ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СЧАСТЛИВАЯ ПАЛИТРА»
рабочая программа
Парциальная программа «Счастливая палитра» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1moy_proekt.docx | 208.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СЧАСТЛИВАЯ ПАЛИТРА»
«Детский сад №180»
ОРЕНБУРГ, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
- Направленность парциальной программы……………………………………….3
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы…………………………………………………………………………….3
- Цель и задачи парциальной программы………………………………………….4
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………………….6
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы…………………………………………………………………………….6
- Сроки реализации парциальной программы……………………………………6
- Формы и режим занятий………………………………………… …………………6
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…………………………………………………………………….7
- Формы подведения итогов реализации парциальной программы……………………………………………………………………………..8
II. Планирование образовательных отношений……………………………………….9
- Тематическое планирование образовательной деятельности…………………………………………………………………………9
- Перспективный план взаимодействия с социумом…………………………..11
- Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников ………………………………………………………………………………………..13
III. Содержание парциальной программы ……………………………….................14
IV. Система наблюдения за деятельностью детей…………….…………................17
- Ресурсное обеспечение……………………………………………………………..21
- Нормативно-правовой ресурс………………………………………...............22
- Кадровый ресурс………………………………………………………………....22
- Научно-методический ресурс…………………………………………………..22
- Материально-технический ресурс…………………………………................23
- Список используемой литературы………………………………………………24
- Приложения……………………………………………………...........................25
- Приложение 1……………………………………………………………………..25
- Приложение 2……………………………………………………………………..28
- Приложение 3…………………………………………………………................30
1.Пояснительная записка
Направленность Программы
Парциальная программа «Счастливая палитра» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами рисования.
Новизна программы.
Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений. С этой целью была созданапрограмма по различным видам художественно-эстетической деятельности"Счачтливая палитра" (образовательная область «Художественное творчество»).Это и отличает парциальную программу от традиционной программы Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта. Эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Составляющий этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков развития способностей к художественному творчеству.
В дошкольной педагогике учеными Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сокулиной и др. разработана теория эстетического воспитания. Особое место авторы уделяли развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, искусстве, понимать прекрасное; воспитанию художественного вкуса, потребности в развитии прекрасного.
Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных видов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании, пластилинографии и аппликации стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Цель: развитие художественно-творческой деятельности старших дошкольников в процессе работы нетрадиционной техникой рисования и пластилинографии.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии репродукций картин известных художников, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание на выразительные средства.
Развивать творческие способности детей.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Обучать техническим приемом и способам изображения с использованием различных изобразительных материалов.
Знакомить с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
Все занятия в программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения различными видами рисования. Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Программа составлена с учетом реализации принципа интеграции по разделам программы.
«Театрализованная деятельность»
Рисование по впечатлениям просмотренных сказок; рисование пригласительных билетов.
«Физическая культура»
Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
Ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредствам игровых упражнений;
Отрабатывать глазоручную координацию, концентрацию внимания и усидчивость, подготовку руки к письму.
Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.
«Музыкальное воспитание»
Музыкатерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой.
«Развитие речи»
Использование в работе художественного слова: развитие монологической речи при описании репродукцией картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
«Ознакомление с окружающим»
Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, бесед по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа реализуется в течение 2 лет.
Формы и режим занятий
Непосредственно образовательная деятельность детей по данной Программе реализуется 1 раз в неделю после обеда продолжительностью 20-25 минут в форме кружкового занятия. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы. На занятиях использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. В своей работе использую игры на развитие творческой активности:«Волшебная капля», игровое упражнение «Простые рисунки", дидактические игры «Создай картину», «Угадай картину» и т.д.
1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.
2. Непосредственная образовательная деятельность: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.
3. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».
- Принципы и подходы к формированию Программы
В основу Программы заложены следующие основные принципы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей;
10) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
11) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
12) уважение личности ребенка;
13) реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В Программе учитываются следующие подходы:
- личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
- деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.
Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого.
Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и интересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения; создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.
3) социокультурный подход - образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.
В данной связи социокультурный подход предполагает организацию такого образовательного процесса в ДОУ и создание там такой образовательной среды, чтобы:
- формирование личности ребенка протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека;
- определение содержания дошкольного образования осуществлялось на уровне содержания современной мировой культуры;
- организация взаимодействия ребенка с миром Культуры осуществлялась на всех уровнях (микро-, мезо-, макро), а также в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).
Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание такого образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Интеллектуальные -проявляет устойчивый интерес к нетрадиционной технике рисования;
-способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение) …..;
-способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности .
Физические -способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
-демонстрирует понимание эстетической ценности образцов народного творчества (описывает средства выразительности …), проявляет эстетическое чувство в процессе…;
-способен довести работу до конца.
Личностные -способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
-способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные) ;
-художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба) ;дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам) ;
-составление альбома лучших работ.
-наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение Карты наблюдения.
2.Планирование образовательных отношений
2.1.Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности
№
Тема
Время, минуты
Целевые ориентиры
Методические пособия
«Дом в котором я живу»
20-25мин.
1. Обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека;
2. Развивать речь, умения сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира;
3. Расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятие о родственных отношениях в семье помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим; любовь к своей Родине.
Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества.
1.2
« Клоун»
20-25мин.
творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сюжета и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух.. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
1.3
«Натюрморт из фруктов»
20-25мин.
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может
контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие.
Модуль 2. «Осень в парке и в лесу. Деревья осенью»
2.1«Осенний букет»
20-25мин.
ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения
Харрисон Х. Энциклопедия аквар
ельных техник.
2.2
«Грибы в корзинке»
20-25мин.
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.
2.3
«Овощи на подносе»
20-25мин.
ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству.
Модуль 3. «Зима, зимние месяцы»
3.1
«Морозный узор»
20-25мин.
ребенок использует устную речь как средство исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними
Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества.
3.2
«Снеговик»
20-25мин.
ребенок готов к восприятию художественных образов в соответствии с возрастными особенностями, владеет элементарными навыками рисования.
Харрисон Х. Энциклопедия аквар
ельных техник.
3.3
«Елочка нарядная»
20-25мин.
для ребенка характерно устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру
Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества.
Выставка детского творчества
20-25мин.
ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться правилам – стремится соблюдать правила рисования.
2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников по нетрадиционному рисованию в средней группе.
№ | Тема | Программное содержание. |
Консультация: «Рисование ватной палочкой» | ||
Сентябрь-октябрь 1. 2. 3. 4. | Осенний вечер. Украшение блузки. Ветка сирени.
|
|
Беседа: «Рисование ладошкой» | ||
Ноябрь- декабрь 5. 6. 7. |
Деревья. Рыбка. Осьминог. |
|
Совместная работа: «Тампонирование» | ||
Январь-февраль 8. 9. 10. | Ёлки в лесу. Цветы на поляне. Кораблики. |
|
Анкетирование: «Печатание подручными материалами» | ||
Март-апрель 11. 12. 13. 14. | Домик (кубики). Узор (печатка). Украсим салфетку. Украсим тарелку. | Выяснить использование знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции. |
Показ открытых занятий «Рисование методом тычка» | ||
15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. |
Астры в вазе. Подсолнух. На выставке кошек. Поможем зайцу найти друзей. Гусь. Грачи прилетели. Расцвели одуванчики. Пушистые зверята. Цыплята. |
Продолжать знакомство с рисованием методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому. |
Мастер-классы: «Кляксография» | ||
Июль-август 24. 25. | Чудесные превращения кляксы. | Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение. |
2.3.Перспективный план взаимодействия с социумом.
Октябрь
День открытых дверей :«Осенний лес»
Цель: познакомить с техникой примакивания.
Ноябрь
Выставка поделок: «Веселая ферма»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования.
Декабрь
Выставка рисунков:«Зимние забавы»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования.
Январь
Развлечение: «День рождение паровозика»
Цель: закрепить рисование при помощи ватных палочек.
Февраль
Праздник:«День защитника Отечества»
Цель: познакомить с техникой - печать шаблона
Март
Праздник:«Мамин праздник»
Цель: закрепить технику печатания ладошками.
Апрель
Прогулка в парк «Весна красна»
Цель: закрепить технику рисования мелкими мазками
Май
Экскурсия в библиотеку:«День Победы»
Цель :закрепить технику - печать растениям
3. Содержание парциальной программы
Модуль 1. «Детский сад, дом, семья »
Тема 1. 1. «Дом в котором я живу»
Рисование акварелью по туши. Знакомство с работой тушью, упражнять в работе с акварелью.
Дидактическая игра: «Какая! Какое! Какой!»
Материалы и оборудование: Бумага, тушь, акварель, кисточки тонкая для туши и средняя для акварели.
Вид деятельности: продуктивный.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье.
Продукт: рисунок «Мой дом»
Иллюстративный ряд: «Дома на улице»
Тема 1.2.« Клоун»
Рисование цветным клейстером. Знакомство с разными техниками и материалами, изображении человека.
Дидактическая игра:«Угадай, какого цвета одежда»
Материалы и оборудование: Бумага, простой карандаш, баночки с цвет. Клейстером, гуашь.
Зрительный ряд: игрушка Клоун.
Вид деятельности: продуктивная
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация.
Продукт: рисунок «Клоун»
Тема 1.3.«Натюрморт из фруктов»
Восковые мелки и акварель. Изображение фруктов, совершенств. Работы с восковыми мелками и акварель.
Дидактическая игра: «Разложи фрукты по цвету",
Материалы и оборудование: Бумага, восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки.
Зрительный ряд: макеты фруктов и овощей.
Вид деятельности: продуктивная
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье.
Продукт: рисунок «Фрукты»
Модуль 2.«Осень в парке и в лесу. Деревья осенью»
Тема 2.1.«Осенний букет»
Рисование с помощью растительных элементов.
Печать растительными элементами.
Дидактическая игра: «Собери узор»
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах из листьев .Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.
Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, широкая кисть, живые листья
Зрительный ряд: цветы.
Вид деятельности: продуктивная
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Продукт: рисунок «Осенний букет»
Тема 2.2.«Грибы в корзинке»
Рисунки из ладошки. Рассказ о грибах, рисование грибов ладошкой.
Дидактическая игра: «Съедобное- несъедобное»
Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, кисти, картинки грибов.
Зрительный ряд: иллюстрации» Грибы»
Вид деятельности: продуктивная
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация
Продукт: рисунок «Грибы»
Тема 2.3.«Овощи на подносе»
Рисование акварелью по туши. Беседа о форме предметов, знакомство с работой тушью, работа с акварелью.
Дидактическая игра: «Чего не стало»
Материалы и оборудование: Бумага, тушь, кисточки, акварель, салфетки, емкость с водой.
Зрительный ряд: иллюстрации «Овощи»
Вид деятельности: продуктивная
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация
Продукт: рисунок «Овощи»
Модуль 3.«Зима, зимние месяцы»
Тема 3.1.«Морозный узор»
Фотокопия – рисование свечой. Интерес к зимним явлениям природы
Помощь детям освоить метод.
Дидактическая игра: «На что это похоже»
Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Материалы и оборудование: Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года»
Вид деятельности: продуктивный.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Продукт: рисунок «Зима»
Тема 3.2.«Снеговик»
Рисование манкой. Интерес рисования, расположение изображения на листе, работа с манкой, мелкая моторика рук.
Материалы и оборудование: Манка, листы цветного картона, клеенка, клей, кисточки, гуашь, салфетка, простой карандаш.
Художественный ряд: картина «Зимние забавы»
Вид деятельности: продуктивный.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Продукт: рисунок «Снеговик»
Тема 3.3.«Елочка нарядная»
Оттиск поролоном, рисование пальчиками. Эстетическое восприятие природы, рисование кусочками поролона, рисование пальчиками; нанесение рисунка равномерно по всей поверхности листа, цветовосприятие.
Материалы и оборудование: Нарядная елочка, тонированные светлой краской листы бумаги, гуашь, кусочки поролона, салфетка.
Музыкальный ряд: песня «В лесу родилась елочка»
Вид деятельности: продуктивный.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Продукт: рисунок «Елочка»
4. Система наблюдений за деятельностью детей
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | Ребенок овладевает основными видами рисования, проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | В- Ребенок достаточно хорошо овладевает различными видами рисования, проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. С- Ребенок частично овладевает различными видами рисования, частично проявляет инициативу и самостоятельность, редко способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Н-Ребенок не овладевает различными видами рисования, проявляет инициативу и проявляет самостоятельность, не способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | |||
2 | Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | В-Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. С- Ребенок частично обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, частично обладает чувством собственного достоинства, не совсем активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, редко участвует в совместных играх. Н- Ребенок не обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, не обладает чувством собственного достоинства, не активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, не участвует в совместных играх. | |||
3 | Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехом других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. | В- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехом других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. С- Не всегда способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехом других, не всегда адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, не всегда старается разрешить конфликты. Н- Не способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехом других, не адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, не старается разрешить конфликты. | |||
4 | Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. | В- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. С- Ребенок частично обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Н- Ребенок не обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. | |||
5 | Ребенок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. | В-Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. С- Ребенок не совсем хорошо владеет устной речью, не всегда может выражать свои мысли и желания. Н- Ребенок не владеет устной речью, не может выражать свои мысли и желания. | |||
6 | У ребенка развита крупная и мелкая моторика. | В-У ребенка развита крупная и мелкая моторика. С- У ребенка плохо развита крупная и мелкая моторика. Н- У ребенка не развита крупная и мелкая моторика. | |||
7 | Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам. | В-Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам. С- Ребенок редко способен к волевым усилиям, редко может следовать социальным нормам поведения и правилам. Н- Ребенок не способен к волевым усилиям, не может следовать социальным нормам поведения и правилам. | |||
8 | Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения | В-Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. С- Ребенок мало проявляет любознательности, мало задает вопросы сверстникам и взрослым. Редко склонен наблюдать, экспериментировать. Иногда способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Н- Ребенок не проявляет любознательность, не задает вопросы сверстникам и взрослым. Не склонен наблюдать, экспериментировать. Не способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения |
Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования.
Уровни развития | Качественные характеристики |
Высокий уровень | По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует различные виды рисования Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа. |
Средний уровень | Различные виды рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога. |
Низкий уровень | Различные виды рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с материалами для создания художественного образа. |
№ | Ф.И. ребенка | Увлеченность темой и техникой | Способность создавать художественный образ | Средства выразительности | Способность рационально применять техники | Владение техникой изображения | Проявление самостоятельности | Желание экспериментировать |
№ | Фамилия, имя ребенка | Начало года | Конец года |
1 | |||
2 | |||
3 …. |
Вывод:
5. Ресурсное обеспечение программы
1.Нормативно-правовой ресурс
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 (редакция Федеральных законов от 13.01.96 г. № 12 – ФЗ от 16.11.97 № 144 ФЗ)
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07. 2010 г. № 91);
- Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № 1155
- Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г № 03-248;
2.Кадровый ресурс
Заведующая ДОУ -способствует созданию изостудии в группе.
Воспитатели- совместно организуют образовательную деятельность с детьми. Оформляют уголок по изодеятельности, оснащают необходимыми материалами.
Музыкальный руководитель -подбирает музыку по теме НОД.
Психолог- наблюдает, диагностирует детей.
3.Научно-методический ресурс
- Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
- Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
- Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
- Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- «От рождения до школы».Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика- Синтез, 2010г.
- Чалеэова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.
4.Материально-технический ресурс
Предметно - развивающая среда
В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.
Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в групповой комнате. Данная стена оформляется работами детей в рамочках.
Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.
Важным для детей старшего дошкольного возраста является фонд различных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.
Рядом с уголком изобразительной деятельности располагается мини-музей «Русская изба», который воспитывает у детей ценностное отношение к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства; развивает художественное восприятие, словарь ребенка;
Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.
6. Список использованной литературы
1.Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
3.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.
5.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
6.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
7.Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
8.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
9.Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
10.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
11.Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
12.Чалеэова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.
Интернет-ресурсы:
Орлова Л. Г.Программа по художественному развитию «В гостях у кляксы ваксы» нетрадиционные техники рисования.[Электронный ресурс] // Орлова Л. Г. Персональный сайт –Maaam.ru; 27.12. 2012 г.-http://www.maaam.ru/maps/news/6356.html
7.Приложения
Приложение 1
НОД по нетрадиционному рисованию манной крупой
в старшей группе на тему: «Снеговик»
Образовательные области: «Художественное творчество», «Познание».
Возраст детей –старшая группа
Программные задачи.
• Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе, учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику.
• Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования крупой манки.
• Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику.
• Закреплять умение проводить округлые формы пальцем руки.
• Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы.
Предварительная работа:
Наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок пойманных на варежку, лепка снеговика на прогулке, чтение стихотворения А. Л. Барто «Не одна», отгадывание загадок.
Материалы:
Синий тонированный лист бумаги (или синий цветной картон) (1/2) с силуэтом снеговика, клей, кисточки для клея, манная крупа, салфетки для вытирания рук.
Ход занятия:
Дети входят в группу. На полу имитация сугроба снега, вокруг него вырезанные снежинки.
- Ребята, посмотрите, что это такое?
Беседа о зиме: какая она? Как вы думаете, что это? Это сугроб снега и снежинки. «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо, падает, ложится. »
- Как кружатся снежинки? Какие они? Давайте мы покружимся как снежинки. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети кружатся и опускаются на ковёр.
- Вот сколько снегу выпало! Какой большой сугроб вырос! Посмотрите, а сугробы у нас не простые, а волшебные, каждый из них на что-то похож.
Игра «На что похож сугроб?
Детям предлагается несколько силуэтов, сделанных из ваты. Воспитатель просит угадать, используя в качестве подсказки загадки:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке -летом. (заяц)
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет
Что такое? (самолёт)
Дети рассматривают силуэты.
Сюрпризный момент: голос из-за сугроба: «Здравствуйте, а про меня забыли? »
- Кто это прячется за сугробом?
Снеговик: отгадайте, загадку тогда покажусь.
Меня не растили - из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза -угольник, холодный, большой…
Кто я такой? (снеговик)
Появляется снеговик из-за сугроба.
Рассматривание снеговика. На что похоже его туловище? Какой оно формы?
Давайте попробуем нарисовать пальцем круг в воздухе.
- Что-то наш снеговик загрустил, что у него случилось?
Снеговик: Вам весело, вот вас сколько много, а я один, без друзей мне скучно.
Ребята, давайте нарисуем снеговику друзей.
Воспитатель приглашает детей в творческую мастерскую, показывает способ изображения пальцем круглых форм снеговика по контурам.
После того как дети нарисуют снеговика, предлагает взять кисточки для клея и нанести клей на поверхность снеговика. Затем дети берут щепоткой крупу манки и посыпают поверхность снеговика. Лишнюю манку аккуратно ссыпают на поднос. Воспитатель предлагает подойти к снеговику и показать ему друзей. Дети ставят снеговиков рядом с сугробом, рассматривают их, говорят, где получился «весёлый», а где не очень.
Приложение 2
Консультация для родителей: «Рисование ватными палочками»
Прежде чем предлагать рисование ватными палочками ребенку постарше, стоит рассказать ему об особой технике рисования точками, которая называется пуантилизм. Эту технику придумали неоимпрессионисты в конце XIX века.
Суть техники пуантилизма достаточна проста: рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой, не создается переходов от одного цвета к другому. Это происходит лишь оптически, при рассматривании рисунка на расстоянии. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Так в технике пуантилизма создаются переходы от темного к светлому.
Кстати, рисовать не обязательно именно ватной палочкой и гуашью. Можно попробовать пустить в ход и фломастеры, и ручки.
Рисование ватными палочками: 3-7 лет
Прежде чем предлагать рисование ватными палочками ребенку постарше, стоит рассказать ему об особой технике рисования точками, которая называется пуантилизм. Эту технику придумали неоимпрессионисты в конце XIX века.
Суть техники пуантилизма достаточна проста: рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой, не создается переходов от одного цвета к другому. Это происходит лишь оптически, при рассматривании рисунка на расстоянии. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Так в технике пуантилизма создаются переходы от темного к светлому.
Кстати, рисовать не обязательно именно ватной палочкой и гуашью. Можно попробовать пустить в ход и фломастеры, и ручки.
Пуантилизм для детей
Для детей техника пуантилизма очень удобна. При рисовании можно пользоваться шаблоном, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета. Можно, наоборот, рисовать только цветные контуры предметов с помощью точек. Интересно дополнять точками готовые рисунки, к примеру, именно так дети рисуют гуашью снег или дождь поверх готового акварельного рисунка. С детьми старшего дошкольного возраста, уже умеющими считать, можно попытаться воспроизводить в данной технике мозаичные картинки. Сначала собирать картинку из мозаики, а потом рисовать ее на листе, сверяя правильность рисунка.
Пуантилизм для детей.
Для детей техника пуантилизма очень удобна. При рисовании можно пользоваться шаблоном, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета. Можно, наоборот, рисовать только цветные контуры предметов с помощью точек. Интересно дополнять точками готовые рисунки, к примеру, именно так дети рисуют гуашью снег или дождь поверх готового акварельного рисунка. С детьми старшего дошкольного возраста, уже умеющими считать, можно попытаться воспроизводить в данной технике мозаичные картинки. Сначала собирать картинку из мозаики, а потом рисовать ее на листе, сверяя правильность рисунка.
Приложение 3
Сценарий развлечения по нетрадиционной технике рисования
в старшей группе на тему: «День рождение паровозика»
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с железной дорогой.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, четырехугольник, квадрат, о цвете (основные и оттенки) .
Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур.
Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи ватных палочек.
Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность при работе с красками, клеем; вызвать желание помочь герою.
Ход:
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости приехал гость. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь.
(Паровоз)
Кто это? Правильно. Посмотрите, какой красивый паровоз приехал к нам. Очень красивый, но почему-то грустный. И я знаю, почему. А вы хотите узнать, ребята? Тогда скажите, вы любите день рождения? А за что? (ответы детей) .
Воспитатель: День рождения – весёлый праздник, которого все ждут с нетерпением. Вот и у нашего Паровозика сегодня день рождения. И ему тоже хочется, чтобы к нему пришли гости, подарили подарки. А в подарок он хочет получить много воздушных шариков. Но беда в том, что у Паровозика совсем нет друзей, некому прийти к нему в гости и подарить ему воздушные шарики. Когда я узнала всё это, мне стало жаль Паровозика и захотелось ей помочь. Ребята, давайте вместе поможем нашему паровозику найти друзей – вагончики.
Но сначала, чтобы хоть немного развеселить Паровозик, давайте превратим наши пальчики в паровозики и поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «ПАРОВОЗ»
Ехал, ехал паровоз руки в «замок», большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез….
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь посмотрите повнимательнее на свои подносы и скажите – какие фигуры лежат у вас (дети перечисляют). Как вы думаете, сможем ли мы из них выложить друзей паровозика- вагончики? Давайте попробуем.
Из каких геометрических фигур он состоит. Назовите их.
Дети: из большого прямоугольника, трех маленьких квадратов, 2-х кругов и одного четырехугольника.
Дети выкладывают вагончики на листе бумаги.
Воспитатель: спрашивает у детей, какого цвета получились вагончики.
А как вы думаете, для чего у нас на столе краски? А палочки ватные.
Дети: чтобы нарисовать воздушные шарики.
Воспитатель: А какой формы бывают шарики?
Дети отвечают.
Воспитатель: Но сначала вы наклейте вагончик на лист бумаги.
Воспитатель напоминает детям правила работы с клеем и рисования ватными палочками.
Воспитатель (после выполнения работы) : Ребята, мне кажется, теперь у нашего Паровозика появилось очень много друзей. Давайте прилепим их друг за другом и у нас получится целый состав. А сколько шариков нарисовали! У нашего паровозика будет весёлое день рождение! Пора поздравлять его. Подходите и поздравляйте.
Воспитатель размещает работы детей рядом с Паровозиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка» Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...
Парциальная программа «Музыкальная палитра»
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, ...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
Парциальная программа "Расти счастливым"
Программа ДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...