Парциальная программа "Расти счастливым"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Степноозерский центр развития ребенка - детский сад «Золотая рыбка»
Благовещенского района Алтайского края
Программа
социально-эмоционального развития
детей дошкольного возраста
«Расти счастливым»
р.п. Степное Озеро
2016г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Цель и задачи
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса ( принципы, подходы, приемы и методы)
- Планируемые результаты
- Содержательный раздел
- Структура программы
- Календарно-тематическое планирование
- Мониторинг освоения программы
- Организационный раздел
- Оформление предметно-пространственной среды
- Программно-методическое обеспечение
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста разработана на основе программы «Расти счастливым» Т.Д. Пашкевич, в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию трех основных разделов «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки». Программа предполагает реализацию этих разделов посредством полноценного использования в воспитательно-образовательном процессе арсенала всех средств и возможностей, которыми располагает дошкольное образовательное учреждение в целях формирования социального опыта вхождении ребенка в социум, адаптации и активного действия.
- Цель и задачи
Цель: социально-эмоциональное развитие и формирование навыков поведения детей посредством сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи:
- Создание условий адаптации в социуме, активного действования в нем, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
- Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам желаниям, стремлениям.
- Формирование здорового адекватного поведения в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном, противоречивом мире.
- Развитие способности действовать свободно и раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества.
- Принципы организации социально-эмоционального развития
* Установление партнерских отношений с детьми:
- представление об образе ребенка, как о саморазвивающейся личности;
- осознание процесса воспитания детей как создание условий для развития с особенностей ребенка;
• Использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями
• Интеграция, предполагающая взаимосвязь, взаимопроникновение содержание; социально-эмоционального развития и направление дошкольного образования (речевое, тематическое, художественное, познавательное и др.).
• Использование различных способов реализации содержания: запланированный косвенный, ситуативный.
• Организация воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка).
• Организация деятельности на рефлексивной основе (анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск собственных действий и поведения).
• Осознание того, что эффективное, полноценное развитие личности ребенка; школьника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности - игрового, в котором наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении, движении, деятельности.
- Планируемые результаты
• Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей и навыков, самооценки.
• Обновление содержания и технологий образования воспитанников
• Построение развивающей среды
• Снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка, приобщения к здоровому образу жизни, снижение детской агрессивности.
• Улучшение психофизического здоровья детей
- Содержательный раздел
2.1. Структура программы
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понял что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются, завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. По этому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях - как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку, поверить в свои силы.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства и переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствам которого являются позы, мимика, жесты; обучает их пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми: формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и подживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этические ценные формы общения. Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
Однако при реализации программы не рекомендуется делать акцент на какой-либо раздел, целесообразнее планировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы задачи этих разделов интегрировались, осознанно способствуя целостному восприятию детьми своих особенностей, чувств, способов социального понимания.
Содержание работы с детьми распределяется по возрастам (3-4; 4-5; 5-6, 6-7 лет). Для каждого возраста определены задачи работы на год, а также предлагаются примерные темы для обсуждения по месяцам. Для реализации тем представлены методические приемы, которые помогут педагогам спланировать совместную (игровую, предметно-практическую, музыкальную и др.) деятельность, а также создать условия для возникновения самостоятельной.
- Календарно-тематическое планирование
Младшая группа
Цели :
- Формировать у ребёнка элементарные представления о себе, своих чувствах, эмоциях, желаниях.
- Развивать умения и навыки поведения в обществе сверстников и взрослых.
Задачи:
- Формировать у ребёнка представления о себе и отличии себя от других (имя, внешний вид: цвет глаз, волос и т.д., элементарные представления о строении тела человека и т.д.)
- Расширять представления у ребёнка о тех людях, которые находятся рядом с ним в семье, в детском саду, об их взаимоотношениях.
- Знакомить ребенка с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни
- Формировать представления об отдельных правилах поведения в детском саду , дома.
- Побуждать эмоциональную отзывчивость ребёнка на состояние близких людей , сверстников, литературных персонажей; развивать умение передавать своё эмоциональное состояние, сопереживать настроению сверстников, близких взрослых, литературных героев.
Календарно-тематический план
Тема | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | |||
«Кто я такой?» Задачи: Обратить внимание на то, что все мы разные: мальчики и девочки; большие и маленькие; светлые и тёмные и т.д. Воспитывать желание быть опрятным и аккуратным. | Рассматривание своих отражений. Беседа. Игры: «Обезьянки», «Водяной», «Зеркало», игры с куклой. Отгадывание загадок о человеке. Чтение: Н.Пикулева «Слово на ладошке», Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса» | Рисование (своих улыбок, грустных и веселых глаз, слезинок и т.д.) Рассматривание волос (цвет, длина, прически) детей. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением различных людей, детей. | «Дорисуй автопортрет» выставка автопортретов. Оформление альбома «А вот и я» |
Октябрь | |||
«Я и моя семья» Задачи: Подчеркнуть индивидуальные качества ребенка Обратить внимание на внешнее и внутреннее сходства с кем-либо из членов семьи, животных , сказочных героев. Способствовать внимательному, бережному отношению к маме, бабушке и другим членам семьи. | Беседа на тему : «Как тебя называют дома ?» Игры и упражнения: «Превращалки», «Фоторобот», «Узнай, про кого я расскажу », Хороводная игра «Кто у нас хороший». Д – и «Наряди себя», пантомима «Догадайся, кто я », Чтение : В.Сутеев «Цыпленок и утёнок », К. Чуковский «Цыплёнок», «Три медведя» | Рассматривание картинок в сравнении , рассматривание картинок с изображением животных (взрослых и их детенышей ), рассматривание фотографий родителей и их детей, рисунки детей («моя мама» папа , бабушка , сестра и т.д.) С – р игра «Дела семейные» Сравнение отпечатков ладошек (взрослых и детей), лап животных | Рисунки родителей (мой малыш ), оформление уголка семейных фотографий |
Ноябрь | |||
«Кто и что тебе нравится» Задачи: Показать детям, что у каждого человека могут быть свои чувства, желания. Формировать умения высказывать свои желания, чувства. Воспитывать уверенность в процессе выполнения различных действий. | Беседа на тему : «Что тебе нравится?». Игры и упражнения : «Нравится – не нравится», «Вкусное – невкусное », «Похвали себя » , «Какое у тебя имя » Дегустация овощей и фруктов из осенней корзины Чтение : Б.Яниковская «Я хочу в детский сад», Г.Лагздынь «Мы с Алешею проснулись», Л. Толстой «У Вари был чиж» | Аппликация «Что тебе нравится», Моя любимая игрушка (дети приносят в детский сад любимую игрушку и по желанию рассказывают о ней). Рисование на темы: что (кого) ты любишь, рисую своим любимым цветом, мои любимые цветы.
| |
Декабрь | |||
«Страшно. Не будем бояться» Задачи: Помогать детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страха. Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей (страх, радость) по внешним проявлениям. Знакомить с различными опасными жизненными ситуациями, используя известные сказки. | Обсуждение сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, Лиса и Петух». Обыгрывание сюжета сказки «Кот, Лиса и Петух». Слушание музыки П.И.Чайковского «Вьюга» Чтение : К.Чуковский «Тараканище», Б.Житков «Храбрый утёнок», Е.Чарушин «Волчишка», «У страха глаза велеки», Д.мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши – косые глаза – короткий хвост» Игры и упражнения: «Угадай ,кого я изображу» | Игры : «Смелые мышки», «У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль ». Просмотр мультфильма «Крошка енот». Рисование. | Консультация «Детские страхи» |
Январь | |||
«Грустный. Веселый» Задачи: Создать положительный эмоциональный фон в группе. Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний . Обращать внимание на внешние признаки изменения настроения. Помочь детям осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении, в бытовой деятельности (обращать внимание детей на добрые поступки сверстников, сказочных персонажей) | Составление рассказов «Грустные и счастливые истории». Рассказ воспитателя о своем детстве (радостные и грустные события). Обсуждения возникших ситуаций в группе(слёзы, смех, радость и т.д.). Игры и упражнения : «С кем из сказочных персонажей подружится девочка ?», «Цветок», «Лягушки» Чтение : А. Барто «Игрушки», «Девочка-ревушка», «Большая кукла», П.Воронько «Зайцы испугались», «Коза-рогатая». Заучивание стихотворения Б.Заходера «Кискино горе». Осуждение ситуаций : «Папа, мама сердитые», «В доме праздник» | Аппликации «Грустные счастливые лица», слушанье весёлой и грустной музыки, Использование различных видов театров с обсуждением эмоциональных состояний героев. Рисование на темы : «Грустный (вселый)шарик», «Я радостный», «Весёлые (грустные) цвета» | Оформление «островка» «моё настроение» |
Февраль | |||
«Дружба» Задачи: Формировать у детей первоначальные представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга. Помочь детям понять свои симпатии по отношению к сверстникам и игрушкам. Обращать внимание на проявление добрых чувств людьми(детьми, взрослыми, литературными персонажами) | Беседа о домашних животных. Рассказ воспитателю о своём друге. Игры и упражнения : «Найди своего друга - игрушку » , «Бюро добрых услуг для игрушечных зверей», «С кем бы ты хотел подружиться» Чтение: К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», В.Радушневич «Два сапога пара». Просмотра мультфильма «Бабушка удава », «Привет от удава» с последующим обсуждением | Рассматривание фотографий (воспитателей, помощников воспитателей, родителей, детей с друзьями :людьми, животными, игрушками). Подвижные игры на сотрудничество : «Птички в домике», «Покатаемся на лошадке», «Дружно прыгаем», «Построим дорожку», «Два мяча» | Оформление альбома «Наши друзья» (использование рисунков, фотографий, аппликаций) |
Март | |||
«Что такое хорошо, что такое плохо» Задачи: Формировать представления о том, что все люди разные не только по внешнему виду, но и по характеру : добрые, злые, смелые, трусливые. Развивать умение высказываться о том, что чувствует другой, находясь в той или иной ситуации (например: отобрали игрушку, не дают конфету, угостили конфеткой и т.д.) Учить проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушкой, уступать, радоваться, отзываться на просьбу другого ребёнка, помогать ему). | Чтение : В. Маяковской «Что такое хорошо, что такое плохо», А.Барто «Медвежонок - невежа», «Зайцы испугались», «Мишка», «Мячик», Е.Благинина «Посидим в тишине». Упражнения : «Пирожки», «Ласковые слова для мамы», «Подари улыбку», «Назови ласково», «Копилка вежливых слов». Обсуждение ситуаций (Хорошо плохо), которые происходят в группе. Моделирование ситуаций, побуждающие детей к оказанию помощи друг другу. Театрализованное представление по сказе «Заюшкина избушка» | Изготовление подарков для близких людей | Изготовление альбома «Хорошие и плохие поступки» |
Апрель | |||
«Ссора» Задачи: Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить их простым способам выхода из конфликта (поделиться, подождать, уступить и т.д.) Воспитывать умение быть приветливым друг к другу: обращаться по имени, использовать вежливые слова и обороты, выслушивать мнения других и т.д. | Чтение с последующим обсуждением: «Крылатый, мохнатый, масляный», «Невоспитанный мышонок», В.Сутеев «Тыквенок», «Два жадных медвежонок», А.Кузнецов «Подружки», «Упрямые козы»(узбек.нар.сказка) Заучивание стихов Э.Мошковской «Жадины», «Капризы», «Митя сам». Обговаривание ситуаций , которые происходят при общении детей. Игры и упражнения из сборника М.И.Чистяковой «Психогимнастика» Инсценировка сказки «Не воспитанный мышонок» | Рассматривание сюжетных картинок «Играем вместе», музыкальная игра «Выбери друга». С/р игры : «Полечим мышку», «Угостим куклу», «Едем на машине» | Оформление альбома «Вот я какой !» |
Май | |||
«Должны быть люди разными, во всем своеобразными» Задачи: Познакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет глаз, цвет и длина волос, цвет кожи и т.д.) Обращать внимание на особенности поведения детей в группе (спокойный, торопливый, шумный и т.д.) Помочь понять, что все в группе зависят друг от друга, нуждаются друг в друге. Воспитывать умение быть терпеливыми, внимательными. | Игры и упражнения : «Угадай, чей голос», «Измени себя», хоровод «Кто у нас хороший». Д/и «Похож – не похож», игра в имена, игра потерянные вещи. Чтение: Л.Толстой «У Вари был чиж», «Саша был трус», «Был у Пети и у Маши»; А.Барто «Мяч», «Кораблик», «Мишка», «Машенька»; К.Чуковский «Мойдодыр» | Аппликация «Мой протрет», «Портрет моего друга». Рассматривание альбома «Какие мы разные». Рисование на темы : «Нарисуй себя», «Нарисуй, кого хочешь», «Рисование в любимом цвете» | Создание фотокалажа «Должны быть люди разными» |
Средняя группа
Цели:
- Формировать у ребёнка представление о себе как о единственном и неповторимом, со своими чувствами, желаниями, потребностями.
- Развивать умения и навыки социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- Расширять представления о себе как об уникальной и неповторимой личности, обладающей своеобразными чувствами, эмоциями , желаниями, потребностями.
- Формировать положительное мнение о себе.
- Развивать у ребёнка потребность быть успешным и интересным сверстникам взрослым.
- Прививать умения правильно выражать свои чувства, эмоции, желания ; развивать способность быть терпеливым и проявлять уважение к чувствам, эмоциям и желаниям других.
- Продолжать формировать у ребёнка представления о правилах поведения в различных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | |||
«Кто я такой?» Задачи: Развивать у детей положительные преставления о себе (Я - это я ! Я – уникальный !) Обращать внимание на самих себя, свою внешность, глядя в зеркало, и на сходства и различия с другими (родными, сверстниками, животными) Формировать представление детей о принадлежности их к различным группам (семья, друзья, сверстники и др.) и об отведенной роли каждого в них | Беседа о внешности. Сравнение отпечатков лап животных и ладошек детей. Игры : «Говорящее зеркало», «Узнай, о ком расскажу», «Преобрази себя», «Радио». Д/и : «Узнай себя лучше», «Чьи глаза ?», «Моё настроение», «Моё тело». Чтение В. Прихотько «Вот когда я взрослым стану», Б.Долинова «Мне 5 лет», Б.Пермяк «Как Маша стала большой» | Рассматривание автопортретов и портретов детей. Рисование себя в полный рост. Рисование :«Нарисуй себя», «Укрась себя». Рисование разных частей своего тела. Рисование различных лиц на надутых шарах с последующей выставкой работ. Рассматривание и сравнение своих фотографий в раннем детстве и в настоящее время. | |
Октябрь | |||
«Я и моя семья» Задачи: Расширять представления о своей семье и роли ребёнка в ней (родственные связи, обязанности, интересы, внешнее и внутреннее сходство) Способствовать формированию заботливого , внимательного отношения друг к другу с учетом чувств, эмоций, желаний. Приучить детей содержать в порядке свое жильё и проявлять особую заботу о его красоте и чистоте. | Беседа «Моя семья». Рассказ воспитателя о своей семье с показом фотографий. Проигрывание и обсуждение ситуаций : «мама заболела», «день рождения», «бабушка приехала в гости» и т.д. Чтение: Ш.Перо «Красная шапочка», В.Сутеев «Мешок яблок», Е.Благинин «Мамин день», Л.Квитко «Бабушкины руки» | Рассматривание семейного альбома, рисование на темы : «Моя семья», «Дом, в котором я живу» | Фотоколлаж «Моя семья» |
Ноябрь | |||
« Что тебе нравится» Задачи: Определить вместе с детьми их предпочтения: в играх и занятиях; в еде; по отношению к животным; растениям, сказками и т.д. Сравнить свои вкусы и предпочтения со вкусами и представлениями других. Расширять представления детей об органах чувств и ощущениях. | Темы бесед: «Твоя любимая еда», «Твоё любимое занятие», «С кем ты хочешь подружиться ?», «Дом, в котором ты живёшь». Д/и : «Угадай на вкус(на ощупь)», «Узнай предмет по звуку», «Что, откуда», «Красивая, некрасивая». Беседа об органах чувств. Игра занятия «Моя любимая игрушка». Приготовление винегреты . Чтение с последующим обсуждением В. Сухомлинский «Что лучше», В.Катаев «Цветик семицветик», К.Ушинский «четыре желания» | Любимая игра. Игра: «Что мне нравится, не скажу, а покажу». Рисование на тему: «Вкусное или не вкусное». | «Какую игрушку выбрать ?» Заполнение плаката «Что нравится, что не нравится!» ( совместно с детьми) |
Декабрь | |||
«Страшно» Задачи: Помогать детям справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать о том, чего дети боятся. Помочь понять причины возникновения страхов; Допускать здоровую дозу страха (страх-это иногда полезное чувство) Расширять представление об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них. | Чтение с последующим обсуждением . С.Маршак «Чего боялся Петя ?», сказка о «Глупом мышонке», Е.Чарушин «Страшный рассказ». Сказки : «У страха глаза велики», «Пых». Использование игр и упражнений на снятие страхов и повышение уверенности в себе. Беседы на темы : «Страх – иногда полезное чувство», «У страха глаза велики», «Чего и кого я боюсь». Обыгрывание ситуаций с целью формирования у детей общих представлений о том , как надо себя вести в опасных ситуациях . Использование различных видов театра, для обыгрывания ситуаций : «Один дома», «Один в лесу», сюжеты в литературных произведениях. | Рисование на тему : «Нарисуй здесь то , чего ты боишься» | Консультация для родителей |
Январь | |||
«Грустно» Задачи: Продолжать знакомить с внешними выражениями разных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев). Помогать детям понимать и распознавать , что такое «грустно» и что значит «плохое настроение», показать способы преодоления «плохого настроения». Обратить внимание на то , какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия, поступки, и обстоятельства. Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям , настроению. | Беседа на тему: «Грустно». Обсуждение ситуаций реальных и смоделированных педагогом. Слушанье музыкальных произведений : П. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы». Чтение художественных произведений : С. Маршак «Котята», Л.Толстой «Птичка», К.Чуковский «Бармолей», «Тараканище» , Е.Ерёмин «Злодей». Использование различных видов театров с последующим обсуждением эмоциональных состояний персонажей. | Игры: «Грустный, счастливый», «Вернисаж», «Музыкальные картинки», «Волшебные слова», «Угадай настроение». (Сюжетные картинки: «Счастливый, грустный») | |
Февраль | |||
«Дружба» Задачи: Развивать представления детей о дружбе. Учить детей позитивным приёмам, поддерживающими общение со сверстниками; объяснять им, что дружба даёт радость общения. Помочь детям понять, как можно порадовать друга (подарком, вниманием, словом и т.д.) Способствовать освоению детьми основных правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прощании, помочь им понять, что это не только правила вежливости , но и способы установления взаимоотношений с другими людьми. Способствовать проявлению дружеских чувств в различных реальных ситуациях и смоделированных педагогом. | Беседа по темам: «Как вести себя за столом», «Что надеть в гости». Проведение игр тренингов : «Подружись», «Как принять гостей», «Как вести себя в гостях». Сочинение историй про себя и своих друзей . рассказ воспитателя о своём друге. Совместное изготовление книги «Мы». Чтение : В.Драгунский «Он живой и светится», С.Маршак «Усатый, полосатый»,сказки : «Как собака друга искала», «Зимовье», «Заяц и ёж». И/у «Волшебный цветок» | Рисование : «Автопортрет», «Портрет друга», «Моя семья». Подвижные игры на сотрудничество (эстафеты , хороводные игры и так далее), игра «Угадай, кто мой друг», «Найди пару». Пение песен о дружбе с использованием записей. Коллективные работы детей в продуктивных видах деятельности . | Привлечение родителей к участию в создании книги «Мы» (сочинение дополнительных текстов, изготовление рисунков, подбор фотографий и др.) |
Март | |||
«Что такое хорошо, что такое плохо» Задачи: Продолжать развивать представления ребенка об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные способности. (Почему ты считаешь определенного человека хорошим ? Что другим нравится в тебе ? и т.д.) Учить детей высказываться о своих чувствах, желаниях, предпочтениях. Помочь понять, что каждый человек имеет своё мнение по поводу того, что красиво, безобразно, интересно, скучно, вкусно, ужасно, хорошо, плохо. Формировать представление о том , что дети зависят друг от друга. Показать, как легко могут возникнуть конфликты, какие существуют возможности избежать их. Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе. | Обсуждение реальных и смоделированных педагогом ситуаций с целью формирования умения вести себя в соответствии с правилами поведения. Составление рассказов «Как я помогаю маме» (папе, бабушке), «Как я забочусь о своём друге», «Я дежурный». Чтение с последующим обсуждением : В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Л. Толстой «Мальчик играл…», «Мальчик стерёг овец…», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях », С.Маршак «Пограничники», «Вот какой рассеянный». Сказки : «Два жадных медвежонка, «Колосок». | Рассматривание картин, иллюстраций, комиксов, на которых изображены хорошие и плохие поступки. Игра : «Хорошо, плохо». | |
Апрель | |||
«Ссора» Задачи: Развивать коммуникативные умения (регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и др.) Показать, как легко возникает спор. Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами-регуляторами(уступать, договариваться, соблюдать очередность, извиниться а др.) | Беседы на темы : «Докучать и дразнить», «Ты поссорился». Обсуждение реальных и смоделированных педагогом ситуаций : ребёнок толкается, отбирает игрушку, облил водой и т.д. Придумывание историй на тему «О чём спорят люди». Решение этикетных задачек. Инссценирование «Упрямые козлики» Чтение с последующим обсуждением : А.Сутеев «Яблоко», Е.Серов «Не хорошая история» , Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета», А.Милн «Винни - Пух и все, все, все» | Игры на сотрудничество : «Парашют», «Пузырьки». Игры с правилами. Игры на развитие «тактильных ощущений» : «Обжималки», «Рисунки на спине», «Массаж». Пение песен о дружбе. | Изготовление масок «сердитые лица»(совместно с детьми). Путем аппликаций , рисования , ручного труда из различных материалов. Дети совместно с родителями изготавливают маски с сердитым выражением . |
Май | |||
«Измени себя » Задачи: Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера. Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряженые, украшение ит.д.) Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями сюжета становятся они сами. Поддерживать интерес к событиям из своего детства, к своему будущему и настоящему; способствовать повышению уверенности в себе . | Использование этюдов , пантомим , упражнений . Д/и «Что сначала, что потом». Рассказ воспитателя о своём детстве с последующим показам фотографий. Сочинение историй , стихов про себя и своих друзей. Чтение с последующим обсуждением : Г.Цыферов «Пугало», В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок», С.Козлов «Необыкновенная весна» | Рисование себя в полный рост, театр эстрады «ряженье и гримирование под знакомых артистов сказочных персонажей» | Изготовление масок. |
Старшая группа
Цели :
- Формировать у ребёнка уверенность в себе, способность к эмоциональной саморегуляции в различных ситуациях.
- Развивать умения и навыки взаимодействия в больших и малых коллективах , доброжелательное заботливое отношение к другим детям и взрослым.
Задачи:
- Расширять (углублять) представления о себе, своём организме, своих личностных качествах и возможностях.
- Развивать умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкуса и потребностях.
- Формировать умение осознанно относиться к собственным чувствам, эмоциям, переживаниям, чувствам и переживаниям других людей
- Способствовать развитию различных способов коммуникации (умение формировать суть проблемы, конфликта и возможных путей их разрешения).
- Формировать представления у ребенка о том, что все мы нуждаемся друг в друге, все мы зависим друг от друга.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | |||
«Кто я такой?» Задачи: Расширять знания о том, что каждый человек уникален и неповторим, имеет свои характерные особенности, предпочтения и чувства. Формировать способность самопознания (Чем я не похож ? Чем похож ? За что меня любят ? Что я люблю ? и т.д.) Способствовать формированию умений считаться с особенностями и возможностями других. | Беседа «Моё имя». Составление рассказа о себе. Пантомима «Догадайся кто я». Рассматривание картинок с последующим обозначением символами-рисунками элементов сходства и различия людей. Имитационные упражнения : имитация движений родителей, животных; звукоподражание; имитация движения различных видов транспорта, сказочных героев. Чтение стихотворений : Р.Сефа «Ещё одно ухо», К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Благинина «Вот какая мама» | Рассматривание семейных фотографий, своей фотографии. Игры : «Узнай по описанию», «Говорящее зеркало», «Узнай себя лучше», «Узнай на ощупь», «Загадки». Рисование различных частей тела, рисование автопортрета. Я – скульптор. Рисование «Ладошки». Аппликация «Именная ромашка». Ролевые игры : «Расскажи о себе», «Давайте познакомимся». П/и : «Кто у нас хороший», «Во саду ли в огороде», «Каравай», «Море волнуется» | Аппликация «Именная ромашка» в центре цветка вписывается имя ребёнка. На лепестках ласковые имена, которыми называют его родные и близкие. |
Октябрь | |||
«Я и моя семья» Задачи: Уточнять представления о своей семье Формировать представления о роде, поколений, семейных традициях, праздниках, обязанностях Развивать доброжелательное, заботливое отношение и привязанность к близким и родным. | Беседа : «Я и мой дом», «Детский сад – мой второй дом», «Если бы у меня была волшебная палочка». Рассказ воспитателя о том, как на Руси давались имена. Игры и упражнения на формирование и закрепление положительных отношений ко все членам семьи. Дидактическая игра наши помощники. Игры-драматизации по рассказам Н.Носова «Фантазёры», В.Катаева «Цветик семицветик» «раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме и семье | Рисование : «Моя семья», «Как я помогаю», «Букет для мамы». Ролевые игры : «Семья», «Дочки-матери». | Оформление альбома «Весёлые истории моей семьи». Выставка семейных фотографий «Семейный вернисаж» |
Ноябрь | |||
«Что я люблю и умею» Задачи: Способствовать пониманию и осознанию того, что не всегда приходилось делать то , что хочется , а действовать в соответствии с правилами и нормами поведения в обществе. Формировать потребность высказываться о своих чувствах, желаниях, взглядах и быть внимательным к чувствам и взглядам других. Создать условия для становления уверенности в себе, в своих силах (я могу , я справлюсь, у меня получится) | Составление рассказа детьми от имени необычного литературного героя. «Копилка добрых дел». Проигрывание ситуаций :поведение в театре, поведение на транспорте, поведение дома, помощь родителям. Игра-упражнение «В стране Запретов». Чтение : А.Носов «Заплатка», Г.Остер «Праздник непослушания», «Вредные советы» приготовление блюд в кафе «Пальчики оближешь»(печенье , салат ,желе) | Игры : «На что похоже настроение !», «Зеркало». Рисование : запретов с последующим обсуждением; «Что я люблю есть(носить)». | Оформление альбома, «Любимое занятие»(рисунки, аппликации , записи рассказов.) |
Декабрь | |||
«Страшно» Задачи: Формировать умения детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния(гнев, плач, испуг). Учиться анализировать причины их появления. Выяснить с детьми, что чувство страха присуще каждому человеку. Помогать детям справляться со своими страхами, выражая словами, жестами, мимикой, рисунками. Познакомить детей с ситуациями, где определенная доля страха может защитить человека в реальной опасной ситуации (переход улицы в неположенном месте, прогулка с незнакомым человеком и т.д. ) | Беседа : «Может ли страх быть помощником». Упражнения : «Заколдованные», «Поводырь и слепой», «Страшилку преврати в смешилку». Игровое упражнение «Закончи фразу». Чтение : Н.Носов «Живая шляпа», Л.Толстой «Котёнок», «Филиппок». Теневой театр «На что похоже» | Рассматривание картин, иллюстраций, на которых изображены дети и взрослые проявляющие смелость. Игры : «Прятки», «Неваляшка», «Кораблик», «Жмурки», «Гармоничный танец», рисование : «Я сильнее своего страха» | |
Январь | |||
«Мир чувств и эмоций» Задачи: Продолжать формировать умение распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, анализировать их причины. Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями. Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты его характера. Формировать умение находить и использовать разнообразные способы для преодоления плохого настроения у себя и других. | Беседа: «Почему одни люди добрые, а другие – злые ». использование различных видов театров с последующим обсуждением эмоциональных состояний героев. Игра : «Добрые и злые поступки». Прослушивание различных музыкальных произведений с последующим определением и обсуждением настроений детей, которые вызваны данными произведениями. Чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам. | Экспериментирование красками, конструирование масок и их элементов из различных материалов с последующим обыгрыванием. | |
Февраль | |||
«Дружба» Задачи: Способствовать пониманию того , что дружба доставляет радость в общении друг с другом. Показать позитивные способы общения : дружеские отношения зависят от поведения каждого ребенка, не допускают равнодушия, насмешек, прозвищ. Развивать представления о способах поддерживания дружеских связей (разговор по телефону, встречи, подарки, переписка и т.д.) | Упражнения : «Закончи фразу», «Через стекло». «Сочинение историй». Этюд «встреча с другом». Игры направленные на развитие коммуникабельности , игры направленные на формирование доброжелательного отношения детей друг к другу. Оформление газеты «Мы друзья». | Телепередача «По вашим просьбам». Разговор по телефону. Эстафета добрых слов. Рисование друга. | Копилка народной мудрости. Дети с помощью родителей собирают пословицы, поговорки, притчи о дружбе, обговаривают их , приводят примеры из жизни |
Март | |||
«Что такое хорошо, что такое плохо» Задачи: Продолжать формировать представления о том, что дети в группе зависят друг от друга. Обсуждать с детьми различные качества, влияющие на межличностные отношения (смелость, трусость, правдивость, доброта , жадность) Формировать умение вести себя в соответствии с правилами вежливости Продолжать воспитывать бережность и аккуратность . | Обсуждение правил вежливости. Обсуждение с детьми моральных дилемм. Рассматривание и обсуждение ситуаций по теме : «Что такое хорошо, что такое плохо». Проигрывание ситуации на определение поступков. | Рассматривание картин , иллюстраций , комиксов, на которых отражены хорошие и плохие поступки. Игры : «Ласковые имена», «Волшебный стул», «Похвали себя» | |
Апрель | |||
«Спор, ссора» Задачи: Научить детей анализировать причины спора, ссоры : помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки. Обсуждать реальные и смоделированные педагогом ситуации (По какому поводу чаще бывают ссоры ? Всегда ли ссора служит какой-то цели ? Как можно помириться ? умеешь ли ты предотвратить ссору и как ? всегда ли ты являешься инициатором ссоры ? Почему ? ) Научить владеть своими чувствами, понимая чужие интересы, чувства, взгляды. | Сочинение своих историй, «враждебных советов». Этикетные задачи, обсуждение тем (Например: «За что я себя люблю ?») Игры и упражнения : «Волшебный стул», ролевые зарядки , игры- драматизации. Чтение с последующим обсуждением : С.Михалков «Заяц - Хвастун», И.Бажов «Серебряное копытце», «Айога». Толкование пословиц , крылатых выражений. | Изготовление наград для себя и других . рассматривание и обсуждение картинок и иллюстраций. Рисование : «Автопортрет», спорящие лица, маски, сказочные герои. Выкладывание на фланелеграфе лиц спорящих людей. | Изготовление шкатулки «Пожелание добрых дел» |
Май | |||
«Измени себя» Задачи: Продолжать формировать у детей положительные представления о себе, давая им понять, что всегда можно изменить себя внешне и внутренне. Расширять представления о том, что чувства, желания, взгляды, предпочтения, вкусы могут меняться по различным причинам (с возрастом, расширением кругозора, накоплением опыта и т.д. ). Подвести к пониманию многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми и детьми : мама на работе, дома, на празднике, с подругой. Научить детей делать правильный выбор линии поведения по отношению к людям разных возрастов с учётом их эмоционального состояния. | Чтение с последующим обсуждением : В.Осеева «Волшебное слово», «Краски», С.Маршак «Как себя вести», С. Михалков «Про мимозу». Пантомима : «Каким я вижу себя» с последующим обсуждением. Театрализованные игры по сюжетам литературных произведений. | Рисование в парах «Измени себя». Рисование силуэта на больших листах бумаги и украшение его. Игры : «Поварята», «Рыбак и рыбка», «Смешной рисунок». Определение выражения глаз на иллюстрациях , фото, открытках | Изготовление альбома «Кем я хочу быть» (дети , родители). |
Подготовительная группа
Цель :
- Способность осознанию своей самостоятельности ; формировать у ребёнка уверенность в себе и сознательное отношение к своим и чужим чувствам, желаниям, мнениям.
- Прививать правила культурного поведения в среде сверстников и взрослых.
Задачи :
- Формировать у ребёнка уверенность в себе, своих силах и возможностях, осознание своей самоценности и индивидуальности.
- Обогащать социальный опыт ребёнка , обеспечивающий ему эмоциональную устойчивость в среде сверстников и взрослых .
- Продолжать формировать умения выражать свои – чувства, мнения, способность выражать их понятным и социально-приемлемым способом; быть открытым для чувств, переживаний и мнений других.
- Способствовать формированию у ребёнка собственных ценностной ориентации по отношению к общепринятым правилам и нормам поведения; способов коммуникации.
- Развивать понимание о взаимозависимости людей и их необходимости друг для друга.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | |||
«Кто я такой ?» Задачи: Формировать у детей осознанное понимание своих индивидуальных особенностей. (Как тебя узнать ? Что значит быть непохожим ? Что другие думаю о тебе ? Что ты умеешь делать ? Какие твои увлечения и т.д. ) Выяснить, как дети относятся к своей внешности; поддержать их положительную самооценку. Способствовать становлению терпимости по отношению к другому независимо от его внешних качеств, физических недостатков , расово-национальной принадлежности. | Чтение и беседа по книгам Г.Остера «Праздник непослушания», «Вредные советы». Игры и упражнения : «Я люблю себя за … », «Мир без меня … », «Знакомство», «Кто Я». Письмо родителям . | Рассматривание фотографий «Каким я был и каким я стал», рисование : «Моя семья», «Мой портрет». Изготовление индивидуальных альбомов. Лепка «Я - скульптор». Нарисуй то, что тебе запрещают и разрешают. | Совместное написание родословной . |
Октябрь | |||
«Я и моя семья» Задачи: Помочь детям осознать, что не любое сообщество людей является семьей : в основе каждой семьи лежит кровное или тесное душевное родство и общее хозяйство, в ведении которого участвуют все члены семьи. Помочь взглянуть на свою семью через призму вопросов : Кто кем кому доводится ? Что из этого следует ? Формировать стремление делать приятное для своей семьи. | Беседа : «Что такое семья». Проигрывание и обсуждение ситуаций : «Бабушка заболела», «Как принять гостей», «День рождение дедушки», «Разговор по телефону с мамой» . Игры и упражнения на развитие эмоционального мира детей. Чтение : В. Осеева «Ежинка», Л.Толстой «Два товарища», Л.Воронкова «Ссора с бабушкой» | Рассматривание семейного альбома, рисование семейного портрета. | Игры и эстафеты. Изготовление и конкурс стенных газет о жизни семьи (на отдыхе, праздники, в путешествии и т.д. ) |
Ноябрь | |||
«Что я люблю, могу делать» Задачи: Продолжать формировать осознанное отношение к тому, что у каждого человека могут быть свои желания , взгляды и занятия. Развивать уверенность в своих силах при выполнении разнообразной деятельности. Формировать представление о том, что человек может управлять своими желаниями. | Чтение рассказов В.Дрогунского «Что я люблю», «Что я не люблю». Использование моральных дилемм . Игры и упражнения : «Угадай , чьё это хобби», «Цветик - семицветик». «Урок кулинарии»(дети знакомят друзей с приготовление своего любимого салата) | Рисование «Что можно , а что нельзя». Демонстрация своих любимых нарядов под музыку. Исполнение любимых песен, стихов. | Выставка коллекций (дети приносят из дома поделки , которые являются увлечение их семьи и рассказывают о них) |
Декабрь | |||
«Страшно» Задачи: Способствовать осознанию того, что существуют реальные опасные ситуации и показать различные способы поведения в них (позвать на помощь взрослого, позвонить по телефону и т.д.) Объяснить детям, что чувство страха бывает полезным, помогает человеку быть осторожным (ситуации на улице , реке и т.д.) Научить выражать свой страх словами, жестами, мимикой, движениями, рисунками. | Работа с альбомом «Веселые и грустные». Игры и упражнения : «Самолёт», «Путешествие в волшебный лес», «Прятки», «Жмурки». Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Я потерялся», «Опасный прохожий», «Если кто-то стучится в дверь». | Рисование опасных ситуаций, которые могут встречаться в жизни с последующим обсуждение. | Консультация «Опасные ситуации : как их предотвратить ?» |
Январь | |||
«Мир чувств и эмоций» Задачи: Продолжать формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, переживаниям, настроению. Учить детей понимать настроению другого, принимая его позицию. Учить анализировать неприятные ситуации, с целью нахождения в них положительных моментов для себя и окружающих. | Беседа о празднике , рассказы детей и педагога о своих радостях, горе. Придумывание сказки «Волшебная сила улыбки». Обсуждение понятий «оптимист», «пессимист». Обсуждение ситуации «Мальчик не может бегать» . Работа а альбомом «Весёлый и грустный». Игры и упражнения : «Самая радостная радость», «Закончи предложение» | Рисование радости, печали. Создание «Копилки волшебных слов». Просмотр мультфильмов «Крокодил Гена и его друзья», «Ох и Ах». Игра «Волшебный стул» | |
Февраль | |||
«Дружба» Задачи: Способствовать осознанию того, что вместе делать что-то интересно, полезно и сложно. Создавать условия для проявления дружеских чувств детей в различных ситуациях (коллективной деятельности, работе в парах, микрогруппах). Формировать умение приходить на помощь, договариваться, выходить их конфликтных ситуаций Стимулировать желание и умение самостоятельно устанавливать контакты. | Рассказ воспитателя о своей подруге. Разучивание песен, стихов о дружбе. Творческая работы : составление рассказов по мотивам пословиц и поговорок о дружбе. Изготовление альбома «С кем я дружу». Игры и упражнение : «Секрет», «Парашют», «Поручение», «Волшебный стул». Анализ возникающих ситуаций , обсуждение моральных дилемм. | Рассматривание фотографий , иллюстраций с изображением дружественных и враждебных лиц и поз. Рисование: «Мой друг», Коллективная деятельность(аппликация , конструирование, рисование.) | |
Март | |||
«Что такое хорошо, что такое плохо ?» Задачи: Расширять и уточнять представление о честности, справедливости; воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам : лживости, трусости, лености. Помочь детям лучше узнать свои характерные особенности. Показать, что забота присуща каждому человеку, но каждый проявляет её по-своему. Формировать у детей стремление следовать правилу : «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Научить осознавать уважительное и неуважительное поведение других. Развивать взаимоотношения сотрудничества, умение сопереживать, радоваться успехам сверстников. | Обсуждение понятий : внимательный, равнодушный, лживый, правдивый, смелый, трусливый, добрый. «Закончи предложение» («Я чувствую себя смелым, когда…», «Я горжусь собой, когда…»). Обыгрывание и обсуждение ситуаций : «Разговор по телефону». | Коллективная деятельность. | |
Апрель | |||
«Ссора» Задачи: Способствовать осознанию того, что ссоры и конфликты возникают в результате противоречия интересов, мнений, чувств. Учить анализировать причины ссор и конфликтов Помогать пользоваться способами саморегуляции в различных состояний гнева, злости, агрессии (поиграть с водой, песком, глиной, побоксировать «грушу», порвать бумагу, покричать, потопать ногами и т.д.) Формировать умение внимательно, уважительно относиться к чувствам, состоянию, интересам, потребностям других людей и в соответствии с этим выстраивать взаимоотношения с ними. | Проигрывание и анализ ситуаций: «Ссора: с…». Чтение рассказа К.Ушинского «Вместе тесто, а врозь скучно» с последующим обсуждением. Упражнение «Банк идей». Анализ возникающих ситуаций в группе. | Оформление альбома «Дразнилки». Просмотр мультфильмов «Зима в Простоквашино», «Кот Леопольд» | |
Май | |||
«Когда я стану большим» Задачи: Способствовать активному самопознанию (особенностей своего организма, черт характера, интересов). Поддерживать интерес детей к своему будущему. Познакомить с качествами, способностями, которые необходимы человеку для успешного выполнения той или иной работы (например : художник должен хорошо рисовать, быть усидчивым, наблюдательным.) Расширять представления о профессиях сотрудников детского сада, их обязанностях, качествах души. Способствовать осознанию того, что детский сад – одна семья, где все заботятся о детях и о друг друге. | Рассказ воспитателя «Почему я стала педагогом». Составление стихов, загадок о группе, детском саде. Придумывание рекламы о детском саде , группе. Рассказы детей о профессиях своих родителей, знакомых. Чтение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла ?», В.Маяковский «Кем быть». | Рисование «Кем я хочу быть» (оформление альбома). Рисование : «Любимый уголок в группе», «Любимое место в детском саду», «Самый памятный день в детском саду». Изготовление подарков сотрудникам детского сада. |
- Мониторинг освоения программы
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения детьми программы обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушают ход образовательного процесса.
Методы мониторинга: наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, беседы.
Наблюдение педагогов за детьми, их особенностями, содействием в группе в повседневной жизни, а также анализ деятельности детей в процессе специально организованного занятия поможет, по необходимости, спланировать коррекционную работу с отдельными детьми по различным проблемам социально-эмоционального развития (например: низкая самооценка, конфликтность, агрессивность, чувство страха и т.д.).
- Организационный раздел
4.1. Оформление предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда должна организовываться с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. Важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:
- Обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности «зоны ближайшего развития», способствовать развитию задатков у детей.
- Предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта. Расширять возможности ребенка, формируя у него способности творчески осваивать новые способы деятельности.
- Способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников
4.2. Программно-методическое обеспечение
1.Программа «Расти счастливым» Т.Д. Пашкевич, Барнаул, 2003
2. Программа «От рождения до школы»
3. Основная образовательная программа ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Счастливая семья-счастливый ребенок"
Педагогический совет родителям.Выступление заведующей.Вопросы для родителей.Вопросы для обсуждения.Подведение итогов....
Счастливы дети - счастливы мы!
Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже...
Родительское собрание на тему: "В счастливой семье - счастливый ребенок"
В наше время весьма эффективно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: за круглым столом, в форме диалога или игры, с использованием наглядного материала. Опыт показывает, что такая фо...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СЧАСТЛИВАЯ ПАЛИТРА»
Парциальная программа «Счастливая палитра» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе озн...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Счастливая семья – счастливый ребёнок»
Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Счастливая семья – счастливый ребёнок»...