Проект по самообразованию по теме: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
проект (младшая группа)
Проект по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_rol_skazki_v_nravstvenno-duhovnom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №28»
г. Сергиев Посад
План работы по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Составил: воспитатель Гусева А.М.
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказкиначинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
Почему именно сказка?
- Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.
- Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
-Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Цели:
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
4. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1.Расширять представления детей о сказках, сказочных героях;
2.Формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои;
3.Изучить историю происхождения сказки как предмета устного народного творчества;
4.Автоматизировать постановку звуков в связной диалогической и монологической речи;
5.Развивать любознательность, активность, творческие способности;
6.Развивать навыки творческого рассказывания; коммуникативные и художественные навыки;
7.Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам;
8.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.
5. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
Перспективный план по самообразованию по теме:
«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.
2. Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»: (цель: познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).
3. Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».
Октябрь.
1. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».
Методические приемы:
-Чтение детям и пересказ сказки: «Курочка ряба», рассматривание иллюстрации.
- Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
- Чтение и пересказ детям сказки: «Репка».
-Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».
3. День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».
Декабрь.
1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приемы:
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».
2. Родительское собрание: по теме «Сказочная книга».
3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Январь.
1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Методические приемы:
-Чтение детям сказки: «Теремок».
-Прослушивание аудиозаписи сказки.
-Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».
-Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.
Февраль.
1. Роль сказки в воспитании детей.
Методические приемы:
-Обустроить уголок ряженья.
- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2. Рассказывание сказки : «Три поросёнка»
Март.
1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».
Методические приемы:
-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
-Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
Апрель.
1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».
Методические приемы:
-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-Добавить материал в театральный уголок.
2. Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране добра и зла».
Май.
1. Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приемы.
-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.
2.Инсценировка сказки по ролям «Курочка Ряба».
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...
Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"
Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....
ПАПКА по САМООБРАЗОВАНИЮ на тему «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» 2017-2018г
Папка по самообразованию...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная запискаВ настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовномобогащ...