«Обеспечение здоровья детей средствами музыкальной деятельности»
консультация

Ольга Алексеевна Трифонова

«Обеспечение здоровья детей средствами музыкальной деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar_-praktikum_3.3.2.docx25.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ГИМНАЗИЯ № 2

141613, Московская область,

г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

тел.: 8(49624)2-35-95

fediukina.nadejda2012@yandex

Семинар - практикум

«Обеспечение здоровья детей средствами музыкальной деятельности»

Выступление по теме:

«Логоритмика неотъемлемая часть системы речевой коррекции детей

и их здорового физического развития в музыкальном воспитании»

Подготовила: Трифонова О.А.

Музыкальный руководитель

г.о. Клин, 25.11.2020г.

Наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкальноречевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики.

Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность.

Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмика – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логоритмика - система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения; направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:

- развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие фонематического слуха;

- развитие пространственной организации движений;

- развитие общей и тонкой моторики, мимики;

- развитие физиологического и фонационного дыхания;

- формирование артикуляционной базы звуков;

- развитие чувства ритма;

- развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

- развитие коммуникативных качеств.

Логоритмика осуществляется различными средствами:

Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук

музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами,

играми со словом, движениями, песнями, инсценировками.

Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи.

При проведении занятий с детьми особое внимание уделяют развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.

Логоритмика уникальна по своему содержанию ведь в ее занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Пение включает в себя упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.

Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, а знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Методические приемы сводятся к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа способствует музыкальному развитию детей.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также на формирование положительной познавательной мотивации.

Упражнения по логоритмике. Стихи с движениями для детей.

МИШКА КОСОЛАПЫЙ

Мишка косолапый
По лесу идет,

(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)

Шишки собирает,

Песенки поет.

(Приседаем - собираем шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою - топ! (Топаем ногой)

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ

Зайчик серенький сидит

(Сидим, как зайчик)

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

(Шевелим ушками-ладошками)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

(Прыгаем, как зайчик)

ЗАЙКИ

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

(Бежим на месте)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок,

(Приседаем)

Роют лапкой корешок.

(Показываем ручкой, как роют зайки)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
ЛАДОШКИ

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)

Часто умываемся,

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим!

(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

ЦВЕТЫ

Наши красные цветки

(Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)

Распускают лепестки.

(Пальцы расставляем в стороны)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Шевелим пальчиками)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

(Снова соединяем пальчики в «бутон»)

Головками качают,

(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)

И тихо засыпают.

(оединенные кисти рук подкладываем под голову)

МАШИНА

Би-би-би -

Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук -

Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу -

Они шуршат.

(Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та -

Вперед спешат.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

Используемая литература

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика).

Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2006.

Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: КОРОНА принт, 2005.

Касицина М.А., Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и ...

Проект "Развитие творческих способностей детей средствами музыкально - театральной деятельности"

quot;Развитие творческих способностей детей средствами музыкально - театральной деятельности"...

Музыкальное развитие детей средствами музыкально- ритмической деятельности

В связи с ведением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важное место отводится музыкальному исполнительству. Одним из в...

Консультация на тему: "Профилактика эмоциональных нагрузок на детей средствами музыкальной деятельности в ДОУ."

Консультация на тему: "Профилактика эмоциональных нагрузок на детей средствами музыкальной деятельности в ДОУ."...

«Эстетическе развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.  При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, н...

Тема: «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности.»

Цель  моего взаимодействия с семьями детей с ОВЗ: объединение усилий музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества ...

Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.

Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей  и приобщение к здоровому образу жизни....