Развитие диалектического мышления. Превращения. (новые образовательные технологии)
презентация

Мы диалектику учили не по Гегелю.

Бряцанием боёв она врывалась в стих,

Когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них.

Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. В наше время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания природы, включая общество и мышление. Многих пугает сам термин - "диалектика". С этим термином связывают что-то сложное, доступное только избранным и уж, конечно, совершенно ненужное и недоступное детям. Опыт показал, что основные законы диалектики дети даже дошкольного возраста осваивают с легкостью, потому что диалектика -это сама жизнь.

Мир, окружающий нас, - живет и развивается по законам диалектики.

Она строится на следующих утверждениях:

-все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;                                

-ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;                

-при определённых условиях количество переходит в качество;                        

-всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

Законы диалектики сформулированы немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.                                      1. Закон единства и борьбы противоположностей -всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).                                                                                                              2. Закон перехода количественных изменений в качественные.                               3. Закон отрицания отрицания. Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Диалектичность мышления — умение фиксировать противоречия, отслеживать динамику их развития и правильно их разрешать. От степени сформированности диалектического мышления зависит развитие творческих способностей, активности, самостоятельности, т.е. в конечном счете — развитие личности профессионала. Каждый предмет и явление обязательно несет в себе положительные и отрицательные проявления.

Мы, взрослые, довольно часто стараемся, щадя, как нам кажется, самолюбие, психику, ребенка, увести его от противоречий. Это грубейшая ошибка. Ведь противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними “работать” - важнейшая составляющая творческого мышления. Важно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений – значит сделать шаг к решению конкретной проблемы. Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте (дошкольном) в интересной и доступной форме.

Умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Проблематика изучения диалектического мышления детей дошкольного возраста складывалась на протяжении XX–XXI вв. Ей занимались ведущие детские психологи: Ж.Пиаже, Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов,  Э.В.Ильенков, Н.Е.Веракса.

Н.Е. Веракса — автор концепции диалектического мышления — описал его структуру и особенности функционирования, создав тем самым теоретическую основу данной концепции. Согласно концепции Николая Вераксы, диалектическое мышление — это система специальных диалектических мыслительных действий, позволяющих оперировать противоположными отношениями, являющимися интеллектуальными механизмами творчества. В качестве средств диалектического мышления могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект способен передавать отношения противоположности. Единство диалектических мыслительных операций, действий и средств представляет собой механизм диалектического мышления.(творческим мышление).

Главная отличительная черта «диалектического ума» состоит, по мнению Э.В. Ильенкова, в способности «самостоятельно видеть и осмысливать самую вещь... в ее собственных... противоречиях, противоположностях и контрастах», «именно диалектика есть действительная логика, в согласии с которой совершается прогресс современного мышления». Н.Е.Веракса считает, что в основе диалектического мышления лежит диалектическая логика, допускающая единство противоположностей.

Диалектичное мышление в рамках структурно-диалектического подхода — это способность к преобразованию, способность оперировать противоположностями, находить выход из противоречия, выстраивать такие ситуации, в которых одновременно удовлетворяются взаимоисключающие потребности, а не воплощается одна за счет другой. Противоположности — единицы диалектичного мышления.

Диалектичное мышление — система диалектических мыслительных действий, которые объединяются в единую, целостную структуру, с помощью которой можно выстроить понимание целого, развивающегося объекта. В состав механизма диалектичного мышления входит ряд диалектических действий: объединение (направлено на установление в анализируемой целостности отношений противоположности); опосредствование (направлено на поиск таких целостностей (объектов, понятий, условий, явлений и т.п.), которые характеризуются наличием заранее определенных противоположностей); обращение (направлено на обратный анализ объектов, т.е. такой, в ходе которого начало и конец как бы меняются местами) и превращение (рассмотрении объекта как противоположного самому себе).

Данные действия обладают рядом особенностей: 1) они показывают, что диалектичное мышление не замкнуто внутри себя — оно постоянно обращается к практическому опыту, к конкретному содержанию, отраженному в представлениях и понятиях; 2) они несут элемент продуктивности, связанный с диалектическими преобразованиями исходной ситуации; 3) обеспечивают целостное представление об объекте.

Н.Е. Вераксой и его последователями было доказано экспериментально и на примере анализа литературного (народного), изобразительного (дошкольного и мирового) и научного творчества, что механизм диалектического мышления, являясь родовым, универсальным, входит в состав психологических механизмов творчества.

Особенности диалектического мышления дошкольников (в рамках структурно-диалектического подхода, разработанного Н.Е. Вераксой) заключаются в следующем.

Во-первых, отсутствие чувствительности к противоречию (синкретизм детского мышления, по Ж. Пиаже) является сущностным свойством детской психики. Оно лежит в основе ведущей деятельности ребенка — игры, структура которой состоит в одновременном удержании свойств реального и нереального мира. Ребенок не видит противоречия и от того не мучается. При этом он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой.

Во-вторых, Н.Е. Веракса предложил новое понимание ценности данной способности. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, оно позволяет человеку соотносить себя и мир, сохранять психическое здоровье и развиваться. Задача психолога меняется на противоположную: необходимо не помогать ребенку прожить и, в конце концов, преодолеть детство, а стараться помочь всячески сохранить ту способность, которая уничтожается с годами.

Диалектичность обеспечивает соединение, казалось бы, несоединимого, дает возможность конкретнее рассмотреть проблему. Диалектически мыслящий профессионал может понимать диалектику производственного процесса; анализировать сущность возникающих в ходе этого процесса противоречий; четко сформулировать возникающее противоречие и находить оптимальный способ его разрешения.

Методы и формы работы по развитию диалектического мышления в детском саду:

  1. Сказки (хорошие и плохие качества героев, «Дом для тех, у кого нет друзей» -Чебурашка, «Кошка, которая гуляет сама по себе»);
  2. Опыты. Агрегатное изменение воды, надувание резинового шарика;
  3. Метод диалектических историй;
  4. Игры: «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Помоги Золушке», «Наоборот».
  5. Игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма, состоящего из трёх шагов:                                                                                          Что хотим? Что нам мешает? Что мы имеем?                                Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
  6. ТРИЗ и АРИЗ. (игры «Плохо -хорошо», «Да -нет -ка», «Черное -белое», «Помоги Золушке»).

Подводя итоги, можно сказать, что в рамках развития диалектического мышления воплощение «принципа участия ребёнка» связано с тем, что ребёнок может осознать себя как субъект решения разного рода задач, а взрослый целенаправленно формирует у детей когнитивные инструменты, необходимые для осмысления процессов развития, и, в частности своей жизни: прогнозирования, планирования, рефлексии.

 

Когнитивные способности -высшие функции мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. Это мышление, речь, пространственная ориентация, способность к обучению, способность рассуждать, фантазия.

Синкретизм — это объединение различных верований, смешение практик различных школ мысли. Синкретизм предполагает слияние или ассимиляцию нескольких изначально дискретных традиций, особенно в теологии и мифологии религии, утверждая таким образом основополагающее единство и допуская инклюзивный подход к другим религиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dialekticheskoe_myshlenie_2023.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалектического мышления. Превращения.

(новые образовательные технологии)

Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боёв она врывалась в стих,

Когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них.

Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. В наше время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания природы, включая общество и мышление. Многих пугает сам термин - "диалектика". С этим термином связывают что-то сложное, доступное только избранным и уж, конечно, совершенно ненужное и недоступное детям. Опыт показал, что основные законы диалектики дети даже дошкольного возраста осваивают с легкостью, потому что диалектика -это сама жизнь.

Мир, окружающий нас, - живет и развивается по законам диалектики.

Она строится на следующих утверждениях: -все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны; -ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим; -при определённых условиях количество переходит в качество; -всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

Законы диалектики сформулированы немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно. 1. Закон единства и борьбы противоположностей -всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло). 2. Закон перехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания. Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Диалектичность мышления — умение фиксировать противоречия, отслеживать динамику их развития и правильно их разрешать. От степени сформированности диалектического мышления зависит развитие творческих способностей, активности, самостоятельности, т.е. в конечном счете — развитие личности профессионала. Каждый предмет и явление обязательно несет в себе положительные и отрицательные проявления.

Мы, взрослые, довольно часто стараемся, щадя, как нам кажется, самолюбие, психику, ребенка, увести его от противоречий. Это грубейшая ошибка. Ведь противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними “работать” - важнейшая составляющая творческого мышления. Важно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений – значит сделать шаг к решению конкретной проблемы. Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте (дошкольном) в интересной и доступной форме.

Умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Проблематика изучения диалектического мышления детей дошкольного возраста складывалась на протяжении XX–XXI вв. Ей занимались ведущие детские психологи: Ж.Пиаже, Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, Н.Е.Веракса.

Н.Е. Веракса — автор концепции диалектического мышления — описал его структуру и особенности функционирования, создав тем самым теоретическую основу данной концепции. Согласно концепции Николая Вераксы, диалектическое мышление — это система специальных диалектических мыслительных действий, позволяющих оперировать противоположными отношениями, являющимися интеллектуальными механизмами творчества. В качестве средств диалектического мышления могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект способен передавать отношения противоположности. Единство диалектических мыслительных операций, действий и средств представляет собой механизм диалектического мышления.(творческим мышление).

Главная отличительная черта «диалектического ума» состоит, по мнению Э.В. Ильенкова, в способности «самостоятельно видеть и осмысливать самую вещь... в ее собственных... противоречиях, противоположностях и контрастах», «именно диалектика есть действительная логика, в согласии с которой совершается прогресс современного мышления». Н.Е.Веракса считает, что в основе диалектического мышления лежит диалектическая логика, допускающая единство противоположностей.

Диалектичное мышление в рамках структурно-диалектического подхода — это способность к преобразованию, способность оперировать противоположностями, находить выход из противоречия, выстраивать такие ситуации, в которых одновременно удовлетворяются взаимоисключающие потребности, а не воплощается одна за счет другой. Противоположности — единицы диалектичного мышления.

Диалектичное мышление — система диалектических мыслительных действий, которые объединяются в единую, целостную структуру, с помощью которой можно выстроить понимание целого, развивающегося объекта. В состав механизма диалектичного мышления входит ряд диалектических действий: объединение (направлено на установление в анализируемой целостности отношений противоположности); опосредствование (направлено на поиск таких целостностей (объектов, понятий, условий, явлений и т.п.), которые характеризуются наличием заранее определенных противоположностей); обращение (направлено на обратный анализ объектов, т.е. такой, в ходе которого начало и конец как бы меняются местами) и превращение (рассмотрении объекта как противоположного самому себе).

Данные действия обладают рядом особенностей: 1) они показывают, что диалектичное мышление не замкнуто внутри себя — оно постоянно обращается к практическому опыту, к конкретному содержанию, отраженному в представлениях и понятиях; 2) они несут элемент продуктивности, связанный с диалектическими преобразованиями исходной ситуации; 3) обеспечивают целостное представление об объекте.

Н.Е. Вераксой и его последователями было доказано экспериментально и на примере анализа литературного (народного), изобразительного (дошкольного и мирового) и научного творчества, что механизм диалектического мышления, являясь родовым, универсальным, входит в состав психологических механизмов творчества.

Особенности диалектического мышления дошкольников (в рамках структурно-диалектического подхода, разработанного Н.Е. Вераксой) заключаются в следующем.

Во-первых, отсутствие чувствительности к противоречию (синкретизм детского мышления, по Ж. Пиаже) является сущностным свойством детской психики. Оно лежит в основе ведущей деятельности ребенка — игры, структура которой состоит в одновременном удержании свойств реального и нереального мира. Ребенок не видит противоречия и от того не мучается. При этом он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой.

Во-вторых, Н.Е. Веракса предложил новое понимание ценности данной способности. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, оно позволяет человеку соотносить себя и мир, сохранять психическое здоровье и развиваться. Задача психолога меняется на противоположную: необходимо не помогать ребенку прожить и, в конце концов, преодолеть детство, а стараться помочь всячески сохранить ту способность, которая уничтожается с годами.

Диалектичность обеспечивает соединение, казалось бы, несоединимого, дает возможность конкретнее рассмотреть проблему. Диалектически мыслящий профессионал может понимать диалектику производственного процесса; анализировать сущность возникающих в ходе этого процесса противоречий; четко сформулировать возникающее противоречие и находить оптимальный способ его разрешения.

Методы и формы работы по развитию диалектического мышления в детском саду:

  1. Сказки (хорошие и плохие качества героев, «Дом для тех, у кого нет друзей» -Чебурашка, «Кошка, которая гуляет сама по себе»);
  2. Опыты. Агрегатное изменение воды, надувание резинового шарика;
  3. Метод диалектических историй;
  4. Игры: «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Помоги Золушке», «Наоборот».
  5. Игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма, состоящего из трёх шагов: Что хотим? Что нам мешает? Что мы имеем? Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
  6. ТРИЗ и АРИЗ. (игры «Плохо -хорошо», «Да -нет -ка», «Черное -белое», «Помоги Золушке»).

Подводя итоги, можно сказать, что в рамках развития диалектического мышления воплощение «принципа участия ребёнка» связано с тем, что ребёнок может осознать себя как субъект решения разного рода задач, а взрослый целенаправленно формирует у детей когнитивные инструменты, необходимые для осмысления процессов развития, и, в частности своей жизни: прогнозирования, планирования, рефлексии.

Когнитивные способности -высшие функции мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. Это мышление, речь, пространственная ориентация, способность к обучению, способность рассуждать, фантазия.

Синкретизм — это объединение различных верований, смешение практик различных школ мысли. Синкретизм предполагает слияние или ассимиляцию нескольких изначально дискретных традиций, особенно в теологии и мифологии религии, утверждая таким образом основополагающее единство и допуская инклюзивный подход к другим религиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии

Система работы  по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет  с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....

Конспект НОД с использованием ЭОР (новых образовательных технологий) по развитию речи в средней группе "В гости к сороке"

Занятие для второй младшей дошкольной группы, с использованием элементов фольклора. На занятии используются различные методы и формы работы, которые позволяют всесторонне развивать дошкольников....

"Использование алгоритмов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию диалектического мышления и связной речи»

Методическая разработка, обеспечивающая реализацию ФГОС дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области речевое развитие...

«Использование алгоритмов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию диалектического мышления и связной речи»

Методическая разработка, обеспечивающая реализацию ФГОС дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области речевое развитие...