ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Константинова Эльвира Николаевна

Инновационные технологии позволяют перейти на новый качественный уровень развития  дошкольного образования.

Использование современных образовательных технологий и методик  - залог высоких результатов коррекционной работы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzuemye_sovremennye_tehnologii_i_metodik1.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ

      Инновационные технологии позволяют  перейти на новый качественный уровень развития дошкольного образования.

     Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

     Использование современных образовательных технологий и методик – залог  высоких результатов коррекционной работы!

     В своей коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда, я применяю:  информационно-компьютерные технологии (ИКТ), интернет-ресурсы, мультимедийные презентации, электронные  учебные пособия,  полноэкранные озвученные видео – и анимационные сюжеты и высококачественные фотографии, которые  представляют собой богатый иллюстрированный материал, а также:

Технологии и методики

Авторы

Цель использования технологий и методик

Описание внедрения в педагогическую деятельность

Результаты использования

Технологии логопедического обследования.

О.А.Безрукова

О.Н.Каленкова

О.Б.Иншакова

В.В.Коноваленко

С.В. Коноваленко

Р. И. Лалаева,

С. Е. Большакова,

Н. Я. Семаго,

М. М. Семаго,

Т. А. Фотекова,

Т. В. Ахутина.

Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Выявление объема речевых навыков; – сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития; – определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; – анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя; – определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Разработка индивидуально-образовательного маршрута на ребенка с ОВЗ

Технологии коррекции звукопроизношения.

Т. Б. Филичева,

Г. В. Чиркина,

В. И. Рождественская,

М.Ф.Фомичева, А.И.Богомолова

В.А. Ковшиков

Е.Ф. Соботович

О.В. Правдина

Правильное, четкое произношение детьми звуков и слов.

уточнение произношения звуков;

постановка и закрепление отсутствующих звуков;

развитие фонематического восприятия;

преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

Развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.

Технология моделирования звуков

Г.А.Каше

Т.Б.Филичева

Г.В.Чиркина

В.М. Акименко

Т.В.Александрова

О.А. Безрукова

О.Н.Каленкова

М.Ф. Фомичева

З.Агранович

Формирование у детей с речевыми нарушениями необходимой базы знаний, умений и навыков по обучению грамоте и в конечном итоге предупреждение различных видов нарушений письма и чтения.

Осознанное использование детьми моделей звуков для обеспечения гарантированного усвоения материала.

Систематическое включение в структуру логопедического занятия момента характеристики звуков. Во время работы над артикуляцией звуков детям демонстрируется модель изучаемого звука, которая помогает добиться:

- правильного артикуляционного уклада;

- запоминания сравнительной характеристики звуков;

- формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Технология моделирования звуков дала возможность детям осознанно усваивать логопедическую программу с высокой прочностью, преодолевать речевые нарушения, опираясь на акустические характеристики и графические модели звуков, используя собственный кинестетический и перцептивный опыт, таким образом успешно предупреждать целый ряд нарушений письменной речи в школе.

Технологии логопедического массажа.

Н.Ю. Григоренко

Нормализация нарушения тонуса артикуляционных мышц

Массаж использую на всех этапах коррекционно – логопедического воздействия, но особенно важно его применение на начальных этапах работы.

Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете оппосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

Л. Г. Парамонова, Л. Г. Кобзарева, Н. С. Костючек

Бавыкина Г.Н.

Бородич А.М.

Ушакова О.С.

Расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи

Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх.

Расширяется и активизируется словарный запас, совершенствуется  грамматический строй речи

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Н.К. Смирнов

В.М. Акименко

А.А. Уманская

Н.Ножье

Охрана здоровья детей и педагогов.

Формирование приоритетов ценностей здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с детьми и их родителями. Создание оптимальных условий физического и психического развития детей («Не навреди!» по Н.К. Смирнову)

Организация рационального учебно-воспитательного  процесса с учетом возрастных особенностей воспитанников.

- Оптимальная организация учебного процесса и физической активности детей (включение физкультминуток, подвижных, спортивных игр, ритмопластики, упражнений на релаксацию).

- Создание благоприятного психоэмоционального климата в учреждении для комфортного пребывания детей (участие в праздниках «День здоровья», «День знаний», участие в беседах «Если хочешь быть здоров» по обучению заботе о своем  здоровье, формированию культуры здоровья, мотивации здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек)

- Использование специальных методик по оздоровлению организма: работа над дыханием, артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж биологически-активных точек на лице и теле, упражнения для глаз—

- Консультации для родителей по этим методикам.

Использование здоровьесберегающей технологии позволило добиться быстрой и стойкой адаптации детей к условиям логопедической группы, снизить общую заболеваемость и обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни, что повысило качество обучения и помогло а преодолении устойчивых речевых нарушений. В результате использования технологии у детей: улучшается осанка, укрепляется костно-мышечный аппарат, нормализуется деятельность дыхательного и голосового аппарата, происходит освобождение от негативных влияний статистического напряжения, речь становится более ритмичной, громкой, четкой, осуществляется тесный контакт с воспитанниками и их родителями.

1.        Дыхательная гимнастика

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы

Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой ООД по лексическим темам

Длительный и плавный выдох. Сильная подача воздушной струи воздуха. Нижне-диафрагмальное дыхание, самоорганизация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

  1. Зрительная гимнастика

Снимает напряжение глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование упражнений после напряженной 10 минутной работы

Профилактика миопии

  1. Релаксация

 

Снимает напряжение, чувство беспокойства

Является одним из этапов работы ООД

Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

  1. Мимическая гимнастика

Способствует коммуникации, эмоциональному развитию

Выполняется на каждой ООД перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции

Укрепляются мимические мышцы лица

  1. Динамические паузы (логоритмика)

Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения

Физминутки по лексическим темам

Повышается роботоспособность, профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Развивается чувство ритма, темпа, координации.

  1. Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики, манипуляции с предметами, снятие синкинезий и мышечных зажимов

Крупотерапия, пескотерапия, су-джок, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, с катушками

Тренируем пальчики – развиваем речь!

  1. Психогимнастика

Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения

Игры и этюды ООД

Развитие эмоциональной сферы, рефлексии.

  1. Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики

Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие

Сказки по лексическим темам на ООД

Повышается интонационно-выразительная сторона речи

  1. Биоэнергопластика

Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

Речь сопряженная с движениями рук. Выполнение артикуляционной гимнастики сопровождается с индиентичными движениями рук.

Нормализация речи, за счет укрепления артикуляционных мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука.

  1. Самомассаж лицевой шейной мускулатуры

Стимулирование и активизация мышечного тонуса

Комплексы упражнений на ООД один из этапов работы

Укрепление мимической мускулатуры, формирование

тактильных ощущений

  1. Технология логоритмического воздействия при коррекции речевых нарушений

Г.А.Волков

Е.В. Кузнецова

Н.В. Микляева

О.А. Полозова

Ю.Н.Родионова

М.А. Касицына

И.Г. Бородина

Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании сос ловом и музыкой, а в конечном итоге адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Внедренна программа «Логоритмика», которая включает в себя пояснительную записку, перспективное планирование и конспекты занятий для подготовительной логопедической группы.

Согласно программе ведется систематическая работа для выработки:

- произвольного регулирования состояния мышечного тонуса, силы, ловкости и выносливости, быстроты и точности движений;

- динамической координации и согласованности движений;

- ритмичности и пластичности движений;

- тренировки двигательных кинестезий и кинестетической схемы (образа) движений;

- развития соматопространственной ориентации и зрительномоторных координаций;

-тренировки высоты и силы звучания голоса;

- фонематического восприятия через многократную тренировку в различении речевых кинестезий;

-развития тембровых характеристик голоса и просодического компонента речи;

-овладения сложными лексико-грамматическими связями языка через двигательную деятельность детей,

- развития абстрактного образного мышления у детей через загадки, игры-драматизации, элементы хореографического танца, обучения импровизации на заданную тему.

Включение логритмических упражнений в индивидуальные и фронтальные занятия по коррекции речи.

Технология логоритмического воздействия оказывает содействие коррекции речевого, психомоторного, эмоционального и общего психического развития воспитанников, позволяет закреплять и усиливать полученный положительный эффект в преодолении речевых нарушений.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Развитие познавательной активности

Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач

Активизируются речемыслительные процессы коры головного мозга

Технология концентрированного обучения

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям восприятия структуры образовательной деятельности

Тематическое планирование

Углубленное и всестороннее освоение материала

Технология развивающего обучения

Развитие личности и её способностей

Ориентация познавательной деятельности, основанная на зоне актуального развития с перспективой на зону ближайшего развития

Развитие всех компонентов языковой системы речи.

Технология дифференцированного обучения

Развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления. Умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии

Дидактические и словесные игры. Игры на развитие психических процессов, фонематического слуха, языкового анализа и синтеза, слоговой структуры речи, обучение грамоте.

Повышение познавательной активности, формирование мотивации учебной деятельности.

Сводная таблица диагностики речевого развития детей за 2017-2018  учебный год (См. приложение)

Участие воспитанников в конкурсах и викторинах

Муниципальный уровень г.о. Химки в жанре « Художественное слово» – грамоты и дипломы  воспитанников  ДО «Бибигон»

Муниципальный уровень г.о. Химки конкурс чтецов «Осенние строчки» – грамоты и дипломы  воспитанников  ДО «Бибигон»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического пункта ДО «Бибигон»

      Коррекционно-развивающий процесс невозможен и без участия родителей, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказывать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними. Так же следует изучить, проанализировать субъект – субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи. Следовательно, необходимо повышение уровня гармонизации детско-родительских отношений.

ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Год, месяц

Наименование мероприятия (заседания ММО, педсовет, семинар, конференции и т.д.) в котором педагог принимал  участие как выступающий, с указанием статуса (международный

Форма участия (слушатель, докладчик, ведущий круглого стола, секции и т.д.)

Документ, подтверждающий участие: протокол, диплом, свидетельство, сертификат (при наличии такого)

Выходные данные и объем в печатных листах (в случае публикации)

06.12.2017

ММО

докладчик

протокол

Доклад презентация «

ПРАВИЛЬНАЯ, КРАСИВАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ БУДУЩЕГО УСПЕХА.

      Умение красиво, грамотно и лаконично говорить всегда и в любом обществе считалось не просто проявлением хорошего воспитания, но было крайне необходимо для произведения хорошего впечатления, приобрести новых выгодных знакомств и формирования положительного мнения о человеке.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«Речь – убранство души». Луций Анней Сенека (младший)

     На следующий учебный год  в логопедический пункт зачислены 30 детей, прошедшие ПМПК от 19.04.2018г.

  из них: 6 человек – 2-го года обучения;

  13 детей - ОНР III уровня у ребенка с дизартрией

   6 детей - ОНР III уровня

   6 детей - ФФНР у ребенка с дизартрией

   5 детей - ФФНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима» (используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, Физическая культура)

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима»(используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, ...

Современные технологии, используемые при освоении пространственных отношений через игровые технологии

В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются специальн...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...

Современные образовательные технологии и методики, используемые учителем- логопедом в коррекции речи и ВПФ.

Современные образовательные технологии, используемые учителем-логопедом Василенко Галиной Анатольевной МБДОУ №12 г.Моздока в коррекции речи и ВПФ....

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре

Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий,  методик ...

Мастер-класс по применению современных технологий и методик развития речи дошкольников. Биоэнергопластика

Биоэнергопластика:Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения ...