«Классификатор методик и современных технологий»
материал

 «Классификатор методик и современных технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikator_metodik_i_sovremennyh_tehnologiy.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Классификатор методик и современных технологий»

Возрастная

группа

Вид

деятельности

Методика/

технология

Наличие

условий для

реализации

Примечание (специфика реализации)

Здоровьесберегающие технологии

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 1 года до 3 лет

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

Технологии сохранения

и стимулирования

здоровья

В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья», оснащенные как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4.Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.
5.Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.
6.Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7.Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:

  • мимические разминки
  • гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
  • пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)
  • дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
  • точечный массаж 
  • игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
  • стретчинг
  • ритмопластика
  • динамические паузы
  • подвижные и спортивные игры
  • релаксация
  • технологии эстетической направленности гимнастика для глаз
  • пальчиковая гимнастика  
  • бодрящая гимнастика
  • корригирующая гимнастика
  • ортопедическая гимнастика

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

Технологии

обучения

здоровому

образу жизни

  • физкультурные занятия
  • проблемно-игровые занятия (игротренинги и игротерапия)
  • коммуникативные игры-занятия
  • занятия из серии «Здоровье»
  • самомассаж

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

Коррекционные

технологии

  • арттерапия
  • сказкотерапия
  • технологии музыкального воздействия
  • технологии воздействия цветом
  • технологии коррекции поведения
  • психогимнастика
  • фонетическая ритмика

Вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность
  • общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

Технология

проектной

деятельности

Необходимые материал и оборудование, специально организованное образовательное пространство для реализации того или иного проекта

Используется с детьми в возрасте от 3 лет

Старшая, подготовительная

  • Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование

Технология исследовательской деятельности

Необходимые материал и оборудование, специально организованное образовательное пространство для проведения исследовательской деятельности по какой-либо теме

Умения и навыки, необходимые для проведения

исследования:

  • Видеть проблемы
  • Выдвигать гипотезы, строить предположения
  • Задавать вопросы
  • Оперировать понятиями
  • Классифицировать
  • Наблюдать
  • Делать выводы и умозаключения

Вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

  • Игровая деятельность
  • общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 1 года до 3 лет

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

Информационно-коммуникационные технологии

ИКТ включает в себя:

  • компьютер и интернет;
  • телевизор;
  • видеокамера и фотоаппарат;
  • DVD и CD;
  • игровые приставки;
  • мобильные телефоны;
  • магнитофоны;
  • мультимедиа и интерактивные доски.

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 1 года до 3 лет

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность
  • общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

Личностно-ориентированная технология 

  • Комнаты психологической разгрузки
  • Музыкальный и физкультурный залы
  • Кабинеты долечивания (после болезни),
  • Помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 1 года до 3 лет

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность
  • общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность

музыкальная деятельность

Технология портфолио дошкольника

Формы организации

  • Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться
  • Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры
  • Сказкотерапия
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
  • Тренинги, самопрезентации.

Вариантов портфолио очень много.

Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника и выбранной структурой портфолио (Е. Егорова, Л. И. Адаменко, Л. Орлова, И. Руденко)

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 1 года до 3 лет

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность
  • общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

Технология интегрированного

обучения

Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

  • сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
  • проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 1 года до 3 лет

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность
  • общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

Технология

игрового

обучения:

создание

творческой

атмосферы

обучения творчеству

(Б.П. Никитин).

Ясельная,

первая младшая

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

Технология обучения детей: раннего возраста – сенсорное развитие,

формирование общих сенсорных способностей (Л.А.Венгер и др.).

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 1 года до 3 лет

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность
  • общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

Технология обучения детей дошкольного возраста – технология

развивающего обучения дошкольников (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).

Старшая, подготовительная

  • Игровая деятельность общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность

Технология обучения чтению

(Н.А.Зайцев,

Е.Е.Шулешко).

Ясельная,

первая младшая,

вторая младшая,

средняя,

старшая, подготовительная

От 1 года до 3 лет

  • Предметная деятельность
  • экспериментирование с материалами и веществами
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность
  • игровая деятельность речевая деятельность
  • изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия
  • музыкальная деятельность

От 3 лет до 7(8) лет

  • Игровая деятельность
  • общение со взрослым и сверстниками
  • речевая деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность
  • элементарная трудовая деятельность
  • музыкальная деятельность

Технологии создания предметно-развивающей среды

(п. 23.5. ФОП ДО)

1) в раннем возрасте (1 год - 3 года):

  • предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое);
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие);
  • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;
  • двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры);
  • игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками);
  • речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
  • изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
  • самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);
  • музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).

2) в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет):

  • игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие);
  • общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
  • речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
  • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
  • двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие);
  • элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
  • музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ

Инновационные технологии позволяют перейти на новый качественный уровень развития  дошкольного образования.Использование современных образовательных технологий и методик  - залог высоких рез...

Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....

Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский        Возможности использования модифицированной метод...

Мастер-класс по применению современных технологий и методик развития речи дошкольников. Биоэнергопластика

Биоэнергопластика:Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения ...

Классификатор методик и современных технологий

таблица "Классификатор методик и современных технологий"...