Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.
консультация (старшая группа)
Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей.
Задача педагогов - полноценно подготовить ребёнка к
самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребёнка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и адекватному самоотношению.
Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ Я.
Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье становится обязательным целевым ориентиром в работе
каждого образовательного учреждения, в том числе и нашего, показателем достижения ими современного качества образования.
Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества и индивида. Это означает, что современное учреждение образования должно всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей учат и воспитывают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых детей.
Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.
Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и
психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, и в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Можно выделить три основных этапа (которые проходит ребёнок
за время своего пребывания в детском саду), влияющих на его
психологическое здоровье, и упущение которых нами, взрослыми,
ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка:
- адаптация ребёнка к дошкольному образовательному учреждению,
- эмоционально-личностное развитие (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и развития);
- подготовка к школе и профилактика школьной дезадаптации.
Поэтому в детском саду мы внедряем целенаправленную
систему работы по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в МАДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс.
Основная цель психологической службы и ДОУ в целом — это помощь воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, расширение кругозора детей, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирования основ экологического сознания – в реализации нами этих целей и задач соблюдается принцип возрастной адресности: одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и соответствующие возрастным особенностям детей.
Основные методы коррекционных воздействий педагога-психолога в работе с детьми с целью сохранения психологического здоровья и при необходимости проведения коррекционных мероприятий:
- игровая терапия (подвижные, игры с водой, сюжетно-ролевые);
- сказкотерапия (проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком);
- психогимнастика;
- куклотерапия (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка);
- арттерапия (работа с красками, глиной, пастелью, тестом, музыкой);
- релаксационные упражнения;
- игры для развития психомоторики.
Оказывается индивидуальная педагогическая помощь родителям, используются различные средства обучения родителей основам грамотного воспитания и различные средства информации родителей (ИКТ технологии, сайт МАДОУ)в результате повышается педагогическая грамотность родителей, и изменяется их отношение к собственным детям, формированию здорового образа жизни и работе всего дошкольного учреждения.
Проводилась работа по подбору, разработке и апробации различных форм взаимодействия с семьей. Выделили две группы задач: психолого-педагогическое просвещение - консультации, родительские собрания, круглые столы в которых использовались информационно-коммуникационные технологии. В детском саду работает Родительская школа. Цель-просвещение родителей, осуществление преемственности детского сада и семьи. Вторая- научить родителей организации мероприятий по формированию здорового образа жизни внутри семьи. Приобщение всех членов семьи к этому процессу. Забота и о сохранении психологического здоровья детей. Проводятся совместные мастер-классы, народные и спортивные праздники.
В результате всех проводимых мероприятий в МАДОУ дети 6-7 лет обладают такими качествами в соответствии с портретом выпускника как:
Здоровый – обладающий хорошим здоровьем.
Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).
Коммуникативный – умеющий свободно общатся со взрослыми и сверстниками, способный выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и паралингвистических средств.
Сообразительный - способный решать интеллектуальные и личностные проблемы (задачи), адекватные возрасту.
Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.
Ориентированный на сотрудничество – способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми.
Жизнерадостный – не унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и радостное.
Инициативный – не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности.
Активный – принимающий живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Самостоятельный – способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находящий способы и средства реализации собственного замысла.
Волевой (адекватно возрасту)- способный к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию воспитанников за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечение психологической безопасности соответствует новым требованиями к системе образования и тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и ...
Консультация для педагогов «Валеологическая работа с семьёй по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья ребёнка»
В материале описаны нетрадиционные формы и средства работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников, раскрыты формы и виды работы с семьей....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»
В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тес...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...
Квест- игра "Кристалл здоровья" по приобщению к здоровому образу жизни
Квест- игра "Кристалл здоровья" с участием родителей...
Система работы по укреплению психологического здоровья и формированию навыков безопасного образа жизни дошкольников.
На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важна и актуальна. От того, как в процессе личностного роста и воспитания формируются жизненно важные привычки и навыки, ...
«Методы и приемы укрепления физического и эмоционального здоровья дошкольников, приобщению к здоровому образу жизни!»
Физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие б...