ЛЭПБУК как эффективное средство развития детской инициативы и самостоятельности
статья по окружающему миру
Предварительный просмотр:
«Технология ЛЭПБУК как эффективное средство развития детской инициативы и самостоятельности»
Прoблема у дошкольного возраста самoстoятельнoсти и oстаётся в педагoгике из актуальных.
В ФГОС дoшкoльнoгo oбразoвания, oтмеченo, что на дoшкoльнoгo целесooбразнo фoрмирoвать личнoсть не сoзерцающую действительнoсть, а пoбуждающую к и самoстoятельнoсти.
Таким образом, для развития детской инициативы и самостоятельности у детей поставила задачи:
- разнообразить предметно-развивающую среду группы;
- стимулировать развитие поисково-исследовательской деятельности детей;
- учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
- создать условия положительного взаимодействия ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый.
Для решения данных задач одной из инновационных форм является лэпбук.
Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга), самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. А также это новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития. Представляет собой одну из разновидностей метода проекта.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно - развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален;
- способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Зимушка - зима», «Береза символ России», «Космос», «Деревья осенью» и т.д. Когда определились с темой можно переходить к плану.
2 этап – план. Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов:
- Что ты знаешь о…?
- Что хотел бы узнать?
- Что сделать, чтобы узнать?
На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы.
3 этап – макет. Данный этап самый увлекательный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: различные карманы, конвертики обычные, вращающиеся круги, полоса, сложенная в несколько раз и т.д.
Мы для этого используем доску выбора, где дети выбирают ту деятельность, для которой будут собирать информацию.
4 этап. Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину.
Все лэпбуки, которые пополнили пространственную предметно-развивающую среду группы, вызывают интерес детей: дети проявляют самостоятельность в их использовании, инициативу в организации деятельности с пособием, привлекая к сотрудничеству, сотворчеству сверстников. Кроме этого лэпбук помогает упрочить, углубить и систематизировать знания по теме.
Результаты наблюдений, которые были проведены за детьми группы после организованной работы по созданию и использованию лэпбука в детской деятельности, показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.
Можно сделать вывод, что использование лэпбука в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный вариант, инновационное и перспективное средство, которое позволяет интегрировать обучение детей, позволяет значительно повысить их самостоятельную активность, развить инициативу и творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новых открытий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"
Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...
Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности
Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности...
Презентация: "Развивающая предметно - пространственная среда - как средство развития детской инициативы и самостоятельности"
Развивающая предметно - пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности....
Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда-как средство развития детской инициативы и самостоятельности.
правиьно оргнизаванная среда, залог эмоцинального и психического развития....
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Современный мир динамичен и меняется, общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных проявлять поисковую деятельность. Ребенок все больше времени пр...
Создание центра сюжетно-ролевой игры, как средства развития детской инициативы и самостоятельности
Приобщение родителей к созданию центра сюжетно-ролевой игры, как социальных партнёров, посредством изготовления чехлов, атрибутов, ширм. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоят...
Опыт работы по теме «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы»
https://rutube.ru/video/a956b4d3f02307fddef700228f01f464/?r=wdСовременному педагогу нужно соответствовать новым требованиям, необходимо постоянно учиться, повышать свой уровень профессиональной компет...