"Ознакомление детей с событиями Великой Отечественной Войны"
презентация

Мринская Александра Анатольевна

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование гражданских чувств.

К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка.

Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мы должны способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учить ценить мир. Наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе с детьми по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу.

Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства стараемся воспитать у детей с самого раннего возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое  без  темы войны будет не  полным представлением  истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

Всегда встает вопрос, нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, не стоит травмировать детскую психику? О войне нужно говорить - серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Основная цель моей работы по патриотическому воспитанию - формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Говоря о воспитании гражданственности,  необходимо  в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Чувство гражданственности не возникает само по себе. Это результат  длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается  нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими качествами обогатят.

Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности.

В связи с  этим можно выделить следующие направления работы:

  1. «Социально-коммуникативное развитие»

Через рассматривание слайдов, просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов, из которых дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Один из результатов работы - использование в играх полученной информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно-ролевые игры «Армия», «Партизаны», «Пограничники». Ребята стремятся подражать героям, стремятся быть похожими на них, в речи используют военные слова.

  1. «Художественно-эстетическое  развитие»

Реализуется не только  непосредственно на занятиях художественно-эстетического цикла, но и в процессе выполнения проектных  и творческих работ. С целью развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства  служит то, что дети начинают рисовать, лепить, конструировать. Через музыкальную деятельность и прежде всего восприятие, понимание смысла музыкальных произведений.   Дети поют, вслушиваются в слова и представляют то, о чем поется.

      3.«Физическое развитие»

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины - к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование нравственных чувств - таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Проводятся спортивные соревнования, эстафеты, разные виды ходьбы и упражнения на координацию движений, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют развитию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

  4.«Познавательное развитие»

Относятся мероприятия, формирующие представление об армии, о празднике 9 Мая. Познавательные занятия; беседы с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны; привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов; тематические экскурсии; встречи с ветеранами войны и тыла. Исследование в проектной деятельности: дети совместно с родителями занимаются поиском, сборов информации о ветеранах-участниках ВОВ в их семье.

  5.«Речевое развитие»

Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и  национальностей.

Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Включает в себя ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме «День Победы»; беседы по картинам о войне; составление рассказов об участниках войны; чтение художественных произведений о войне; постановка небольших театральных эпизодов.

        Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Направления деятельности по патриотическому воспитанию  детей в процессе ознакомления с ВОВ:

  1. Создать информационно–методическую базу.
  2. Создание развивающей предметно — пространственной среды
  3. Образовательная деятельность в процессе ООД и режимных моментов.
  4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
  5. Взаимодействие с социумом.

Выделяют следующие критерии определения патриотических чувств у детей дошкольного возраста:

  • Ребенок сам проявляет интерес к познанию родной культуры и окружающего мира, задает вопросы, не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
  • Ребенок по инициативе взрослого с желанием исследует объекты и явления, анализирует события, ищет ответы на поставленные вопросы.
  • Ребенок справляется с заданием, допуская при этом некоторые ошибки.
  • Ребенок не проявляет любознательность в процессе реализации взрослым задач патриотического воспитания.

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это - результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка.

Проводя работу по патриотическому воспитанию, воспитатель должен руководствоваться следующими принципами построения образовательного процесса:

  • проводить связь от близкого к отдаленному, от общего к частному,
  • опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране,
  • привлекать к работе родителей воспитанников,
  • материал, подобранный педагогам для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников, можно использовать такие эффективные методы:

-Рассказы и объяснения педагога в сочетании с показом иллюстраций, диафильмов, слайдов и т.д.

-Беседы с детьми с опорой на их опыт.

-Целевые прогулки и экскурсии (по улицам поселка, города-к памятникам).

-Наблюдения за изменениями в облике поселка, улицы, детского сада накануне праздника.

-Использование аудио- и видеозаписей.

-Встречи с ветеранами и детьми войны.

-Выставки детских рисунков о войне.

-Изготовление фотоальбомов совместно с родителями с использованием фотографий военных и послевоенных лет из семейных архивов.

-Тематические праздники, музыкально-физкультурные развлечения.

-Конкурсы чтецов.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста.

Таким образом, воспитание патриотических чувств - это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Воспитатель: Мринская Александра Анатольевна Детский сад №157 «Формирование у детей дошкольного возраста основ гражданской принадлежности в процессе ознакомления с событиями Великой Отечественной Войны»

Слайд 2

Насколько важно говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? О войне нужно говорить - серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Для детей эта тема может стать понятной, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Основная цель моей работы по патриотическому воспитанию развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне уважение к памяти погибших героев, к ветеранам войны воспитание чувства гордости за свою страну формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины

Слайд 3

Направления работы для формирования основ гражданской принадлежности

Слайд 4

«Социально-коммуникативное развитие» Один из результатов работы – использование в играх полученной информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно-ролевые игры.

Слайд 5

«Художественно-эстетическое развитие» Реализуется не только непосредственно на занятиях художественно- эстетического цикла, но и в процессе выполнения проектных и творческих работ. С целью развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства служит то, что дети начинают рисовать, лепить, конструировать.

Слайд 6

Направления работы для формирования основ гражданской принадлежности

Слайд 7

«Познавательное развитие» Относятся мероприятия, формирующие представление об армии, о празднике 9 Мая. Познавательные занятия; беседы с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны; привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов; создание уникального альбома памяти; тематические экскурсии; встречи с ветеранами войны и тыла. Исследование в проектной деятельности.

Слайд 8

«Познавательное развитие» Исследование в проектной деятельности «Мой прадед в год «Великой Отечественной Войны»

Слайд 9

«Альбом памяти»

Слайд 10

«Речевое развитие» Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Работа по речевому развитию может включать в себя следующие направления: ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме «День Победы»; беседы по картинам о войне; составление рассказов об участниках войны; постановка театрализованных сюжетов об участниках ВОВ; чтение художественных произведений о войне; театральные постановки. Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Слайд 11

Театрализованная постановка «Два солдата»

Слайд 12

Направления деятельности по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с ВОВ:

Слайд 13

Выделяют критерии определения патриотических чувств у детей дошкольного возраста:

Слайд 14

Проводя работу по патриотическому воспитанию, воспитатель должен руководствоваться следующими принципами построения образовательного процесса : проводить связь от близкого к отдаленному, от общего к частному; опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране; привлекать к работе родителей воспитанников; материал, подобранный педагогам для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

Слайд 15

Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников, можно использовать такие эффективные методы:

Слайд 16

Заключение Воспитание патриотических чувств - это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Старинная мудрость напоминает нам: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по знакомству детей с событиями Великой Отечественной войны ко дню 70 – летия Победы.

Мой материал может помочь воспитателям в работе с детьми по расширению представлений детей о ВОВ, о людях, которые храбро сражались и защищали нашу страну от врагов. Побуждению детей проявлять и...

Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны "Дети войны"

Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны....

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Консультация «Как знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны»

9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была во...