ПЛАН ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
опыты и эксперименты (средняя группа)
ПЛАН ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-po-eksperimentirovaniyu-v-sredney-gruppe.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
* - наблюдения
! - совместная деятельность
+ - часть занятия
Тема: РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ | |
* Нужна ли растению вода? | Подтвердить необходимость влаги для роста растений | Растение, требующее частого полива (напр. бальзамин). | Не поливайте растение некоторое время (здесь важно знать меру, чтобы оно не погибло). Рассмотрите внешний вид растения, пострадавшего от «засухи», пусть дети потрогают его листочки, землю в горшке. Затем полейте почву и через определённое время проанализируйте изменения, которые произошли с растением. | Без воды растение начало увядать. Когда его снова полили, листья расправились, стебель стал упругим. | Для того, что бы растения хорошо себя чувствовали, им нужна вода. Поэтому нужно поливать комнатные растения и растения на клумбе и огороде. | |
* Растения не могут жить без воды. | Подтвердить необходимость влаги для роста растений | Две прозрачные ёмкости: одна с водой, а вторая пустая. | Поместите луковицы в ёмкости и поставьте их в освещённом тёплом месте. Наблюдайте за прорастанием перьев лука, его корнями, обсудите с детьми, где и почему луковица растёт лучше. | В банке без воды у лука появились коротенькие стрелки, а в банке с водой выросли большие стрелки и корни. | При одинаковом количестве тепла и света луковицы росли по-разному. Значит, для того чтобы расти, им, как и другим растениям, обязательно нужна вода. | |
* Растения пьют воду. | Подтвердить необходимость влаги для роста растений | Букет цветов (напр. гладиолусов) Ёмкость с водой Краситель | Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. (проверьте, какие лучше подойдут, т.к. не все активно впитывают воду). Через некоторое время стебли цветов должны окраситься. | Растения «пьют воду» | Растения нужно поливать, без воды они не могут прожить. | |
* Нужен ли зимой растениям снег? | Подвести к пониманию защитных свойств снега | Две ёмкости с водой | Одну ёмкость ставим на снег, другую под снег на время прогулки. Проверяем состояние воды. - Почему под снегом вода не замёрзла? -Что случится с растениями, если зимой не будет снега? Выслушайте предположения детей (можно зарисовать). Найдите место, где снег выдувается, обозначьте значком «нет снега». Весной понаблюдайте за появлением всходов на разных участках (с привлечением зарисовок) | Снег зимой растениям необходим т. к. он сохраняет тепло, и растения не вымерзнут. Не будет снега - могут замёрзнуть и погибнуть корешки. | Труд в природе. Сбор снега вокруг деревьев и кустарников. | |
* Где прячутся детки? | Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения | Почва, лист и семена клёна (или другого растения), кусочек ваты, ткань. | Рассмотреть лист и семена, назвать их. Обсудить, что нужно для роста – вода или земля? На дно неглубокой ёмкости на влажную вату положить лист и семена, закрыть влажной тканью, поставить в тёплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7-10 дней зарисовать результаты (лист загнивает, семечко даёт проросток). Ещё через 2-3 недели провести наблюдение за ростом проростка, пересадить его в почву. Зарисовать. Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисовки можно оформить в виде дневника. | Росток появился у семени. Лист загнил. | Для прорастания семенам нужна вода. Поэтому весной надо поливать огород, а в уголке природы – семена посаженных растений. | |
* Как развивается растение | Выделить циклы развития растения | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа. | Рассмотрите с детьми семена. Пусть дети докажут что из них может вырасти растение (есть ядрышко).высадите в почву (после предварительного замачивания), сделайте зарисовки по ходу наблюдений. | Растения развиваются по определённым циклам: семя – росток – растение – цветок – плод – семя. | Обратите внимание на цикличность развития растений во время наблюдений | |
* Корни или листья? | Доказать, что растения получают питание через корни | Высокая прозрачная ёмкость, луковица | Налейте воду в ёмкость и поместите туда луковицу. -Что происходит с луковицей? Через некоторое время начнут расти корни, затем появятся листья-перья. | Для роста, растениям нужны вода и пища. Первыми выросли корни, стрелки лука появились позже. | . Рассмотрите корни при пересадке комнатных растений или при посадке растений на грядку. | |
* ! Почва и семена | Доказать необходимость почвы для роста растений | Два стаканчика: в одном насыпан очень тонкий слой земли, в другом больше. Семена овса. | Посадите семена в стаканчики. Землю время от времени поливайте одинаковым количеством воды. Можно зарисовать, как будут выглядеть семена через несколько дней (сначала семена прорастают одинаково, но потом в первом стаканчике овёс начинает расти медленнее). | В ёмкости, где было немного земли, будущему растению не хватало «пищи». Для прорастания семян нужна почва. | Для того чтобы семена вырастали, весной их высаживают в грунт. Обратите на это внимание во время посадки растений на клумбу. | |
! Кто улетит, кто останется. | Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | ёмкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, ёмкость с водой и мелкими предметами на дне. | -Почему птицы улетают на юг? (исчезает корм) -Почему не все птицы улетают? -Какие клювы помогают найти корм зимой? (дятел своим длинным клювом достаёт пищу из-под коры; короткий, широкий клюв снегирей и свиристелей подходит для срывания ягод рябины, калины) Дети выбирают муляж клюва, находят птичку с таким клювом и решают, оставаться ей или нет | насекомоядные птицы с острыми маленькими клювами не могут добыть другую пищу, кроме насекомых, поэтому они улетают | Понаблюдайте за птицами. Создайте условия для их подкормки. Не забывайте подкармливать птиц зимой. Помните - сытая птица не замёрзнет даже в сильный мороз. | |
+ Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из плотной, тонкой ткани и меховые. | Понаблюдать за одеждой прохожих ( зимой она становится теплее). -Что делать животным, чтобы не замёрзнуть? Дети представляют, что рука – это «зайчик», и выбирают ему шубку на зиму и на лето ( рукавички). Выходят на прогулку и сравнивают ощущения обеих рук. -Какую бы шубку хотели надеть на зиму? -Какие шубки нужны зверям зимой? Наблюдения зарисовать в виде символов. | Зимой становится холодно и зверям нужны тёплые, плотные, с длинным мехом, пушистые шубки. | Когда на улице холодно, дети надевают перчатки, чтобы ручки не замёрзли. -Играть в снежки лучше в варежках или нет? | |
+ Как звери меняют шубку? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки меха (старого), кора деревьев. | -Что делать зверям, которым зимой нужны тёплые шубки, но купить они их не могут? Рассмотреть старую вылезшую шкурку и плотную пушистую. Дети проводят по коре дерева старой шкуркой, на коре остаются волоски. | К зиме звери отращивают новый мех, плотный, пушистый. Весной трутся о деревья и «развешивают» на них зимние шубки | ||
! Кто живёт в почве | Выяснить, есть ли жизнь в земле. | почва, лупы | Рассмотрите образцы почвы через лупу: есть ли в ней живые существа? Зарисуйте всех, кого обнаружили. (после проведения опыта нужно обязательно вернуть всех животных обратно на газон). | В почве есть свои жильцы. | Почва – дом для многих живых существ. Поищите на участке дет. сада разных почвенных животных, земляные муравейники, норки дождевых червей | |
! Почему птицы могут летать? | Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных. | Дети рассматривают иллюстрации, взрослый предлагает доказать, что это птицы (у них есть крылья) и выясняет, зачем им крылья. Вместе с детьми отпускает с небольшой высоты картонную птичку со сложенными крыльями ( она не держится в воздухе). - Почему? Прикрепляем крылья из бумаги, отпускаем и выясняем, что теперь произошло. Прикрепляем крылья на резиновую птичку. - Почему она не летит? (тяжёлая). – Почему не летают домашние птицы? | Для того чтобы птицы могли летать, им необходимы крылья. Домашние птицы не летают, потому что они тяжёлее и крылья не могут поднять их в воздух. | Понаблюдайте за парящими в небе птицами. Изготовьте с детьми бумажные самолётики. Самолётам, как и птицам, помогают летать крылья. | |
! Кто живёт в воде? | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Ёмкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки-игрушки (с грузом внутри) | Дети рассматривают иллюстрации, выбирают рыб. - Чем похожи все рыбы? (хвост, плавники) Рассмотреть рыбок в аквариуме. Сравнить пластмассовых рыбок: у одной - вытянутое тело, у другой – шаровидное (рыбки наполнены песком так, чтобы держались в толще воды). Легонько подталкивая рыбок определить, кто дальше уплыл и почему | У всех рыб есть хвост, плавники, тело покрыто чешуёй, они разной окраски. Рыбке с вытянутым телом плыть легче. | Пусть дети самостоятельно поиграют с резиновыми рыбками или в магнитную рыбалку. | |
! Где быстрее наступит весна. | Установить зависимость изменений в природе от сезона | Ёмкости со снегом, льдом | Вынести на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполнить снегом. По окончании прогулки занести формы в помещение и наблюдать в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Выяснить, где быстрее наступит весна: на реке или на поляне | Снег растаял быстрее, чем лёд. На поляне солнце быстрее растопит снег. | Весной становится тепло, лёд и снег тают, превращаются в воду. | |
* Где снег не тает | Выявить зависимость изменений в природе от сезона | Ёмкости с водой, снегом, льдом | Ранней весной наполнить снегом одинаковые по размеру ёмкости и расставить их по всему участку. Через некоторое время рассмотреть. – Почёму в некоторых из них снег почти не растаял? (они стояли в тени) -Где и почему быстрее наступит весна – на полянке или в лесу? | На открытом месте снег тает быстрее. В лесу больше тени от деревьев, снег лежит дольше. | Понаблюдайте во время прогулки, где снег тает раньше, а где позже. | |
* Где будут первые проталины. | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | Ёмкости для каждого ребёнка, окрашенные в светлые и тёмные тона | Ранней весной наполнить снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в тёмные и светлые тона ёмкости, поставить их на солнце и наблюдать за изменениями. Результаты сравнить. В яркий солнечный день предложить детям потрогать кору берёзы и рябины (кора берёзы – прохладная, рябины – горячая). Выяснить, около какого дерева раньше появятся проталины. | В тёмных ёмкостях снег тает быстрее. Проталины появятся раньше вокруг деревьев с тёмными стволами. | Понаблюдайте, где ещё появляются первые проталины. С чем это связано? | |
Тема: ВОДА
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ |
! Окрашивание воды | Выявить свойства воды | Ёмкость с водой (холодной и тёплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. | Рассмотреть в воде 2-3 предмета. – Почему предметы хорошо видны? (вода прозрачная). - Что произойдёт, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (размылся, а вода изменила цвет). Выяснить, как ещё можно окрасить воду. Предложить детям окрасить воду самостоятельно (краситель) в стаканчиках с тёплой и холодной водой. Взрослый ставит перед детьми задачу: узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится (по одной ложке красителя в каждый стаканчик); Как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше. дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Взрослый предлагает положить в стакан с тёплой водой ещё одну ложку красителя и зарисовать, что получилось. Затем воду разных цветов слить в разные ёмкости (для изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет. | Вода может быть тёплой и холодной, вода прозрачная и не имеет запаха, но может менять свою окраску и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества ( чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах); чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. | -Когда дети рисуют, они берут немного краски и растворяют её в воде. Вода окрашивается. - Во время чаепития напомните детям, что чай сладкий и коричневый,. Попросите объяснить, почему? Если бы сахар не растворялся в воде, то людям пришлось бы пить несладкие напитки. - Рассмотрите аквариум. Растворяется песок в воде или нет? А что было бы, если на дно положить сахарный песок? |
! Есть ли у воды цвет? | Выявить свойства воды | Прозрачные ёмкости с водой, акварельные краски, гуашь, апельсиновый, томатный сок, пакетики разного чая | Сравните жидкости по цвету. – А какого цвета сама вода? Есть ли у неё цвет? (если дети скажут, что вода белая, растворите в отдельном стаканчике белую краску). Пусть дети окрасят воду с помощью пакетиков разного чая. – Какая стала вода? А какой она была сначала? Был ли у неё цвет? | У воды нет цвета. Она бесцветна | Вода в реке, озере, аквариуме не всегда кажется прозрачной. Попробуйте отстоять воду (на дне ёмкости со временем скапливаются кусочки грязи, мелкие водоросли) |
! Есть ли у воды вкус? | Выявить свойства воды | Питьевая вода, сок или молоко, соломинки | Предложите детям попробовать воду через соломинку. – Есть ли у неё вкус? Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. | У воды нет вкуса | Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус солёная. |
! Есть ли у воды запах? | Выявить свойства воды | Стаканчики с водой | Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Пусть нюхают до тех пор, пока не убедятся. Что запаха нет. Однако подчеркните, что водопроводная вода может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. | У воды нет запаха | В природе практически не бывает чистой воды. Если есть возможность, сходите к водоёму или подышите дождевой водой. Говорят, что у морей, рек свои запахи. (в них растут водоросли, обитают животные, их запах и составляет запах водоёма). |
* Лёд – это вода? | Познакомить с агрегатными состояниями воды | Сосульки или лёд, ёмкости для размораживания льда | Предложите детям во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите её в помещение. Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? | Лёд – это твёрдая вода. | Весной становится тепло, лёд и снег тают, превращаются в воду. |
! Вода прозрачная, а лёд? | Продолжать знакомить с двумя агрегатными состояниями воды: жидким и твёрдым | Два одинаковых сосуда с водой | Налейте в высокий прозрачный сосуд воду и убедитесь, что она прозрачная (посмотрите через этот сосуд на любой предмет). Поставьте воду в морозильную камеру. Исследуйте получившийся лёд: прозрачен ли он? Сравните сосуды с водой и льдом: через какой можно что-то увидеть? | Вода прозрачная, а лёд - нет. | Летом в речке, луже можно увидеть дно. Когда же они замерзают, то через тонкий слой льда дно ещё видно, а через толстый увидеть не удаётся. |
! Можно ли носить воду в решете? | Познакомить с агрегатными состояниями воды | Сито или дуршлаг, кусочки льда, миска с водой и пустая миска | Предложите детям решить сложную задачу. Попросите ребёнка наполнить водой пустую миску с помощью сита. ( достаточно положить кусочки льда в сито, перенести их в пустую миску и подождать пока они растают) |
Лёд- это тоже вода | В морях и океанах плавают огромные глыбы льда – айсберги. От них откалывают куски и перевозят туда, где нужна чистая пресная вода. |
! Взаимодействие воды и снега | Познакомить с агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым) | Мерные ёмкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки. | Дети рассматривают воду и снег, определяют их свойства - Что произойдёт со снегом в тёплой комнате? - Что произойдёт со снегом, с водой, если снег опустить в воду? -Где снег быстрее растает: в стакане с тёплой или холодной водой? Дети кладут снег в тарелки с водой разной температуры и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег. | Чем выше температура воды, тем быстрее в ней тает снег. Если в воду положить снег, лёд, то она станет холодной. Под действием тепла снег превращается в воду. | В жару в напитки кладут кусочки льда, чтобы вода была прохладнее. Во время прогулки сравните воду в луже с тающим снегом и без него ( с помощью термометра). – Где вода холоднее? Какая вода в реке, в которой тают снег и лёд? |
* Зачем Деду Морозу шуба? | Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла) | Иллюстрации, открытки «С Новым годом», мех, ёмкости для снеговых фигур | Обратить внимание детей на то, что Дед Мороз всегда одет в шубу. - Почему? (обсудить). Вылепить Деда Мороза и Снегурочку из снега, закутать одну фигурку в «шубу», другую оставить открытой, внести в помещение. Через 10-15 минут рассмотреть (открытая фигурка начала таять, а закутанная осталась твёрдой). – Почему? | В помещении тепло – снег в тепле тает. «Шуба» защитила фигурку от тепла комнаты, снег не растаял. | Дед Мороз и Снегурочка приходят к нам в шубах (так они спасаются от тепла) |
Тема: ВОЗДУХ
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА |
ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ |
! Поиск воздуха | Обнаружить воздух | Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой | Детям предлагается с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы и проводят опыт (дуют в стакан с водой через трубочку, надувают воздушные шарики, ловят воздух пакетом и т.д.) | Воздух есть повсюду. Когда мы дуем в трубочку, воздух из наших лёгких попадает в воду и там появляются пузырьки. | Если выдыхать в баночку с водой, там появятся пузырьки воздуха. Так мы можем увидеть воздух. Воздух – это смесь газов, для дыхания обязательно нужен кислород. |
! Загадочные пузыри | Обнаружить воздух в других предметах | Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина | Дети рассматривают твёрдые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это? (воздух) - Откуда он взялся? Рассматривают, что изменилось в предметах. | Вода вытеснила воздух из предметов. Они намокли, стали тяжелее. | Внутри многих предметов, которые кажутся нам пустыми, на самом деле есть воздух. |
! Воздух прозрачный | Показать, что воздух есть повсюду; выявить его свойство - невидим | Прозрачные стаканчики, ёмкость с водой | Попросите найти детей что-нибудь прозрачное. Обратите внимание на стёкла в окне (что через них видно?). – А что ещё есть в комнате невидимое, прозрачное? Чем мы душим? -А можно ли увидеть сам воздух? Раздайте детям стаканчики. Есть ли что-нибудь внутри? Переверните стаканчики вверх дном и медленно опускайте их в воду (стакан нужно держать очень ровно). Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? | В комнате есть невидимый прозрачный воздух. Поэтому мы видим и столы, и стулья и друг-друга. В стакане есть воздух, который не пускает воду внутрь | Такая же, как и в предыдущем опыте. |
! Почему не намокла ватка? | Определить, что воздух занимает место. | Ёмкость с водой, прозрачные стаканчики, вата или салфетка. | Прикрепите ко дну стаканчиков небольшие кусочки ватки и повторите предыдущий опыт. Что произойдёт с ваткой, если стаканчик перевернуть и опустить в мисочку с водой? Почему ватка не намокла? Опустите стаканчик, немного наклонив его. Что теперь появляется в воде? Откуда взялись пузырьки? Что произошло с ваткой? | В стаканчике есть воздух, который не пускает воду внутрь. Поэтому ватка не намокает. Если стаканчик наклонить, то воздух из него выходит, его место занимает вода и ватка намокает. | Когда люди плавают в специальных очках под водой, они всё видят, но как только вода попадает внутрь, она занимает место воздуха. Человеку приходится выныривать, что бы убрать воду. |
! Надувание мыльных пузырей | Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место | Соломинки разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор | Взрослый вместе с детьми разводит мыльный раствор. –Что находится внутри мыльного пузыря? Почему они такие лёгкие, летающие? Что остаётся от мыльного пузыря, когда он лопается? Проводится конкурс «Самый большой пузырь». Обсудить, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться) - Почему надувается и лопается пузырь? | Внутри мыльных пузырей находится воздух, поэтому они легко поднимаются в воздух. Когда пузырь лопается, воздух выходит наружу. | Организуйте игры с мыльными пузырями на прогулке |
! Пузырьки - спасатели | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина | Налить в стакан минералку и сразу бросить в неё несколько кусочков пластилина (величиной с рисовые зёрнышки). Почему тонет пластилин? Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? | Пластилин тяжелее воды, поэтому тонет. Пузырьки воздуха выталкивают его обратно, потом воздух выходит из воды, а тяжёлый пластилин снова тонет | Предложите детям повторить опыт дома с родителями. Человек накачивает воздух во многие предметы, которые должны плавать. Вспомните их с детьми. |
! Морской бой | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу | Ёмкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов | -Что может произойти с лодками, если будет сильный ветер? (они могут утонуть). Затем предлагает сделать кораблики и поиграть в морской бой. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг-друга, пока чья-нибудь не перевернётся. Обсудить, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче. | Воздух имеет силу. Что бы ветер был сильнее, надо набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать. | Настоящие парусные корабли тоже двигаются благодаря ветру. Когда же ветра нет, парусники плыть не могут. Они стоят на месте (дрейфуют). |
! Человек и воздух | Доказать, что воздух есть везде, даже внутри человека. | Поднесите ладошки сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? Ладошка чувствует тепло. Это значит, что мы дышим. Проверьте. как долго люди могут не дышать. (следите, чтобы дети не слишком долго задерживали воздух). | Человек постоянно дышит. Он не может жить без воздуха. | Лучше всего дышать чистым воздухом. Комнату нужно постоянно проветривать. | |
! Почему шарики называют воздушными | Обнаружить воздух, показать, что он занимает место | Воздушные шарики | Пусть дети поиграют с воздушными шариками. -Что находится внутри? Как мы надуваем шарики? Надуйте их вместе с детьми. Объясните, что когда мы надуваем шарик, то ловим воздух и запираем его внутри шарика. Воздух, который был внутри нас переходит в шарик. Если шарик надувать сильно, он может лопнуть. Почему? (весь воздух в нём не поместится). Иногда шарики надувают особым газом (он легче воздуха и поэтому шарики могут летать высоко) | Внутри шариков находится воздух или специальный газ. Поэтому они лёгкие и могут высоко летать. | Вспомните сказочных героев, которые летали на шарах. Есть специальные воздушные шары на которых летают люди. Включите надувание шаров, как элемент соревнований. |
! Почему сдувается шарик | Обнаружить воздух, показать, что он занимает место. | Воздушные шары | Предложите выпустить воздух из шарика. Слышен ли звук? Пусть дети подставят ладошку под струю воздуха. Что чувствуете? Положите надутый шарик на стол и откройте его отверстие. Если мы отпустим такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока не выйдет весь воздух. | Внутри шарика находится воздух. Если в нём есть дырочка, то воздух из него выходит, толкает его и даже немного продвигает. Раздаётся шипение. | Человек использует силу воздуха. напр. в отбойных молотках, с помощью которых разбивают асфальт. Насосом накачивают велосипедные шины или надувные матрасы. |
! Упругие предметы | Выявить, что воздух обладает упругостью | Предметы, внутри которых находится воздух: воздушные шары, мячи, резиновые игрушки и т.д. | Предложите отобрать предметы, внутри которых много воздуха. Чем они отличаются от остальных? Сравните их по весу, какие они на ощупь? Можно ли сказать, что они упругие? | Предметы, внутри которых находится много воздуха, бывают упругими, лёгкими. | Поищите такие предметы в ближайшем окружении, напр. в физкультурном зале. Как дети определяют, что в предметах много воздуха? |
Тема: ПЕСОК, ГЛИНА
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ |
! Песок рыхлый, сыпучий | Выделить свойства песка | Два стаканчика: с песком и глиной. | Предложите детям насыпать немного песка на лист бумаги. – Легко сыплется песок или нет? (легко) А теперь попробуйте высыпать глину. – Что легче сыпать – песок или глину? | Песок, в отличии от глины, «сыпучий», рыхлый. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать. | Насыпьте сухой песок в пластиковые бутылочки, предварительно сделав в крышках дырочки. Предложите детям сделать рисунки из песка. |
! Почему песок хорошо сыплется | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость | Ёмкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. | Насыпать песок в большую ёмкость горкой. Таким же образом насыпать глину. – Одинаковые получились горки или нет? (песчаная горка с ровными краями, горка из глины неровная). - Почему горки разные? (частички песка все одинаковые, глины – все разной формы, размера). С помощью лупы рассмотреть, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнить их. Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. | Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу. | Рассмотреть песочные часы и уточнить, можно ли сделать глиняные часы? (нет, частички глины плохо сыплются, прилипают друг к другу) |
! Сухой и мокрый песок | Выявить изменения, которые происходят с песком при взаимодействии с водой. | Два ведёрка с песком, вода. | Пусть дети возьмут в одну руку ёмкость с сухим, а в другую – с мокрым песком (ёмкости должны быть одинаковыми). – Какая из них тяжелее и почему? Объясните, что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода. Для этого опыта можно использовать и игрушечные весы. | Сухой песок легче мокрого. | На прогулке во время игр с песком дети могут взвесить ведёрки с сухим и мокрым песком. |
! Песок бывает разный | Определить, какой бывает песок. | Речной, морской, пустынный и другие виды песка. | Предложите детям рассмотреть песок. – Почему вы решили, что в баночках находится песок? – Как можно доказать, что это не глина? – Одинаковый ли песок находится в разных баночках? - Чем образцы похожи и чем отличаются? Исследуйте каждый вид песка с помощью луп ( цвет, форма, размер, блеск, прозрачность). Так, в речном песке можно обнаружить переливающиеся песчинки с острыми краями. В морском - могут быть блестящими, отполированными, округлыми (их перекатывали волны). Из пустыни – матовые, круглые (над их формой трудился ветер). - Все ли песчинки прозрачны? - На какие камешки они похожи? | Песок бывает разный. Песчинки могут быть прозрачными и непрозрачными, красноватыми, жёлтыми, матовыми, крупными и мелкими. | Исследуйте песок на территории детского сада: везде ли он одинаков? Обсудите, откуда может быть привезён песок в песочницу – с берега моря, реки, из песчаного карьера? |
! Песок и ветер | Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой | Прозрачные ёмкости с песком и глиной, закрытые крышкой со вставленной пластиковой трубкой. | - Почему при сильном ветре неудобно играть с песком? Дети рассматривают «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган (резко дуют) и выясняют, что происходит и почему? - Как сделать так, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре? Повторите опыт с глиной. | Так как песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут ни за что удержаться при сильной струе воздуха. Что бы с песком можно было играть при ветре – его надо хорошо смочить. | В ветреную погоду понаблюдайте, как ветер поднимает и уносит песок. Рассмотрите иллюстрации песчаных пустынь с барханами. Они образуются благодаря тому, что ветер перемещает песок по пустыне. |
! Палочка в песке и глине | Определить свойства песка и глины. | Стаканчики с песком, глиной, палочки. | Представьте, что вы сажаете деревце. Попробуйте воткнуть палочку в песок, а затем в сухую глину. - Куда легче втыкается палочка? (в песок). – Почему? (он рыхлый, неплотный; сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно). | Воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый. | Продолжите исследования на участке детского сада. |
! Влажный песок и влажная глина | Определить свойства песка и глины. | Стаканчик с сухим песком, стаканчик с глиной, стаканчик с водой; палочка. | Потрогайте сухой песок. Аккуратно налейте немного воды и снова потрогайте. – Каким он стал? - А куда исчезла вода? Попробуйте воткнуть палочку в мокрый песок. – В какой песок она входит легче – в сухой или мокрый? Затем налейте немного воды в стаканчик с глиной. Следите, как водичка впитывается. Сажаем палочку – деревце во влажную глину. | Во влажную землю (песок, глину) легче сажать растения. | Когда человек сажает растения, он поливает землю. Исследуйте участки детского сада, на которых после дождя скапливается вода. |
! Где вода? | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. | Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. | Предложите детям определить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают в стаканчики одинаковое количество воды ( ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выясняют, что произошло в ёмкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). – Почему? (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду) | Песок хорошо впитывает воду. Глина же не пускает воду, её частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них. | Проверьте с детьми, где больше луж после дождя? (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; в песочнице луж нет). |
! Из чего лучше лепить? | Проверить, можно ли лепить из песка и из глины. | Глина, песок, вода. | Слепите из влажной глины длинную колбаску (дождевого червячка). То же сделайте из влажного песка. - Что получается? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками. Из какого песка получается кулич – из мокрого или сухого? | Глина лепится хорошо, а песок - нет. Хорошо лепится влажная глина. | Обратите внимание детей на песочницу во время дождя, а затем в сухую погоду. Пусть дети построят замки из сухого и мокрого песка |
! Волшебный материал | Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании | Ёмкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики | Предложить детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. - можно ли сделать посуду из песка и глины? Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив её. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в неё воду и проверяют результат (« песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое-то время сохраняет форму). | Влажная глина вязкая и сохраняет форму после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет. | Сделайте отпечатки на песке и на глине. – Где более чёткие следы? Что происходит со следами, когда они высыхают? |
Тема: КАМНИ
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ |
! Чем отличаются камешки | Исследовать камни | Разные камни, ёмкости с водой | - Какими бывают камешки? Рассмотрите внимательно разные образцы, найдите самый большой и самый маленький камешек (самый красивый и самый невыразительный) | Камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске. | Поищите на территории детского сада необычные камни. |
! Какими бывают камешки | Определить, все ли камни одинаковые. | Разнообразные камешки | Пусть дети выложат камни в ряд: от самого большого к самому маленькому; от самого шершавого до самого гладкого; от самого « тонкого» к самому «толстому»; от самого тёплого до самого холодного; от самого яркого до самого неприметного. | Камни бывают разными. | Та же, что и в предыдущем опыте. |
! Камешек и пластилин | Выявить свойства камней. | Камешки, пластилин. | Предложите детям взять в одну руку камешек, в другую пластилин и сжать обе ладошки. – Что произошло с камешком, а что с пластилином? – Почему? Попробуйте постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. – В чём разница. | Камень твёрже пластилина. Если пластилин сжать в ладошке, он изменит форму, а камень - нет. | Из пластилина мы лепим разные фигурки, он мягкий, а из камешков ничего слепить нельзя. – А что можно сделать? |
! Можно ли поцарапать камешек? | Исследовать камни | Камешки, монетки или другие твёрдые предметы, лупы. | Попробуйте нацарапать что-нибудь на камешке. – Остались ли следы? Рассмотрите внимательно с помощью лупы. | На одних камнях остаются слабые следы от монетки, на других нет. | Обсудите с детьми, почему говорят: «твёрдый, как камень», «стоит, как каменный». |
! Какая у камня поверхность | Определить, из чего состоят камни | Камешки, лупы | Рассмотрите камешки через лупу. – Что можно увидеть на его поверхности? (кристаллики, трещины, узоры, царапинки, выемки). | Некоторые камни состоят из кристаллов. У некоторых на поверхности хорошо заметны узоры. | Исследуйте таким же образом камни на территории детского сада, например на альпийской горке. |
! Сравнение отпечатков | Доказать, что камни бывают разные. | Камешки с разной поверхностью ( шероховатые, гладкие, с выемками разной формы и величины, трещинами, слоистой поверхностью, с отпечатками раковин и т.п.); пластилин. | Пусть дети сначала потрогают и рассмотрят поверхность камней, а затем прижмут каждый камень к лепёшке из пластилина или солёного теста и сравнят получившиеся отпечатки. Можно сделать коллекцию таких отпечатков и использовать её вместе с коллекцией камней для игры «Подбери пару». ( задача ребёнка исследовать поверхность камешков и подобрать для каждого из них нужный отпечаток). | У разных природных камней бывает разная поверхность. | Камни с разной поверхностью используют архитекторы и дизайнеры для оформления зданий, альпийских горок, памятников. |
Тема: СВЕТ, ЦВЕТ
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ |
! Свет вокруг нас | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение. Некоторые особенности строения рукотворных источников света | Картинки с изображением источников света: солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т.д. несколько предметов, которые не дают света | - Темно сейчас или светло? - Объясните свой ответ. (видим всё, что вокруг нас). Выясните, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костёр и пр.). Предложите детям выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет и разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрируйте действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравните результаты (что светит ярче). Разложите в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотрите особенности строения предложенных предметов. | Главный источник света на Земле – Солнце. Для освещения в тёмное время суток человек использует осветительные приборы. | Расскажите детям об истории развития осветительных приборов (от свечи, керосиновой лампы до современных электрических осветительных приборов). |
* Знакомство с солнечным лучом | Понять, что свет – это поток световых лучей. | солнце | - Есть ли в помещении солнечные лучи? - Как можно это доказать? - А что произойдёт, если мы плотно закроем шторы на окнах? ( солнечные лучи не смогут проникнуть в помещение и мы останемся в темноте). | В помещении светло потому, что через прозрачное окно проходят солнечные лучи. | Обращайте внимание детей на изменения в освещении помещений детского сада в течении дня. |
! Волшебные лучи | Понять, что освещённость предмета зависит от силы источника и удалённости от него | Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности | Осветите издалека фонариком картину и предложите детям определить изображение. Обсудите, почему плохо видно; что сделать, чтобы рассмотреть изображение лучше. Пусть дети попробуют два варианта: приблизить фонарь или заменить его на более сильный. | Освещенность зависит от источника: чем он ближе, тем больше света, и наоборот. | Выясните, когда на прогулке светлее: утром, днём или вечером. Обсудите причины. |
! Теневой театр | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы | Оборудование для теневого театра | Рассмотрите с детьми оборудование теневого театра и понаблюдайте, как образуется тень. Обсудите разнообразие теней и их соответствие контуру объекта. Пусть дети, по примеру взрослого, попробуют сделать комбинации из пальцев и рук для получения образной тени (зайчика, собачки и пр.). Обыграйте образы. | Луч света доходит до предмета и дальше не проходит – образуется тень, повторяющая контур предмета. | Покажите детям теневой театр. |
! Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски | Палитры, красная, синяя, белая краски; по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребёнка | Взрослый с помощью «волшебной кисточки» показывает детям изображения четырёх воздушных шариков (три – разных оттенков синего, один – фиолетового цвета). Дети обсуждают, как можно получить нужные цвета, используя три краски, смешивают их на палитре, закрашивают шары. | Чем больше белой краски добавлено в синюю, тем светлее получается оттенок. | Попробуйте раскрасить радугу, используя красную, жёлтую, синюю и белую краски. |
! Волшебный круг | Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зелёного, двух оттенков синего на светлом фоне | Цветовые волчки ( круг делится на 16 секторов, окрашенных в цвета, которые при соединении образуют другой цвет). | Предложите детям назвать цвета в круге. Закрутите его в одном направлении. – Что происходит с кругом? - Что происходит с цветовыми дорожками? ( они изменили свой цвет). Дети называют цвета, а после остановки волшебного круга выясняют, из каких цветов они получились. | Когда волчок вертится, цветовые дорожки меняют свой цвет. | Предложите детям поэкспериментировать с красками. Из каких цветов можно получить другой цвет, а из каких нет. |
Тема: ЗВУК
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ |
! Почему всё звучит | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна (гитара, балалайка), металлическая посуда, стеклянный стакан. | Рассмотреть деревянную линейку и выяснить, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, то она не издаёт звук). Один конец линейки плотно прижать к столу, за свободный конец дёрнуть – возникает звук. – Что происходит в это время с линейкой? (дрожит, колеблется). Рассмотреть натянутую струну. – Как заставить её звучать? - И как заставить замолчать? (не дать ей колебаться, зажать). Лист бумаги свернуть в трубочку, дуть в неё легко, не сжимая, держа пальцами. – Что почувствовали? (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание) Дети разбиваются на пары. Первый ребёнок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать. Чтобы звук смолк. | Звучит только то, что дрожит (колеблется). | Пусть дети поиграют на музыкальных инструментах. – Почему они звучат? Найдите как можно больше звучащих предметов |
! Откуда берётся голос | Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи | Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи | Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг-другу «по секрету» разные слова шёпотом. Повторить эти слова так. Чтобы услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом). - Откуда выходили громкие звуки? (из горлышка) Поднести руку к горлышку, произнести разные слова (с разной силой голоса). – Что почувствовали, когда говорили громко (тихо, шёпотом)? Провести опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекать из неё тихий звук, подёргивая за нить. – Что надо сделать, что бы звук стал громче? (дёрнуть посильнее). Взрослый объясняет, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. ( если дёрнуть сильно за нить, она порвётся) | Голосовые связки сравнивают с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» задрожали. Разговаривая спокойно, без крика человек бережёт голосовые связки. | Расскажите выученные стихотворения с разной силой голоса. |
Тема: МАГНИТЫ, МАГНЕТИЗМ
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ |
! Волшебная рукавичка | Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом | Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. – Почему? Предлагаем детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) – рукавичка перестаёт быть волшебной. – Почему? Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его. | Рукавичка притягивает к себе металлические предметы, потому что в ней спрятан магнит. | Есть специальные большие магниты. С их помощью из мусора вытаскивают изделия из железа и стали, из которых потом на заводе делают новые металлические предметы. |
! Магнит притягивает железные предметы | Выявить способность магнита притягивать железные предметы. | Металлические машинки, магнит. | Положите на стол железные предметы, например машинки. Скажите детям, что вы, как волшебник, можете заставить эти машинки передвигаться, не прикасаясь к ним. Передвигайте снизу крышки стола большой магнит, железные предметы будут перемещаться за ним. | Магнит притягивает железные предметы. | Начертите на плотном листе дорожки, лабиринты. Пусть ребёнок проведёт фигурку по определённой дорожке, передвигая магнит с нижней стороны листа бумаги. |
! Волшебный театр | Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом | «театральная сцена» на подставке, персонажи сказки (из лёгкого картона, конусные, с закреплёнными внутри металлическими пластинками) | Расскажите вместе с детьми сказку, используя фигурки персонажей и спрятанный под сценой магнит. Выясните, как ожили герои. Рассмотрите материал, из которого сделаны персонажи, попробуйте его на взаимодействие с магнитом. Уберите металлические пластинки с фигурок и проверьте действие на них магнита. | Притягиваться магнитом могут только металлические предметы. | Поскольку работа с магнитом очень привлекает детей, дайте им возможность самостоятельно попробовать, какие предметы притягивает магнит, а какие нет. |
! Как двигать скрепку без помощи рук | Доказать, что железные предметы притягиваются магнитом. | Одноразовая пластмассовая тарелка, скрепка. | Задача ребёнка: придумать, как можно двигать скрепку, не дотрагиваясь до неё. ( водим магнитом по внешней стороне дна тарелки). | Скрепка сделана из железа. Она притягивается магнитом. | Среди наборов канц. товаров есть специальные приспособления, которые с помощью магнита удерживают скрепки, и таким образом служат местом их хранения. |
Тема: РУКОТВОРНЫЙ МИР
НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА | ВЫВОД | СВЯЗЬ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ |
! Стекло, его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества и свойства | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала |
– Почему видно то, что находится в стакане? (он прозрачный). * Провести пальцами по поверхности стекла, определить её структуру. * поставить стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла. * поместить среднюю часть стеклянной трубочки в пламя спиртовки. После сильного накаливания согнуть её (под воздействием высокой температуры стекло плавится). | Стекло прозрачное, гладкое, бывает разной толщины. Стекло обладает определёнными свойствами: хрупкость, плавление, теплопроводность. | |
! Металл, его качества и свойства | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства | Металлические предметы, магниты. Ёмкости с водой. Спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала | Рассмотреть предметы из металла. – Из чего сделаны эти предметы? - Как вы об этом узнали? Путём ощупывания определить особенности формы, структуру поверхности. Рассмотреть разные предметы и выделить характерный металлический блеск. Опустить гайки в воду ( они тонут). Положить на солнечное место (нагреваются). Взрослый демонстрирует нагревание металлического предмета до появления красного цвета и рассказывает, что таким образом из металла делают различные детали. | Металл обладает свойствами: теплопроводность, ковкость, металлический блеск. | |
! Резина, её качества и свойства | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества и свойства | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала. | Рассмотреть резиновые предметы. Определить цвет, структуру поверхности (на ощупь). Растянуть резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвращается в исходную позицию. Обратить внимание на изменение свойств резины под воздействием света и тепла - появляется хрупкость и липкость (демонстрируем нагревание резины над огоньком спиртовки). | Свойства резины: плотность, упругость, эластичность. | |
! Пластмасса, её качества и свойства | Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества и свойства | Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала | - Можно ли , не заглядывая внутрь, определить, что находится в пластиковых стаканах? (нет, т.к. пластмасса не прозрачна). Определите на ощупь структуру поверхности, толщину. Поместите стакан на яркое, солнечное место. Через несколько минут определите изменение температуры. Согните стакан и выясните, гнётся он или нет. Продемонстрируйте плавление пластмассы, используя спиртовку. | Свойства пластмассы: плотность, гибкость, плавление, теплопроводность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной ситуации по безопасности и экспериментированию в средней группе «Сколькими способами можно потушить свечу.».
Интеграция образовательных областей "Познание", "Безопасность" в средней группе....
Перспективный план по экспериментированию в старшей группе
Перспективное планирование по экспериментированию для детей старшей группы...
Перспективный план по экспериментированию в средней группе.
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей....
план по самообразованию экспериментирование в средней группе (4-5лет)
план по самообразованию экспериментирование в средней группе (4-5лет)...
План - конспект прогулки с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Загадки природы.Наблюдения за ветром и его силой»
Ход прогулки:Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:Неизвестно, где живёт.Налетит - деревья гнёт.Засвистит - по речке дрожь.Озорник, а не уймёшь.Далее проводит с детьми опыт....
Перспективный план по экспериментированию в средней группе
Экспериментирование учит детей не только делать выводы на основе наблюдений, но и логически мыслить. А так же развивает память, внимание. Поэтому мы уделяем особое внимание этому виду деятельности в д...
Перспективный план по экспериментированию в средней группе
Средняя группа Месяц, название неделиТема опытаЦельМатериал, литератураСентябрь2 неделяАзбука безопасности. Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде.Выявить свойства воды: вода м...