"Ознакомление детей с событиями Великой Отечественной Войны"
презентация
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование гражданских чувств.
К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка.
Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мы должны способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учить ценить мир. Наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе с детьми по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу.
Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства стараемся воспитать у детей с самого раннего возраста.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое без темы войны будет не полным представлением истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.
Всегда встает вопрос, нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, не стоит травмировать детскую психику? О войне нужно говорить - серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Основная цель моей работы по патриотическому воспитанию - формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.
Говоря о воспитании гражданственности, необходимо в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Чувство гражданственности не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими качествами обогатят.
Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности.
В связи с этим можно выделить следующие направления работы:
- «Социально-коммуникативное развитие»
Через рассматривание слайдов, просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов, из которых дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Один из результатов работы - использование в играх полученной информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно-ролевые игры «Армия», «Партизаны», «Пограничники». Ребята стремятся подражать героям, стремятся быть похожими на них, в речи используют военные слова.
- «Художественно-эстетическое развитие»
Реализуется не только непосредственно на занятиях художественно-эстетического цикла, но и в процессе выполнения проектных и творческих работ. С целью развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства служит то, что дети начинают рисовать, лепить, конструировать. Через музыкальную деятельность и прежде всего восприятие, понимание смысла музыкальных произведений. Дети поют, вслушиваются в слова и представляют то, о чем поется.
3.«Физическое развитие»
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины - к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование нравственных чувств - таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Проводятся спортивные соревнования, эстафеты, разные виды ходьбы и упражнения на координацию движений, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют развитию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.
4.«Познавательное развитие»
Относятся мероприятия, формирующие представление об армии, о празднике 9 Мая. Познавательные занятия; беседы с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны; привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов; тематические экскурсии; встречи с ветеранами войны и тыла. Исследование в проектной деятельности: дети совместно с родителями занимаются поиском, сборов информации о ветеранах-участниках ВОВ в их семье.
5.«Речевое развитие»
Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.
Включает в себя ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме «День Победы»; беседы по картинам о войне; составление рассказов об участниках войны; чтение художественных произведений о войне; постановка небольших театральных эпизодов.
Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Направления деятельности по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с ВОВ:
- Создать информационно–методическую базу.
- Создание развивающей предметно — пространственной среды
- Образовательная деятельность в процессе ООД и режимных моментов.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Взаимодействие с социумом.
Выделяют следующие критерии определения патриотических чувств у детей дошкольного возраста:
- Ребенок сам проявляет интерес к познанию родной культуры и окружающего мира, задает вопросы, не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
- Ребенок по инициативе взрослого с желанием исследует объекты и явления, анализирует события, ищет ответы на поставленные вопросы.
- Ребенок справляется с заданием, допуская при этом некоторые ошибки.
- Ребенок не проявляет любознательность в процессе реализации взрослым задач патриотического воспитания.
Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это - результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка.
Проводя работу по патриотическому воспитанию, воспитатель должен руководствоваться следующими принципами построения образовательного процесса:
- проводить связь от близкого к отдаленному, от общего к частному,
- опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране,
- привлекать к работе родителей воспитанников,
- материал, подобранный педагогам для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников, можно использовать такие эффективные методы:
-Рассказы и объяснения педагога в сочетании с показом иллюстраций, диафильмов, слайдов и т.д.
-Беседы с детьми с опорой на их опыт.
-Целевые прогулки и экскурсии (по улицам поселка, города-к памятникам).
-Наблюдения за изменениями в облике поселка, улицы, детского сада накануне праздника.
-Использование аудио- и видеозаписей.
-Встречи с ветеранами и детьми войны.
-Выставки детских рисунков о войне.
-Изготовление фотоальбомов совместно с родителями с использованием фотографий военных и послевоенных лет из семейных архивов.
-Тематические праздники, музыкально-физкультурные развлечения.
-Конкурсы чтецов.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста.
Таким образом, воспитание патриотических чувств - это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Насколько важно говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? О войне нужно говорить - серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Для детей эта тема может стать понятной, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Основная цель моей работы по патриотическому воспитанию развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне уважение к памяти погибших героев, к ветеранам войны воспитание чувства гордости за свою страну формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины
Направления работы для формирования основ гражданской принадлежности
«Социально-коммуникативное развитие» Один из результатов работы – использование в играх полученной информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно-ролевые игры.
«Художественно-эстетическое развитие» Реализуется не только непосредственно на занятиях художественно- эстетического цикла, но и в процессе выполнения проектных и творческих работ. С целью развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства служит то, что дети начинают рисовать, лепить, конструировать.
Направления работы для формирования основ гражданской принадлежности
«Познавательное развитие» Относятся мероприятия, формирующие представление об армии, о празднике 9 Мая. Познавательные занятия; беседы с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны; привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов; создание уникального альбома памяти; тематические экскурсии; встречи с ветеранами войны и тыла. Исследование в проектной деятельности.
«Познавательное развитие» Исследование в проектной деятельности «Мой прадед в год «Великой Отечественной Войны»
«Альбом памяти»
«Речевое развитие» Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Работа по речевому развитию может включать в себя следующие направления: ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме «День Победы»; беседы по картинам о войне; составление рассказов об участниках войны; постановка театрализованных сюжетов об участниках ВОВ; чтение художественных произведений о войне; театральные постановки. Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Театрализованная постановка «Два солдата»
Направления деятельности по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с ВОВ:
Выделяют критерии определения патриотических чувств у детей дошкольного возраста:
Проводя работу по патриотическому воспитанию, воспитатель должен руководствоваться следующими принципами построения образовательного процесса : проводить связь от близкого к отдаленному, от общего к частному; опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране; привлекать к работе родителей воспитанников; материал, подобранный педагогам для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников, можно использовать такие эффективные методы:
Заключение Воспитание патриотических чувств - это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Старинная мудрость напоминает нам: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по знакомству детей с событиями Великой Отечественной войны ко дню 70 – летия Победы.
Мой материал может помочь воспитателям в работе с детьми по расширению представлений детей о ВОВ, о людях, которые храбро сражались и защищали нашу страну от врагов. Побуждению детей проявлять и...
Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"
Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...
Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"
Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...
Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны "Дети войны"
Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны....
Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.
Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...
Патриотическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с событиями Великой Отечественной войны.
описание событий...
Консультация «Как знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны»
9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была во...