"Приобщение детей к истоками русской народной культуры"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Перспективное планирование по приобщению детей к истоками русской народной культуры в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_gruppa.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план для детей подготовительной группы:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и труду людей;
- Развивать музыкальные способности, коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;
- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.
Сентябрь
Тема занятия:
- «Осень-сноп последний косим».
Задачи: Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение пословиц, заклички «Восенушка - осень». Активизировать познавательный интерес детей.
- «Русский платок»
Задачи: Познакомить детей с деталью женской одежды-платком. Дать представление об истории возникновения платка. Учить детей использовать платок как современный аксессуар одежды.
- «Хлеб всему голова»
Задачи: Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами (по иллюстрациям), и их использование. Обогащать словарный запас детей.
- «В гости к нам пришла матрешка»
Задачи: Рассказ о матрешке, об истории создания этой игрушки, способах ее изготовления. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Октябрь
Тема занятия:
- « Золотая хохлома»
Задачи: Рассказ о традициях хохломской росписи (завиток, травка, кудрина). Активизировать познавательный интерес детей к декоративно- прикладному искусству своего народа.
- «Октябрь грязник-ни колеса, ни полоза не любит»
Задачи: Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Дать начальные знания о празднике.
- «Народная игрушка»
Задачи: Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства.
- «Посиделки»
Задачи: Познакомить детей с русскими «посиделками», с народной вышивкой (традицией труда рукодельниц) на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота».
Ноябрь
Тема занятия:
- «Русский национальный костюм».
Задачи: Познакомить детей с элементами русского народного костюма (кокошник, сарафан, фартук, рубаха) предметами быта. Разучивание хоровода «На горе- то калина», дать знания о хороводе.
- «Осенины».
Задачи: Праздник народных игр и хороводов, расширять кругозор детей. Закрепить знания детей потешками, закличками об осени. Народная игра «Карусель».
- «Тряпичная кукла».
Задачи: Познакомить детей с тряпичной куклой, способами ее изготовления. Побуждать детей к инсценированию потешек с использованием игровой куклы.
- «Маша и медведь»
Задачи: Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Учить детей передавать содержание сказки. Исполнение русских народных песен, частушек.
Декабрь
Тема занятия:
- «Зима-не лето, - в шубу одето».
Задачи: Беседа о характерных особенностях зимы, закрепить знания детей. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок». Вырабатывать певческое дыхание.
- «Пришел мороз - береги ухо и нос».
Задачи: Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок». Учить детей передавать содержание сказки.
- «Снегурочка-внучка Деда Мороза».
Задачи: Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи). Закрепить знания русских народных сказок, эмоционально передавая их содержание.
- «Ай, да валенки».
Задачи: Познакомить детей с зимней обувью (валенками) их предназначение, обогащать словарный запас детей.
Январь
Тема занятия:
- «Пришла Коляда накануне Рождества».
Задачи: Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение колядок. Формировать знания детей о традициях и обычаях русского народа. Развивать выразительность речи при рассказывании колядок.
- «Гжель прекрасная».
Задачи: Знакомство с гжельским художественным промыслом, самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладному искусству.
- «Живет в народе песня»
Задачи: Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько». Учить передавать веселый характер песни.
- «Русская гармонь»
Задачи: Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - гармошкой. Послушать звучание гармошки.
Февраль
Тема занятия:
- «Русская балалайка»
Задачи: Познакомить детей с русским народным музыкальном инструментом –балалайкой. Послушать звучание балалайки, развивать мелкую моторику. Музыкально дидактическая игра «На чем играю?»
- «Знакомство с русским народным танцем»
Задачи: Познакомить детей с историей русских народных танцев. Учить выполнять танцевальные движения одновременно, ритмично.
- «Дудочка»
Задачи: Знакомство с русским народным музыкальным инструментом-дудочкой. Рассказывание сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Проведение русской народной игры «Пастух и стадо». Активизировать познавательный интерес детей.
- «Масленица»
Задачи: Рассказ детям о Масленице. Пение песен , частушек. Разучивание песни «Блины». Воспитывать уважение к русскому народу, традициям.
Март
Тема занятия:
- «Сердце матери лучше солнца греет»
Задачи: Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. Воспитывать у детей заботливое отношение к матери.
- «Грач на горе-весна на дворе»
Задачи: Беседа о русских обычаях встречи весны-встрече птиц. Пение закличек о весне. Закрепить в играх, хороводах знакомые танцевальные движения.
- «Дело мастера боится»
Задачи: Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.
- «На героя и слава бежит»
Задачи: Рассказ о русских богатырях. Закрепить знания детей о легендах, обогащать словарный запас детей.
Апрель
Тема занятия:
- «Шутку шутить - людей насмешить».
Задачи: Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Чтение сказки «Путаница». Учить детей передавать содержание сказки.
- «Пасха»
Задачи: Дать представления о празднике «Вербное воскресенье и Пасха». Разучить пасхальные игры, развивать игровые взаимодействия детей.
- «Дымковская роспись»
Задачи: Познакомить детей с дымковской росписью. Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладному искусству.
- «Апрель - ленивого не любит, проворного голубит».
Задачи: Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. Развивать самостоятельность, инициативу.
Май
Тема занятия:
- «Литературная викторина»
Задачи: Литературная викторина. Игра-драматизация. Учить детей исполнять простейшие роли.
- «Край родной навек любимый»
Задачи: Русские народные подвижные игры на открытом воздухе. Воспитание характера воли, нравственных чувств, физического развития.
- «Весна красна цветами»
Задачи: Повторение закличек, песенок, пословиц о весне, отгадывание загадок. Чтение сказки «Под кустом», закрепить знания русских народных сказок, эмоционально передавать их содержание.
- «Прощание с избой»
Задачи: Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...