Художественно-эстетическое развитие и гармонизация образовательного процесса в детском саду
статья
Авторская статья "Художественно-эстетическое развитие и гармонизация образовательного процесса в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_statya.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие и гармонизация образовательного процесса в детском саду
Известно каждому, что одной из истинных, фундаментальных потребностей человека всегда являлась потребность в красоте. Человек, как естественная часть природы, с самого своего рождения тянется к прекрасному, к гармонии и порядку. Именно здесь и появляется потребность не просто наблюдать за этой красотой, но и творить ее самому. Известный испанский художник и скульптор Пабло Пикассо однажды сказал: «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». С его словами трудно не согласиться, ведь ребенок, как никто другой, чувствует красоту окружающего мира, и уже в столь юном возрасте он способен творить, создавать что-то новое. Задача же нас, педагогов, состоит в том, чтобы помочь детям разглядеть в себе их скрытые способности, развивать их, чтобы те, в свою очередь, смогли пронести их из детства во взрослую жизнь.
Художественно-эстетическое развитие ребенка включает в себя множество аспектов. В их числе:
- Художественная деятельность;
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
- Возможность для ребенка самостоятельного выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения его творческих замыслов[1];
- Музыкальная деятельность.
На данный момент одной из главных задач является приобщение детей с раннего возраста к истинным ценностям, к родной культуре и искусству. Для этого ребенку нужно научиться чувствовать окружающий мир, сопереживать ему, попустить его через себя. Что лучше может ему в этом помочь как не музыка? Именно поэтому стоит рассмотреть один из перечисленных выше аспектов художественно-эстетического развития ребенка более подробно, а именно – музыкальную деятельность.
Прослушивание музыкальных произведений вызывает у детей определенные эмоции: грусть, радость, тревогу, восторг и так далее. Эти эмоции они передают нам с помощью высказываний, рисунков, поделок. Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия[2].
Педагогам необходимо развивать в детях общую музыкальность, так как именно она способна научить ребенка чувствовать эмоции, передаваемые музыкальной композицией. Сама по себе музыкальность характеризуется рядом признаков.
- Умение прочувствовать характер, настроение музыкальной композиции, сопереживать услышанному, способность выразить свое эмоциональное состояние, вызванное музыкальным произведением, а также понять основной посыл композиции.
- Умение вслушиваться, сравнивать, оценивать музыкальное произведение. Прослушивая музыкальные композиции, ребенок учится их анализировать. Из огромного потока музыки он выбирает ту, которую ему хочется слушать, пытается напеть ее самостоятельно, также появляются те композиции, которые ребенку не нравятся. Это начало формирования его вкусовых предпочтений относительно музыкальных произведений.
- Последним, но не менее важным критерием является появление у ребенка творческого отношения к музыке. Прослушивая музыкальные композиции, каждый ребенок по-своему их воспринимает и пытается передать те эмоции, которые чувствует именно он. Это может выражаться, как уже говорилось ранее, в рисунках, поведении, танцах, песнях и так далее.
Обучение играет большую роль в развитии у детей способности видеть и чувствовать прекрасное в окружающем их мире, развивает у них творческие способности, что отражается в художественной деятельности. Здесь важна грамотная работа педагога, ведь он помогает ребенку познать окружающий мир и всю его красоту через красоту и гармонию музыки. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам посредством музыки, педагог тем самым помогает ребенку понять эстетическую и нравственную ценность окружающего его мира.
Эстетическое воспитание требует немалых усилий со стороны педагога. Чтобы найти правильный подход к детям и суметь их заинтересовать, нужны все новые и новые идеи. Для этого необходимо владение современными технологиями, информационно-коммуникативными технологиями, также важно не просто владение знаниями в какой-то определенной области, но и умение их правильно применять в процессе образовательной деятельности. Чтобы заинтересовать ребенка, помочь ему раскрыться и активно участвовать в творческой деятельности, педагог должен в первую очередь сам проявить творческий подход, например, это может касаться оформления группы, своеобразная «эстетика в быту». Именно это понятие должно стать ключевым при формировании окружающей среды ребенка.
Все необходимые условия для развития музыкальных способностей достигаются путем коллективного (хорового) пения. Дети получают гораздо больше положительных эмоций, когда исполняют песни все вместе, а не поодиночке. То же самое касается и танцев. В небольших группах или же парами дети намного быстрее усваивают нужные движения, учатся помогать друг другу в разучивании тех или иных элементов танца. Именно в детском саду у детей складывается первоначальное представление относительно языка музыки, появляется понимание такого понятия, как «ритм».
Также в детском саду происходит знакомство с различными видами музыкальных инструментов. В процессе их изучения дети узнают, что каждый музыкальный инструмент звучит по-особенному, каждый звук индивидуален. Дети изучают материалы, из которых созданы те или иные музыкальные инструменты, пытаются привести ассоциации звучанию каждого из них.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что музыка в эмоциональном плане – один из мощнейших видов искусства. Она помогает лучше понять окружающий мир и другие формы искусства. Закончить хотелось бы словами известного древнегреческого философа Платона: «Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно».
Список используемой литературы
Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников // М. : Издательство Просвещение. – 1982. – 56 с.
Басина Н. Э., Суслова О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке // М. : Издательство Линка-Пресс. – 2012. – 231 с.
Ветлугина Н. А., Панкратова Л. Я., Шибицкая А. Е. и др. Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей дет. сада // М. : Издательство Просвещение. – 1985. – 207 с.
Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка // Санкт-Петербург : Издательство Речь. –2011. – 92 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду.
игровая деятельность детей должна быть интересной как по форме, так и по содержанию, влекущей, желаемой, естественной. игры дошкольников не только средство развлекательности, не только прием чем-либо ...
«Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду».
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». ...
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Комплексно-тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в детском саду.
Планирование воспитательно - образовательного процесса на 2013 - 2014 учебный год....
Роль интеграции в реализации требований нормативно-правовых документов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в детском саду
Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения воспитанников, дает большой выигрыш во времени. В данной статье дается понятие интеграции, выделяются ее уровни, пути и о...
Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяливнимание многие представит...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополу...