"Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Перспективное планирование по приобщению детей к истоками русской народной культуры в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы для детей старшей группы:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Упражнять детей в умении применять полученные знания в повседневной жизни;
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа, труду людей;
- Развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности детей.
Сентябрь
Тема занятия:
- «Что летом родится, зимой пригодится».
Задачи: Беседа о лете. Заучивание пословиц, примет песенок о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. Обогащать знания детей о природе. Воспитание у детей любви к природе.
- «Гуляй, да присматривайся».
Задачи: Закрепить признаки первого осеннего месяца, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Обогащать словарь детей, расширять знания детей.
- «Вершки да корешки».
Задачи: Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки и корешки». Углублять интерес к литературе, народному фольклору.
- «Хлеб - всему голова»
Задачи: Беседа с детьми: «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда - плугом, бороной (по иллюстрациям). Пословицы и поговорки о хлебе. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Октябрь
Тема занятия:
- «Октябрь пахнет капустой»
Задачи: Беседа о характерных для октября природных явлениях, о празднике Покров. Закрепить знания детей, воспитывать уважение к русскому народу.
- «Зайчишка-трусишка»
Задачи: Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка». Углублять интерес к литературе, развивать речь детей.
- «У страха глаза велики»
Задачи: Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики», расширять представления детей об окружающем.
- «Русские потешки»
Задачи: Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «Горелки», «Золотые ворота». Отгадывание загадок. Развивать память, мышление.
Ноябрь
Тема занятия:
- «Друг за дружку держаться - ничего не бояться»
Задачи: Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. Воспитывать заботливое отношение друг к другу.
- «Знаешь ли ты сказки»
Задачи: Литературная викторина по прочитанным сказкам. Выявить знания детей, развивать связную речь.
- «Гончарные мастеровые»
Задачи: Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладному искусству.
- «Дикие животные»
Задачи: Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки –потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них, развивать мышление.
Декабрь
Тема занятия:
- «Здравствуй, зимушка-зима!»
Задачи: Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц и поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз», развивать речь детей.
- «Зимние забавы»
Задачи: Посиделки с народными играми - забавами. Разучивание слов к русским народным играм. Развивать самостоятельность, инициативу.
- «Проказы старухи зимы»
Задачи: Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Углублять интерес детей к литературе, народному фольклору.
- «С новым годом, со все родом!»
Задачи: Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
Январь
Тема занятия:
- «Пришла коляда - отворяй ворота»
Задачи: Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок, рождественских стихотворений. Воспитывать любовь и уважение к русским традициям.
- «Гуляй, да присматривайся»
Задачи: Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко», обогащать словарь детей.
- «Хороший город Городец»
Задачи: Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- «Городецкая роспись»
Задачи: Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.
Февраль
Тема занятий:
- «Гуляй, да присматривайся»
Задачи: Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза», расширять знания детей об окружающем.
- «Сказка для Кузи»
Задачи: Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки». Развивать самостоятельность, инициативу.
- «Письмо Нафане».
Задачи: Составление детьми письма Нафане - другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. Приобщение детей к русской народной культуре.
- «Ой ты, Масленица!»
Задачи: Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. Приобщать детей к истокам русской народной культуре.
Март
Тема занятия:
- «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Задачи: Беседа о маме. Изготовление поделки для мамы в подарок. Воспитывать любовь и уважение к родительскому дому.
- «Песня-душа народа»
Задачи: Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихотворений. Хоровод «Во поле береза стояла». Развивать творческие способности детей.
- «Лирическая песня»
Задачи: Рассказ о том, что такое лирическая песня. Исполнение песен, танцев, развивать творческие способности детей.
- «Хороводная песня»
Задачи: Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода «Мак- маковочек». Развивать интерес к фольклорным музыкальным произведениям.
Апрель
Тема занятия:
- «Плясовая песня»
Задачи: Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок. Развивать творческие способности детей, учить передавать веселый характер песни, вырабатывать певческое дыхание.
- «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»
Задачи: Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек.
- «Весна, весна, поди сюда!»
Задачи: Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего они нужны весне». Развивать память, речь детей.
- «Небылица в лицах, небывальщина»
Задачи: Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. Развивать логическое мышление, чувство юмора.
Май
Тема занятия:
- «Весна красна цветами»
Задачи: Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Развивать память, речь детей.
- «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»
Задачи: Рассказ о воинах-защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».
- «А за ним такая гладь-ни морщинки не видать»
Задачи: Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. Знакомство с окружающим.
- «Прощание с избой»
Задачи: Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. Развивать речь детей, обогащать словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...