ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Инновационные технологии позволяют перейти на новый качественный уровень развития дошкольного образования.
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzuemye_sovremennye_tehnologii_i_metodik1.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ
Инновационные технологии позволяют перейти на новый качественный уровень развития дошкольного образования.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
Использование современных образовательных технологий и методик – залог высоких результатов коррекционной работы!
В своей коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда, я применяю: информационно-компьютерные технологии (ИКТ), интернет-ресурсы, мультимедийные презентации, электронные учебные пособия, полноэкранные озвученные видео – и анимационные сюжеты и высококачественные фотографии, которые представляют собой богатый иллюстрированный материал, а также:
Технологии и методики | Авторы | Цель использования технологий и методик | Описание внедрения в педагогическую деятельность | Результаты использования |
Технологии логопедического обследования. | О.А.Безрукова О.Н.Каленкова О.Б.Иншакова В.В.Коноваленко С.В. Коноваленко Р. И. Лалаева, С. Е. Большакова, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. | Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. | Выявление объема речевых навыков; – сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития; – определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; – анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя; – определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. | Разработка индивидуально-образовательного маршрута на ребенка с ОВЗ |
Технологии коррекции звукопроизношения. | Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. И. Рождественская, М.Ф.Фомичева, А.И.Богомолова В.А. Ковшиков Е.Ф. Соботович О.В. Правдина | Правильное, четкое произношение детьми звуков и слов. | уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций. | Развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. |
Технология моделирования звуков | Г.А.Каше Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина В.М. Акименко Т.В.Александрова О.А. Безрукова О.Н.Каленкова М.Ф. Фомичева З.Агранович | Формирование у детей с речевыми нарушениями необходимой базы знаний, умений и навыков по обучению грамоте и в конечном итоге предупреждение различных видов нарушений письма и чтения. Осознанное использование детьми моделей звуков для обеспечения гарантированного усвоения материала. | Систематическое включение в структуру логопедического занятия момента характеристики звуков. Во время работы над артикуляцией звуков детям демонстрируется модель изучаемого звука, которая помогает добиться: - правильного артикуляционного уклада; - запоминания сравнительной характеристики звуков; - формирования навыков звукового анализа и синтеза. | Технология моделирования звуков дала возможность детям осознанно усваивать логопедическую программу с высокой прочностью, преодолевать речевые нарушения, опираясь на акустические характеристики и графические модели звуков, используя собственный кинестетический и перцептивный опыт, таким образом успешно предупреждать целый ряд нарушений письменной речи в школе. |
Технологии логопедического массажа. | Н.Ю. Григоренко | Нормализация нарушения тонуса артикуляционных мышц | Массаж использую на всех этапах коррекционно – логопедического воздействия, но особенно важно его применение на начальных этапах работы. | Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете оппосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. |
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. | Л. Г. Парамонова, Л. Г. Кобзарева, Н. С. Костючек Бавыкина Г.Н. Бородич А.М. Ушакова О.С. | Расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи | Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх. | Расширяется и активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: | Н.К. Смирнов В.М. Акименко А.А. Уманская Н.Ножье | Охрана здоровья детей и педагогов. Формирование приоритетов ценностей здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с детьми и их родителями. Создание оптимальных условий физического и психического развития детей («Не навреди!» по Н.К. Смирнову) | Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей воспитанников. - Оптимальная организация учебного процесса и физической активности детей (включение физкультминуток, подвижных, спортивных игр, ритмопластики, упражнений на релаксацию). - Создание благоприятного психоэмоционального климата в учреждении для комфортного пребывания детей (участие в праздниках «День здоровья», «День знаний», участие в беседах «Если хочешь быть здоров» по обучению заботе о своем здоровье, формированию культуры здоровья, мотивации здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек) - Использование специальных методик по оздоровлению организма: работа над дыханием, артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж биологически-активных точек на лице и теле, упражнения для глаз— - Консультации для родителей по этим методикам. | Использование здоровьесберегающей технологии позволило добиться быстрой и стойкой адаптации детей к условиям логопедической группы, снизить общую заболеваемость и обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни, что повысило качество обучения и помогло а преодолении устойчивых речевых нарушений. В результате использования технологии у детей: улучшается осанка, укрепляется костно-мышечный аппарат, нормализуется деятельность дыхательного и голосового аппарата, происходит освобождение от негативных влияний статистического напряжения, речь становится более ритмичной, громкой, четкой, осуществляется тесный контакт с воспитанниками и их родителями. |
1. Дыхательная гимнастика | Стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы | Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой ООД по лексическим темам | Длительный и плавный выдох. Сильная подача воздушной струи воздуха. Нижне-диафрагмальное дыхание, самоорганизация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха. | |
| Снимает напряжение глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. | Использование упражнений после напряженной 10 минутной работы | Профилактика миопии | |
|
| Снимает напряжение, чувство беспокойства | Является одним из этапов работы ООД | Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. |
| Способствует коммуникации, эмоциональному развитию | Выполняется на каждой ООД перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции | Укрепляются мимические мышцы лица | |
| Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения | Физминутки по лексическим темам | Повышается роботоспособность, профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Развивается чувство ритма, темпа, координации. | |
| Развитие мелкой моторики, манипуляции с предметами, снятие синкинезий и мышечных зажимов | Крупотерапия, пескотерапия, су-джок, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, с катушками | Тренируем пальчики – развиваем речь! | |
| Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения | Игры и этюды ООД | Развитие эмоциональной сферы, рефлексии. | |
| Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие | Сказки по лексическим темам на ООД | Повышается интонационно-выразительная сторона речи | |
| Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. | Речь сопряженная с движениями рук. Выполнение артикуляционной гимнастики сопровождается с индиентичными движениями рук. | Нормализация речи, за счет укрепления артикуляционных мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука. | |
| Стимулирование и активизация мышечного тонуса | Комплексы упражнений на ООД один из этапов работы | Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений | |
| Г.А.Волков Е.В. Кузнецова Н.В. Микляева О.А. Полозова Ю.Н.Родионова М.А. Касицына И.Г. Бородина | Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании сос ловом и музыкой, а в конечном итоге адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды. | Внедренна программа «Логоритмика», которая включает в себя пояснительную записку, перспективное планирование и конспекты занятий для подготовительной логопедической группы. Согласно программе ведется систематическая работа для выработки: - произвольного регулирования состояния мышечного тонуса, силы, ловкости и выносливости, быстроты и точности движений; - динамической координации и согласованности движений; - ритмичности и пластичности движений; - тренировки двигательных кинестезий и кинестетической схемы (образа) движений; - развития соматопространственной ориентации и зрительномоторных координаций; -тренировки высоты и силы звучания голоса; - фонематического восприятия через многократную тренировку в различении речевых кинестезий; -развития тембровых характеристик голоса и просодического компонента речи; -овладения сложными лексико-грамматическими связями языка через двигательную деятельность детей, - развития абстрактного образного мышления у детей через загадки, игры-драматизации, элементы хореографического танца, обучения импровизации на заданную тему. Включение логритмических упражнений в индивидуальные и фронтальные занятия по коррекции речи. | Технология логоритмического воздействия оказывает содействие коррекции речевого, психомоторного, эмоционального и общего психического развития воспитанников, позволяет закреплять и усиливать полученный положительный эффект в преодолении речевых нарушений. |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ | Развитие познавательной активности | Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач | Активизируются речемыслительные процессы коры головного мозга | |
Технология концентрированного обучения | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям восприятия структуры образовательной деятельности | Тематическое планирование | Углубленное и всестороннее освоение материала | |
Технология развивающего обучения | Развитие личности и её способностей | Ориентация познавательной деятельности, основанная на зоне актуального развития с перспективой на зону ближайшего развития | Развитие всех компонентов языковой системы речи. | |
Технология дифференцированного обучения | Развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления. Умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии | Дидактические и словесные игры. Игры на развитие психических процессов, фонематического слуха, языкового анализа и синтеза, слоговой структуры речи, обучение грамоте. | Повышение познавательной активности, формирование мотивации учебной деятельности. | |
Сводная таблица диагностики речевого развития детей за 2017-2018 учебный год (См. приложение)
Участие воспитанников в конкурсах и викторинах
Муниципальный уровень г.о. Химки в жанре « Художественное слово» – грамоты и дипломы воспитанников ДО «Бибигон»
Муниципальный уровень г.о. Химки конкурс чтецов «Осенние строчки» – грамоты и дипломы воспитанников ДО «Бибигон»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического пункта ДО «Бибигон»
Коррекционно-развивающий процесс невозможен и без участия родителей, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказывать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними. Так же следует изучить, проанализировать субъект – субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи. Следовательно, необходимо повышение уровня гармонизации детско-родительских отношений.
ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Год, месяц | Наименование мероприятия (заседания ММО, педсовет, семинар, конференции и т.д.) в котором педагог принимал участие как выступающий, с указанием статуса (международный | Форма участия (слушатель, докладчик, ведущий круглого стола, секции и т.д.) | Документ, подтверждающий участие: протокол, диплом, свидетельство, сертификат (при наличии такого) | Выходные данные и объем в печатных листах (в случае публикации) |
06.12.2017 | ММО | докладчик | протокол | Доклад презентация « |
ПРАВИЛЬНАЯ, КРАСИВАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ БУДУЩЕГО УСПЕХА.
Умение красиво, грамотно и лаконично говорить всегда и в любом обществе считалось не просто проявлением хорошего воспитания, но было крайне необходимо для произведения хорошего впечатления, приобрести новых выгодных знакомств и формирования положительного мнения о человеке.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Георг Вильгельм Фридрих Гегель
«Речь – убранство души». Луций Анней Сенека (младший)
На следующий учебный год в логопедический пункт зачислены 30 детей, прошедшие ПМПК от 19.04.2018г.
из них: 6 человек – 2-го года обучения;
13 детей - ОНР III уровня у ребенка с дизартрией
6 детей - ОНР III уровня
6 детей - ФФНР у ребенка с дизартрией
5 детей - ФФНР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима» (используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, Физическая культура)
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима»(используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, ...
Современные технологии, используемые при освоении пространственных отношений через игровые технологии
В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются специальн...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...
Современные образовательные технологии и методики, используемые учителем- логопедом в коррекции речи и ВПФ.
Современные образовательные технологии, используемые учителем-логопедом Василенко Галиной Анатольевной МБДОУ №12 г.Моздока в коррекции речи и ВПФ....
Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик
Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре
Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик ...
Мастер-класс по применению современных технологий и методик развития речи дошкольников. Биоэнергопластика
Биоэнергопластика:Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения ...