Семинар практикум Проектная деятельность в ДОУ"
консультация

Волкова Наталья Михайловна

материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_prakt.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Проектная деятельность в ДОУ»

Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.

Задачи: 

  • Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.
  • Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – дошкольником.
  • Познакомить с организацией проектной деятельности в старшей разновозрастной группе ДБОУ (презентация проектной деятельности)
  • Оказать практическую помощь в разработке плана-схемы проекта.

Участники семинара: педагоги малокомплектных дошкольных образовательных учреждений города.

Ход семинара – практикума:

1 часть. Организационная.

Уважаемые коллеги! Я приглашаю  вас  совершить космическое путешествие. Уважаемые космонавты, прошу вас,  используя «телепатические» способности  выбрать космического напарника. ( Тренинговое  упражнение  «Молчанка».  Встать в круг и найти глазами глаза будущего партнера по семинару. Подойти  друг к другу.)

*Данная игра позволит быстро сформировать социально активные подгруппы .

Команды готовы - создаем космолеты . ( Каждой  паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На  это отводится 2 минуты).

*Данная игра развивает  чувство делового сотрудничества в участниках.

2 часть. Теоретическая .

Перед запуском на орбиту необходимо пройти  инструктаж.

 «Федеральные государственные  образовательные стандарты  требуют от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности. В настоящее время воспитателю необходимо развивать качественные стороны личности ребенка. Обучение детей носит комплексно – тематический характер,  основой которого является событийность окружающей действительности.  Однако для  реализации  образовательного процесса необходимо соблюсти основные требования: нельзя увеличивать образовательную нагрузку на детей, чтобы не навредить детскому здоровью. Но как же тогда спланировать тематическую деятельность, которая содержит в себе разноплановые направления образования?

Для  реализации  данной проблемы   существует метод проектов.

Основной особенностью данного метода является возможность интеграции содержания разных областей в единое целое.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного  выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

Типология проектов 

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско -творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются: 

  • Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
  • Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.                

Этапы работы над проектом

        

Этапы

проекта        

Деятельность педагога        

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап        

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап        

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Способы разработки проектов: 

  • Системная паутинка по проекту;
  • "Модель трёх вопросов"
  • Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
  • Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Системная паутинка по проекту

Познание

ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы:

Чтение художественной литературы

ведущая деятельность - чтение, формы:

Коммуникация

ведущая деятельность - коммуникативная, формы:

Социализация

ведущая деятельность - игровая, формы:

Труд

ведущая деятельность - трудовая, формы:

Безопасность

интеграция разных видов деятельности, формы:

Здоровье

интеграция разных видов деятельности, формы:

Физическая культура

ведущая деятельность - двигательная, формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами

формы:

Художественное творчество

ведущая деятельность - продуктивная, формы:

Музыка

ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы:

Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности, формы:

"Модель трёх вопросов"

ЧТО ЗНАЮ? 

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? 

КАК УЗНАТЬ? 

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства

Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек) 

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт 

  1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
  2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
  3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
  4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
  5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

 *Презентация

В качестве конкретного примера   проектной деятельности  я предлагаю вам познакомиться с  проектами, используемым  в нашей работе с детьми и родителями. Данный проект «Космос – это интересно» разработан способом «Модель трех вопросов»

Цель проекта:

Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: 1 -12 апреля

Предполагаемые результаты

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
  • Повышение уровня мотивации к занятиям.
  • Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Дети должны знать и называть: 

  • Наша планета – Земля
  • Другие планеты нашей Солнечной системы
  • Первые живые существа в космосе – собаки
  • Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
  • Название спутника Земли – Луна
  • На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль

План мероприятий в рамках проекта.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Подготовительный этап

1.

беседа с детьми и родителями о предстоящей теме работы.

Педагог, родители

апрель

2.

Подбор литературы о космосе и космонавтах.

Педагог, родители

апрель

3.

Подбор фотографий  с изображением космических кораблей, космонавтов.

Педагог, родители

апрель

4.

Подбор методической литературы.

Педагог

апрель

Основной этап

5.

Беседа «12 апреля – день космонавтики»

Педагог, дети

апрель

6.

Разучивание стихотворений о покорителях космоса.

Педагог, дети.

апрель

7.

Загадывание и отгадывание загадок.

Педагог, дети.

На протяжении реализации проекта

8.

Подготовка и просмотр презентации «Утро космической эры»

Педагог, родители,  дети.

На протяжении реализации проекта

9.

Занятие «Юрий Гагарин – первый в мире космонавт»

Педагог, дети.

апрель

Заключительный этап

10.

Выставка рисунков «космические дали».

Педагог, дети.

апрель

11.

Оформление выставки «Космические корабли».

Родители, дети.

апрель

14.

Презентация проекта.

Педагог, дети.

апрель

Таким же способом разработан и проект «Осень»

ЦЕЛЬ. Активизировался  познавательный интерес, эмоционально положительное отношение к природе.

ЗАДАЧИ.

  1. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и рассказывать о осени; формировать интерес к книге как к источнику знаний.
  2. Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки);
  3.  Повышать заинтересованность родителей в продуктивной, досуговой  деятельности с детьми
  4. Развивать умения изображать осень используя различные материалы и приемы.

Предполагаемые результаты

Связные, логически оформленные сообщения детей по теме. Ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей. Создание Копилки познавательной информации.

Участники проекта:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Создание условий
для осуществления проекта:

Подбор иллюстраций и стихотворений о осени, подготовить выставку поделок из овощей. Оснастить книжный уголок дополнительной литературой, интересными книгами с яркими иллюстрациями про осень. Рекомендовать родителям приобрести для домашнего книжного уголка произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) о осени

План мероприятий в рамках проекта.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Подготовительный этап

1.

Родительское собрание  «Проект как форма взаимодействия детского сада и семьи». Проект «Осень».

Педагог, родители

сентябрь

2.

Подбор литературы о осени.

Педагог, родители

сентябрь

3.

Подбор фотографий  с изображением осени.

Педагог, родители

сентябрь

4.

Подбор методической литературы.

Педагог

сентябрь

Основной этап

5.

Беседа на тему: «Осень».

Педагог, дети

сентябрь

6.

Беседа на тему «Грибы в мифах и легендах».

Педагог, дети.

сентябрь

7.

Чтение художественной литературы о осени (рассказы, стихи, загадки, приметы, пословицы).

Педагог, дети.

На протяжении реализации проекта

8.

Сбор информации: подбор иллюстраций, открыток, художественной литературы; рассматривание энциклопедий; разгадывание и загадывание загадок

Педагог, родители,  дети.

На протяжении реализации проекта

9.

Открытое интегрированное занятие «Дары осени».

Педагог, дети.

сентябрь

10.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Педагог, дети.

На протяжении реализации проекта

Заключительный этап

10.

Выставка рисунков «Осенние листья», «Дары осени», «Яблоня с яблоками», «Осенний лес».

Педагог, дети.

сентябрь

11.

Оформление альбома «Стихи о осени»

Родители, дети.

сентябрь

14.

Презентация проекта.

Педагог, дети.

сентябрь

И одним из результатов  можно посмотреть в нашем отчетном материале: «Стихи о осени», различные рисунки.

А как мы работали вы можете увидеть на слайдах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

3 часть. Практическая  «Парад планет»

А сейчас  я предлагаю космическим командам  выбрать,  на какую планету нашей педагогической галактики вы полетите. Для этого нужно  разработать проект работы с детьми и родителями по путешествию на выбранную планету.

 Возрастная группа выбирается по желанию.

 Способ разработки проекта – модель трех вопросов.

(Каждая  подгруппа  выбирает для себя конверт с заданиями.  Предлагаемые темы: Здоровье  будущих космонавтов;  Музей космоса;  Космическая  почта.)

  • первое  творческое задание командам:  

1. «Выбор темы проекта. Нужно «переименовать»  рабочую тему   с использованием деятельностного подхода.

Разработка примерного  плана работы воспитателя над проектом». Памятка №1.

2.Формулирование цели проекта ( «погружение в проект»). Памятка №2

3. Разработка   проекта способом  «Модель трех вопросов»  Памятка №3

(для работы понадобятся магнитные передвижные доски,  маркеры).

4.Подготовка презентации проекта по плану. Памятка №4.

Время на выполнение задания 15-20 мин.

  • второе  творческое задание командам:

Уважаемые космические путешественники! Из нашего Центра управления полетов видно как сияют  необычные планеты! Пригласите нас к  себе в гости!

     Презентация своего проекта

После презентации педагогами продукта своей деятельности,  другими группами даются советы воспитателям по работе.

4 часть. Рефлексия:  Уважаемые  открыватели новых планет! Посмотрите, как засияло СОЛНЦЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСПЕХОВ! Как вы думаете, почему?  

Тренинговое  упражнение  «Солнце светит МНЕ  потому, что...»

На  доске изображен круг (солнце без лучей). Задача каждого участника семинара  назвать, что нового  для себя он освоил (узнал, приобрел…) на семинаре и нарисовать мелом (маркером) солнечный  луч;  по второму кругу назвать, что еще бы хотел узнать (научиться, освоить..).  Участник говорит: «Солнце светит мне потому, что сегодня я ….». Игру стоит продолжать до тех пор, пока сохраняется оживление и интерес группы.

*Данная игра позволит выявить эффективность семинара практикума затруднения педагогов

 Памятка №1 для воспитателя по выбору темы проекта.

  • В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
  • В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Памятка №2  для воспитателя по выбору  цели проекта:

  • в младших  группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями) ;
  • для  старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем  и самостоятельно.

Памятка №3 по разработке проекта с использованием 

 способа

«Модель трех вопросов»

Что мы знаем

Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.

Что мы хотим узнать

Воспитатель записывает идеи и факты,  о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают  карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем.  

Что мы узнали

Третий этап  - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока.  

Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты,  развлечение, …) на котором выявляется новая  ПЕРСПЕКТИВНАЯ  ТЕМА  НОВОГО ПРОЕКТА.

Памятка № 4 по подготовке презентации проекта

 -Название проекта.

-Цель и задачи.  Под целью понимается конечный результат. Под задачами – способы реализации и достижения результата.

-Возраст детей, для которых он предназначен.

-Погружение в проект с помощью технологии  

-Разработка схемы проекта. Презентация проекта.

-Возможные результаты. Ожидания.

-Перспектива проекта

Литература:

  • Материалы семинара – практикуму для начинающих  воспитателей МБДОУ «Проекты, как форма интеграции содержания образовательной деятельности с детьми в детском саду» А.Г.Фунтовой.  
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
  •         Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением .№4, 2004
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.
  • Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
  • Интернет- ресурсы: zagadki-pro-kosmos-dlya-detej ; doshvozrast.ru  ; smayls.ru/animashki-kosmos.html ; ns-portal.

1. Выбор темы проекта. Нужно «переименовать»  рабочую тему   с использованием деятельностного подхода.

Разработка примерного  плана работы воспитателя над проектом». Памятка №1.

2.Формулирование цели проекта ( «погружение в проект»).

 Памятка №2

3. Разработка   проекта способом  «Модель трех вопросов»

 Памятка №3

4.Подготовка презентации проекта по плану. Памятка №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар-практикум разработан с целью обеспечения  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединения  усилий колл...

Семинар - практикум "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Выступление на педсовете "Участие в семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»"

Выступление на семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»...

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....