Развитие диалектического мышления. Превращения. (новые образовательные технологии)
презентация

Мы диалектику учили не по Гегелю.

Бряцанием боёв она врывалась в стих,

Когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них.

Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. В наше время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания природы, включая общество и мышление. Многих пугает сам термин - "диалектика". С этим термином связывают что-то сложное, доступное только избранным и уж, конечно, совершенно ненужное и недоступное детям. Опыт показал, что основные законы диалектики дети даже дошкольного возраста осваивают с легкостью, потому что диалектика -это сама жизнь.

Мир, окружающий нас, - живет и развивается по законам диалектики.

Она строится на следующих утверждениях:

-все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;                                

-ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;                

-при определённых условиях количество переходит в качество;                        

-всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

Законы диалектики сформулированы немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.                                      1. Закон единства и борьбы противоположностей -всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).                                                                                                              2. Закон перехода количественных изменений в качественные.                               3. Закон отрицания отрицания. Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Диалектичность мышления — умение фиксировать противоречия, отслеживать динамику их развития и правильно их разрешать. От степени сформированности диалектического мышления зависит развитие творческих способностей, активности, самостоятельности, т.е. в конечном счете — развитие личности профессионала. Каждый предмет и явление обязательно несет в себе положительные и отрицательные проявления.

Мы, взрослые, довольно часто стараемся, щадя, как нам кажется, самолюбие, психику, ребенка, увести его от противоречий. Это грубейшая ошибка. Ведь противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними “работать” - важнейшая составляющая творческого мышления. Важно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений – значит сделать шаг к решению конкретной проблемы. Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте (дошкольном) в интересной и доступной форме.

Умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Проблематика изучения диалектического мышления детей дошкольного возраста складывалась на протяжении XX–XXI вв. Ей занимались ведущие детские психологи: Ж.Пиаже, Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов,  Э.В.Ильенков, Н.Е.Веракса.

Н.Е. Веракса — автор концепции диалектического мышления — описал его структуру и особенности функционирования, создав тем самым теоретическую основу данной концепции. Согласно концепции Николая Вераксы, диалектическое мышление — это система специальных диалектических мыслительных действий, позволяющих оперировать противоположными отношениями, являющимися интеллектуальными механизмами творчества. В качестве средств диалектического мышления могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект способен передавать отношения противоположности. Единство диалектических мыслительных операций, действий и средств представляет собой механизм диалектического мышления.(творческим мышление).

Главная отличительная черта «диалектического ума» состоит, по мнению Э.В. Ильенкова, в способности «самостоятельно видеть и осмысливать самую вещь... в ее собственных... противоречиях, противоположностях и контрастах», «именно диалектика есть действительная логика, в согласии с которой совершается прогресс современного мышления». Н.Е.Веракса считает, что в основе диалектического мышления лежит диалектическая логика, допускающая единство противоположностей.

Диалектичное мышление в рамках структурно-диалектического подхода — это способность к преобразованию, способность оперировать противоположностями, находить выход из противоречия, выстраивать такие ситуации, в которых одновременно удовлетворяются взаимоисключающие потребности, а не воплощается одна за счет другой. Противоположности — единицы диалектичного мышления.

Диалектичное мышление — система диалектических мыслительных действий, которые объединяются в единую, целостную структуру, с помощью которой можно выстроить понимание целого, развивающегося объекта. В состав механизма диалектичного мышления входит ряд диалектических действий: объединение (направлено на установление в анализируемой целостности отношений противоположности); опосредствование (направлено на поиск таких целостностей (объектов, понятий, условий, явлений и т.п.), которые характеризуются наличием заранее определенных противоположностей); обращение (направлено на обратный анализ объектов, т.е. такой, в ходе которого начало и конец как бы меняются местами) и превращение (рассмотрении объекта как противоположного самому себе).

Данные действия обладают рядом особенностей: 1) они показывают, что диалектичное мышление не замкнуто внутри себя — оно постоянно обращается к практическому опыту, к конкретному содержанию, отраженному в представлениях и понятиях; 2) они несут элемент продуктивности, связанный с диалектическими преобразованиями исходной ситуации; 3) обеспечивают целостное представление об объекте.

Н.Е. Вераксой и его последователями было доказано экспериментально и на примере анализа литературного (народного), изобразительного (дошкольного и мирового) и научного творчества, что механизм диалектического мышления, являясь родовым, универсальным, входит в состав психологических механизмов творчества.

Особенности диалектического мышления дошкольников (в рамках структурно-диалектического подхода, разработанного Н.Е. Вераксой) заключаются в следующем.

Во-первых, отсутствие чувствительности к противоречию (синкретизм детского мышления, по Ж. Пиаже) является сущностным свойством детской психики. Оно лежит в основе ведущей деятельности ребенка — игры, структура которой состоит в одновременном удержании свойств реального и нереального мира. Ребенок не видит противоречия и от того не мучается. При этом он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой.

Во-вторых, Н.Е. Веракса предложил новое понимание ценности данной способности. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, оно позволяет человеку соотносить себя и мир, сохранять психическое здоровье и развиваться. Задача психолога меняется на противоположную: необходимо не помогать ребенку прожить и, в конце концов, преодолеть детство, а стараться помочь всячески сохранить ту способность, которая уничтожается с годами.

Диалектичность обеспечивает соединение, казалось бы, несоединимого, дает возможность конкретнее рассмотреть проблему. Диалектически мыслящий профессионал может понимать диалектику производственного процесса; анализировать сущность возникающих в ходе этого процесса противоречий; четко сформулировать возникающее противоречие и находить оптимальный способ его разрешения.

Методы и формы работы по развитию диалектического мышления в детском саду:

  1. Сказки (хорошие и плохие качества героев, «Дом для тех, у кого нет друзей» -Чебурашка, «Кошка, которая гуляет сама по себе»);
  2. Опыты. Агрегатное изменение воды, надувание резинового шарика;
  3. Метод диалектических историй;
  4. Игры: «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Помоги Золушке», «Наоборот».
  5. Игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма, состоящего из трёх шагов:                                                                                          Что хотим? Что нам мешает? Что мы имеем?                                Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
  6. ТРИЗ и АРИЗ. (игры «Плохо -хорошо», «Да -нет -ка», «Черное -белое», «Помоги Золушке»).

Подводя итоги, можно сказать, что в рамках развития диалектического мышления воплощение «принципа участия ребёнка» связано с тем, что ребёнок может осознать себя как субъект решения разного рода задач, а взрослый целенаправленно формирует у детей когнитивные инструменты, необходимые для осмысления процессов развития, и, в частности своей жизни: прогнозирования, планирования, рефлексии.

 

Когнитивные способности -высшие функции мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. Это мышление, речь, пространственная ориентация, способность к обучению, способность рассуждать, фантазия.

Синкретизм — это объединение различных верований, смешение практик различных школ мысли. Синкретизм предполагает слияние или ассимиляцию нескольких изначально дискретных традиций, особенно в теологии и мифологии религии, утверждая таким образом основополагающее единство и допуская инклюзивный подход к другим религиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dialekticheskoe_myshlenie_2023.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалектического мышления. Превращения.

(новые образовательные технологии)

Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боёв она врывалась в стих,

Когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них.

Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. В наше время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания природы, включая общество и мышление. Многих пугает сам термин - "диалектика". С этим термином связывают что-то сложное, доступное только избранным и уж, конечно, совершенно ненужное и недоступное детям. Опыт показал, что основные законы диалектики дети даже дошкольного возраста осваивают с легкостью, потому что диалектика -это сама жизнь.

Мир, окружающий нас, - живет и развивается по законам диалектики.

Она строится на следующих утверждениях: -все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны; -ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим; -при определённых условиях количество переходит в качество; -всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

Законы диалектики сформулированы немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно. 1. Закон единства и борьбы противоположностей -всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло). 2. Закон перехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания. Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Диалектичность мышления — умение фиксировать противоречия, отслеживать динамику их развития и правильно их разрешать. От степени сформированности диалектического мышления зависит развитие творческих способностей, активности, самостоятельности, т.е. в конечном счете — развитие личности профессионала. Каждый предмет и явление обязательно несет в себе положительные и отрицательные проявления.

Мы, взрослые, довольно часто стараемся, щадя, как нам кажется, самолюбие, психику, ребенка, увести его от противоречий. Это грубейшая ошибка. Ведь противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними “работать” - важнейшая составляющая творческого мышления. Важно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений – значит сделать шаг к решению конкретной проблемы. Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте (дошкольном) в интересной и доступной форме.

Умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Проблематика изучения диалектического мышления детей дошкольного возраста складывалась на протяжении XX–XXI вв. Ей занимались ведущие детские психологи: Ж.Пиаже, Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, Н.Е.Веракса.

Н.Е. Веракса — автор концепции диалектического мышления — описал его структуру и особенности функционирования, создав тем самым теоретическую основу данной концепции. Согласно концепции Николая Вераксы, диалектическое мышление — это система специальных диалектических мыслительных действий, позволяющих оперировать противоположными отношениями, являющимися интеллектуальными механизмами творчества. В качестве средств диалектического мышления могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект способен передавать отношения противоположности. Единство диалектических мыслительных операций, действий и средств представляет собой механизм диалектического мышления.(творческим мышление).

Главная отличительная черта «диалектического ума» состоит, по мнению Э.В. Ильенкова, в способности «самостоятельно видеть и осмысливать самую вещь... в ее собственных... противоречиях, противоположностях и контрастах», «именно диалектика есть действительная логика, в согласии с которой совершается прогресс современного мышления». Н.Е.Веракса считает, что в основе диалектического мышления лежит диалектическая логика, допускающая единство противоположностей.

Диалектичное мышление в рамках структурно-диалектического подхода — это способность к преобразованию, способность оперировать противоположностями, находить выход из противоречия, выстраивать такие ситуации, в которых одновременно удовлетворяются взаимоисключающие потребности, а не воплощается одна за счет другой. Противоположности — единицы диалектичного мышления.

Диалектичное мышление — система диалектических мыслительных действий, которые объединяются в единую, целостную структуру, с помощью которой можно выстроить понимание целого, развивающегося объекта. В состав механизма диалектичного мышления входит ряд диалектических действий: объединение (направлено на установление в анализируемой целостности отношений противоположности); опосредствование (направлено на поиск таких целостностей (объектов, понятий, условий, явлений и т.п.), которые характеризуются наличием заранее определенных противоположностей); обращение (направлено на обратный анализ объектов, т.е. такой, в ходе которого начало и конец как бы меняются местами) и превращение (рассмотрении объекта как противоположного самому себе).

Данные действия обладают рядом особенностей: 1) они показывают, что диалектичное мышление не замкнуто внутри себя — оно постоянно обращается к практическому опыту, к конкретному содержанию, отраженному в представлениях и понятиях; 2) они несут элемент продуктивности, связанный с диалектическими преобразованиями исходной ситуации; 3) обеспечивают целостное представление об объекте.

Н.Е. Вераксой и его последователями было доказано экспериментально и на примере анализа литературного (народного), изобразительного (дошкольного и мирового) и научного творчества, что механизм диалектического мышления, являясь родовым, универсальным, входит в состав психологических механизмов творчества.

Особенности диалектического мышления дошкольников (в рамках структурно-диалектического подхода, разработанного Н.Е. Вераксой) заключаются в следующем.

Во-первых, отсутствие чувствительности к противоречию (синкретизм детского мышления, по Ж. Пиаже) является сущностным свойством детской психики. Оно лежит в основе ведущей деятельности ребенка — игры, структура которой состоит в одновременном удержании свойств реального и нереального мира. Ребенок не видит противоречия и от того не мучается. При этом он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой.

Во-вторых, Н.Е. Веракса предложил новое понимание ценности данной способности. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, оно позволяет человеку соотносить себя и мир, сохранять психическое здоровье и развиваться. Задача психолога меняется на противоположную: необходимо не помогать ребенку прожить и, в конце концов, преодолеть детство, а стараться помочь всячески сохранить ту способность, которая уничтожается с годами.

Диалектичность обеспечивает соединение, казалось бы, несоединимого, дает возможность конкретнее рассмотреть проблему. Диалектически мыслящий профессионал может понимать диалектику производственного процесса; анализировать сущность возникающих в ходе этого процесса противоречий; четко сформулировать возникающее противоречие и находить оптимальный способ его разрешения.

Методы и формы работы по развитию диалектического мышления в детском саду:

  1. Сказки (хорошие и плохие качества героев, «Дом для тех, у кого нет друзей» -Чебурашка, «Кошка, которая гуляет сама по себе»);
  2. Опыты. Агрегатное изменение воды, надувание резинового шарика;
  3. Метод диалектических историй;
  4. Игры: «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Помоги Золушке», «Наоборот».
  5. Игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма, состоящего из трёх шагов: Что хотим? Что нам мешает? Что мы имеем? Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
  6. ТРИЗ и АРИЗ. (игры «Плохо -хорошо», «Да -нет -ка», «Черное -белое», «Помоги Золушке»).

Подводя итоги, можно сказать, что в рамках развития диалектического мышления воплощение «принципа участия ребёнка» связано с тем, что ребёнок может осознать себя как субъект решения разного рода задач, а взрослый целенаправленно формирует у детей когнитивные инструменты, необходимые для осмысления процессов развития, и, в частности своей жизни: прогнозирования, планирования, рефлексии.

Когнитивные способности -высшие функции мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. Это мышление, речь, пространственная ориентация, способность к обучению, способность рассуждать, фантазия.

Синкретизм — это объединение различных верований, смешение практик различных школ мысли. Синкретизм предполагает слияние или ассимиляцию нескольких изначально дискретных традиций, особенно в теологии и мифологии религии, утверждая таким образом основополагающее единство и допуская инклюзивный подход к другим религиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии

Система работы  по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет  с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....

Конспект НОД с использованием ЭОР (новых образовательных технологий) по развитию речи в средней группе "В гости к сороке"

Занятие для второй младшей дошкольной группы, с использованием элементов фольклора. На занятии используются различные методы и формы работы, которые позволяют всесторонне развивать дошкольников....

"Использование алгоритмов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию диалектического мышления и связной речи»

Методическая разработка, обеспечивающая реализацию ФГОС дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области речевое развитие...

«Использование алгоритмов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию диалектического мышления и связной речи»

Методическая разработка, обеспечивающая реализацию ФГОС дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области речевое развитие...

Использование наглядной схемы для развития диалектического мышления у дошкольников

Данная статья носит обобщающий характер опыта работы специалиста дошкольного образования при использовании наглядной схемы для развития диалектического мышления у дошкольников. Приводятся примеры диаг...