Конструирование и театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения у дошкольников
статья

В статье рассматриваются особенности развития познавательных способностей в дошкольном возрасте, дается характеристика конструктивной деятельности, театрализованной деятельности, обозначаются условия их развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование и театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения у дошкольников

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!»

(В.А. Сухомлинский)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности.

Творчество – это «пик» развития человека, его способностей. Это наивысшая ступень развития мышления, позволяющая воспринимать мир в его противоречиях и находить вывод из них.

Творческое воображение – это основа для развития личности, чем раньше будет заложена эта основа в детях, тем полнее, разнообразнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового поколения.

Воображение – это своего рода чуткий механизм, овладев которым открывается возможность самовыражения, позволяющий ребенку находить и исполнять свои собственные замыслы и желания.

В качестве средств развития творческого воображения дошкольников в литературе выделяются: конструирование (продуктивная деятельность), игра, сказкотерапия, театрализованная деятельность, художественно-изобразительная деятельность.

Конструирование и театрализованная деятельность выполняют воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Конструирование как один из основных творческих и развивающих видов деятельности всегда находится в центре внимания педагогов и психологов, работающих с дошкольниками. Огромный вклад в изучение детского конструирования был внесен российскими учеными, наиболее известными из которых является Л. А. Парамонова.

В современной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей.

Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязанных задач:

- познавательное развитие – развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра; профессии людей, создающих театр; наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц);

- социальное развитие – формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание у ребенка уважения к себе; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения;

- речевое развитие – содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;

- эстетическое развитие – приобщение к литературе, развитие воображения, создание выразительного художественного образа, обучение самостоятельному нахождению приемов изображения;

- развитие движений - согласование действий и речи, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа, выразительность исполнения.

Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

Творческое воображение можно и нужно развивать. С этой целью наиболее эффективны специальные апробированные формирующие программы, которые могут использоваться в дошкольных учреждениях. Целенаправленное развитие творческого воображения посредством конструирования и театрализованной деятельности является необходимым условием развития здоровой, самоактуализирующейся и самореализующейся личности.

Следует сказать, конструирование и театрализованная деятельность охватывают большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач. От развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка. Благодаря конструированию и театрализованной деятельности у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности. В ребенке с рождения заложены конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.

Театр в детском саду учит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Любимые персонажи становятся образцами для подражания. Любовь к театру остается у детей не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного в детском саду вместе со сверстниками, родителями и воспитателями.

Список литературы:

1. Бартман Н. От игрушки – к детскому театру», Л.,1925 – с.32.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002. - 352 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991 – 93с.

4. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.

5. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.

6. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М.: Педобщество России. 1998. - 399 с.

7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.

8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16.

9. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. — М: Творческий центр, 2006.

10. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – Москва, 2009 – с. 16, с.118.

11. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития мышления и творческого воображения у дошкольников/ Л. А. Парамонова.- М., 1994.

12. Родари Дж. Грамматика фантазии, сказки по телефону, Алма-Ата, Ликтеп, 1982 – с.130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по проекту: «Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет»

   Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольст...

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников"

Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку необходимо воплощать в живые образы и действия. Входя в о...

Рекомендация для родителей первой младшей группы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Для организации детского театра используются разнообразные куклы, маски и декорации. При помощи театра формируются различные умения и навыки, которые стимулируют детское творчество. Так же с ребенком ...

Образовательный проект "Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения дошкольников 6-7 лет

Образовательный проект "Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения дошкольников 6-7 лет...