004;
Содержание программы:
октябрь | № п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1. | Знакомство с Наурашей и страной Наурандией | Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей | ПО, интерактивная доска, все лаборатории комплекса «Наураша» | |
2. | Тепло или холодно? | Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы | Оборудование лаборатории «Температура» | |
3. | Лед и пламя | Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта. | Оборудование лаборатории «Температура», лед, чайник, игрушки | |
4. | Такая разная вода | Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду. Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования | Оборудование лаборатории «Температура». Вода разной температуры, лед | |
ноябрь | 5. | Как влиять на температуру | Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение и т.п.) | Оборудование лаборатории «Температура», горячая вода, холодная вода, металлическая пластина |
6. | Вкусные опыты | Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого. | Оборудование лаборатории «Температура» Мороженое, чай, гранулы кофе | |
7. | Знакомство с Лабораторией Электричества | Знакомство с понятием «электричество». Опыт Электрическое яблоко | Оборудование лаборатории «Электричество», яблоки | |
8. | Батарейка | Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия о электрических цепях | Оборудование лаборатории «Электричество», батарейки | |
декабрь | 9. | Электричество рядом | Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах. | Оборудование лаборатории «Электричество». Картофель, лимон, булочка |
10. | Лампочка | Изучение электрической лампочки, Опыты с электромотором | Оборудование лаборатории «Электричество», лампочки, елочная гирлянда | |
11. | Хорошая батарейка-плохая батарейка | Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки | Оборудование лаборатории «Электричество», соль, вода, разные батарейки | |
12. | Напряжение | Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением. Основы безопасного экспериментирования с напряжением. | Оборудование лаборатории «Электричество», плакат о безопасном пользовании электричеством | |
январь | 13. | Магнитные чудеса | Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами | Оборудование лаборатории «Магнитное поле», гайки, винты, металлические предметы |
14. | Земля – это магнит | Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства. | Оборудование лаборатории «Магнитное поле», глобус, теннисный мячик | |
15. | Остаточный магнетизм | Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами. | Оборудование лаборатории «Магнитное поле», отвертка, винты и скрепки | |
16 | Танцующие магниты | Показ фокуса «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки» | Оборудование лаборатории «Магнитное поле», игра «Магнитные рыбки» | |
февраль | 17 | Кислая лаборатория | Введение в понятие Кислотность. Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка» | Оборудование лаборатории «Кислотность», лимонная кислота, сахар, вода |
18 | Наша любимая газировка | Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке | Оборудование лаборатории «Кислотность», соки, газировка, минералка, иллюстрация системы пищеварения | |
19 | Волшебница сода | Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды | Оборудование лаборатории «Кислотность», сода, вода | |
20 | Создай свой вкус | Экспериментирование с созданием кислых-менее кислых-некислых напитков. Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием. | Оборудование лаборатории «Кислотность», вода, сода, лимонная кислота, лимон, яблоко | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-экспериментальная деятельность с помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе.
Научно-экспериментальная деятельность с помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе....
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ»
Наш мир стремительно меняется. Меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества....
Дополнительное образование "Наураша в стране Наурандии"
Данная презентация раскрывает сущность и содержание дополнительного образования "Наураша в стране Наурандии". Это детская цифровая лаборатория - одна из главных целей данной лаборатории - приоткрыть д...
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
В проекте раскрывается цель обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории и главного героя Наураши....
Научно-экспериментальная деятельность с помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе.
Познакомить ребят с электричеством и его значением в жизни человека опытно-экспериментальным путём...
- Мне нравится (1)