«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Современный мир динамичен и меняется, общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных проявлять поисковую деятельность.
Ребенок все больше времени проводит за компьютером, планшетом, телевизором. В этом нет не чего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled_deyatel.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей».
Косых Галина Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Чечеульского детского сада».
Современный мир динамичен и меняется, общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных проявлять поисковую деятельность.
2 слайд: Ребенок все больше времени проводит за компьютером, планшетом, телевизором. В этом нет не чего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.
3 слайд: В связи с этим появляется потребность в новых подходах, идеях, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали их возрасту и эффективно решали образовательные и воспитательные задачи.
Тема: «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
4 слайд: Свою деятельность строю так, чтобы каждый ребенок мог самореализаваться, развить свои умственные способности, стал более общительным, был активным участником, выражая свои чувства и мысли.
5 слайд: В первую очередь нужна развивающая среда, которая обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую активность детей.
6 слайд: Для этого в группе оформлены развивающие центры. Созданы благоприятные условия и творческая среда для развития познавательной активности дошкольников.
7 слайд: Ребенок в центре «Экспериментирования» чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку знакомиться с первичными представлениями о свойствах воды, воздуха, песка и предметов.
8 слайд: В центрах имеются дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, семян и плодов растений, муляжи фруктов и овощей, животных, разнообразное оборудование, которое находиться в группе и ребенок может действовать ним.
Календари природы и погоды, где дети самостоятельно отражают результаты своих экспериментов и наблюдений.
9 слайд: В природном уголке расположены комнатные растения, за которыми наблюдают и оказывают помощь в уходе сами дети.
10 слайд: На прогулочных участках тоже есть оборудованные уголки для наблюдений и экспериментирования с ветром, солнцем, снегом, температурой.
11 слайд: Дети наблюдают и экспериментируют с растениями, которые находятся на участке - это веточки деревьев, трава, камешки, почва, цветы.
12 слайд: Весной высаживается огород с различными овощами и цветами, за которыми наблюдаем и ухаживаем, а осенью собираем урожай.
13 слайд: За основу в своей работе я взяла программу О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска».
14 слайд: Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, это опыты. Их применяю как на занятиях (занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей), так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
15 слайд: Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме с решением проблемных ситуаций.
16 слайд: Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть
17 слайд: В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё делают сами.
Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности, поэтому подобраны простые и легко запоминающие правила в стихах.
18 слайд: Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? «, обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если:» , сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
В каждом виде исследовательской деятельности предусматривается решение речевых задач. Развивается диалогическая и монологическая речь. Дети учатся, правильно строить свои высказывания, четко выражать свои мысли.
19 слайд: Нашим дошкольникам, с помощью игровых и сказочных персонажей, предлагаем принять участие в решении интересных проблем, где способ решения проблемы носит практический характер.
Я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводим с детьми.
Девочка смешная, Мишку достает. Только он все ей прощает,
От досады чуть ревет, кто герой этой сказки?
20 слайд: Жила- была девочка Маша. Была она очень любознательной, все хотелось знать. Отправилась она в погулять. Ей было интересно все вокруг и неподалеку, она увидела молочную речку – кисельные берега. Она подошла и увидела, что река – разноцветная. Давайте полюбуемся вместе.
21 слайд: Маше надоело наблюдать за речкой, и она отправилась дальше. Рядом находилось озеро, и она решила поиграть на берегу. Она стала кидать небольшие предметы и выяснила, некоторые тонут, некоторые нет.
Почему? Камни тяжелые, веточки легкие, дерево не тонет.
22 слайд: Вдруг, подул ветер и Маша увидела шарик, ей очень захотелось подарить его Мише. Она побежала короткой дорогой к нему домой, но на пути был мостик, она шагнула и чуть не упала. Как перейти?
«Мостик » (сложить бумагу гармошкой)
23 слайд: Маша добралась до Миши, но что- то случилось? Рассыпались и смешались соль и перец. Как их разъединить?
Эта задачка для вас….
Здесь и пригодился шарик. Надо шарик потереть и поднести к смеси, перец притянется к шарику. Перец это – песчинки, соль- кристаллы.
24 слайд: Можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности и развития речевого потенциала.
С песком: С огнем:
Если сыплешь ты песок – Помни правило: огонь
Рядом веник и совок. Никогда один не тронь!
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело. По окончании работы:
Пролил воду – не беда: Ты работу завершил?
Тряпка под рукой всегда. Все на место положил?
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, Брат-совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников
Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задан...
Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.
Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноя...
Презентация «Детский мастер-класс, как средство развития инициативности и самостоятельности старших дошкольников».
Презентация "Детский мастер-класс, как средство развития инициативности и самостоятельности старших дошкольников"....
Методическая разработка для воспитателей по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности у старших дошкольников»
С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста. В современной, стремительно изменяющейся...
План -конспект родительского собрания : Художественное экспериментирование как средство развития детского творчества"
Форма проведения: Мастер -класс...
Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать ...