Дидактическое пособие по обучению татарскому языку «Мир вокруг нас»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Дидактическое пособие «Мир вокруг нас» - это игровое, развивающие, дидактическое пособие которое в учебной и игровой форме позволяет изучать новый или закреплять пройденный материал по проекту говорим по татарски- татарча сөйләшәбез «Минем өйем» и «Уйный, уйный үсәбез».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по обучению татарскому языку

«Мир вокруг нас»

Дидактическое пособие «Мир вокруг нас» - это игровое, развивающие, дидактическое пособие которое в учебной и игровой форме позволяет изучать новый или закреплять пройденный материал по проекту говорим по татарски- татарча сөйләшәбез «Минем өйем» и «Уйный, уйный үсәбез».

Дидактическое пособие развивает у детей различные стороны психической деятельности- внимание, мышление, память, речь, мелкую моторику рук, формирует речевые навыки, активизирует умственную деятельность детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие  «Мир вокруг нас» предлагается для индивидуального использования в соответствии возраста ребенка. Наше пособие могут использовать воспитатели дошкольного образования, преподаватели по обучение детей татарскому языку, учителя- логопеды и другие специалисты дошкольного образования, а также родители при организации совместной деятельности взрослого и детей среднего, старшего и подготовительной к школе групп.

Основные направления: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие». Пособие игр представлено по принципу: от простого к сложному.

Соответствие дидактического пособия «Мир вокруг нас» требованиям ФГОС ДО:

Трансформируемость:

Пособие можно изменять в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся возможностей и интересов дошкольников.

Полифункциональность:

В зависимости от поставленных, возрастных и индивидуальных особенностей детей можно использовать в разных областях.

Вариативность:

Пособие «Мир вокруг нас» можно использовать в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в игровой деятельности детей и коррекционной деятельности детей.

Доступность:

Пособие находится в свободном допуске для детей, может использоваться самостоятельно, по своему желанию.

Безопасность:

Это пособие изготовлено из безопасных материалов, не представляющих опасность для жизни и здоровья детей.

Целью пособия  является:

-обогащение словарного запаса русскоязычных детей, обучающихся татарскому языку;

- формированию грамматического строя речи, развитие связной речи;

- активизация  познавательной деятельности детей;

- развитие любознательности;

- развитие речевых навыков;

- закрепление знания цветов на татарском языке;

- развитие мелкой моторики, памяти, внимания, сотрудничества, мышления.

Актуальность:

Духовное богатство народа - это его родной язык. Из поколения в поколение, из века в век передавались традиции, обычаи, моральные устои, литература и произведения искусства. В этом и заключается духовное богатство человека.

Использование данного пособия является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей татарскому языку. Дети даже не задумываются, что они учатся (играя) и при этом намного лучше усваивают татарский язык.

Одним из главных показателей качества дошкольного является развивающая предметно – пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Она должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его психического и психологического развития.

Решение образовательных задач способствует наглядности. При использовании наглядности в обучении, оно становится качественным и интересным, также способствует эффективному формированию у детей правильной речи на татарском языке.

Развивающие игры нашего пособия в ярком интересном изображении; всестороннему развитию личности способствует многофункциональность. Является ресурсом для поддержки детской инициативы и самостоятельности. А включение структуры Сингапурской методики в это пособие способствует развитию у детей коммуникации, сотрудничества, креативное мышление. Обучение для каждого ребенка становится интересным и результативным, а качество знаний растет.

Новизна.

Заключается в комбинировании развивающих игр и включения структур Сингапурской методики в пособии посредством использования игрового авторского материала с целью повышения  воспитательно - образовательного процесса для развития детей дошкольного возраста, обогащения словарного запаса детей при обучении татарскому языку.

Пособие «Мир вокруг нас» представляет собой универсальный тренажер для развития мелкой и общей моторики. В нем собраны игры, которые интересуют детей, а также позволяет сделать выводы по развитию ряда психических процессов ребенка.

Краткое техническое  описание.

Игра «Кием».

За основу взята пластмассовая панель. Размер панели 1 метр 60 сантиметров. Поверх панели наклеена пленка зеленого цвета, на которой написано название игры «Кибет» и дизайн в соответствии по УМК.

На пластмассовых крючках  (6 штук) и вешалках висят предметы одежды- платья и брюки (8 штук) разных цветов: желтого, зеленого, красного и синего цвета. Платья, брюки сшиты из синтетической ткани. Вешалки изготовлены из картона.

Игра «Автобус».

За основу взят вырезанный из древесно- волокнистой плиты каркас автобуса. Длина автобуса 50 сантиметров, высота автобуса 30 сантиметров. Каркас обтянут децефиксом разных  цветов (черного, красного, зеленого, синего и белого цвета). Дизайн пленки сделан в виде деталей автобуса: колеса, кабина, окна. На окнах автобуса имеются кармашки, в которые можно вставлять  картинки с изображениями: «Моя семья» («Минем гаилә») – говорим по татарски по УМК (папа, мама, девочка, мальчик, дедушка, бабушка). Картинки заламинированы.

Игра «Развесь одежду правильно»

За основу игры взята постройка в виде дома, сделанная из пластмассовой панели. Игра объемного вида. Сам дом обклеен разноцветной бумагой. Дизайн украшен наклейками. От одной стены к другой стене натянуты три шнурка белого цвета. На шнурках   разноцветными прищепками прикрепляются предметы одежды (платье, брюки, рубашка). Одежда разных цветов (синего, зеленого, красного и желтого цвета) изготовлена из ламинированного картона.

Игра «Кибет» «Магазин»

Цель: активизировать речь детей по теме «Одежда»

Задачи:

  • Закрепить в памяти название верхней одежды на татарском языке;
  • Развивать творческое мышление , внимание, умение участвовать в диалоге в соответствии с определенной ролью (продавец, покупатель);
  • Учить задавать вопросы: «Нәрсә кирәк?», «Нинди?», «Ничә?» и отвечать на них;
  • Воспитывать культуру общения.

Ход игры:

В игре могут  участвовать от 2 до 5 детей. Распределяются роли продавца  и покупателя. На витрину магазина вывешиваются различные по цвету платья и брюки. Начинается диалог, продавец задает вопросы, а покупатель отвечает. Например:

Покупатель: Исәнмесез!

Продавец: Исәнмесез!

Покупатель: Хәлләр ничек?

Продавец: Әйбәт, рәхмәт. Сезгә нәрсә кирәк?

Покупатель: Миңа чалбар кирәк.

Продавец: Нинди чалбар?

Покупатель: Кызыл (зәңгәр, сары, яшел, матур, зур, кечкенә) чалбар.

Продавец:Ничә чалбар?

Покупатель: Бер (ике,өч...) чалбар.

Продавец: Мә, бер чалбар.

Покупатель:  Рәхмәт, сау булыгыз!

Продавец:  Сау булыгыз!

Игра “Автобус”

Цель игры активизировать речь детей на татарском языке по теме “Моя семья” “Минем гаилә” (әти, әни, әби, бабай, кыз, малай).

Задачи:

  • Обобщать знания детей о семье;
  • Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных;
  • Учить образовывать существительное в единственном числе;
  • Формировать культуру поведения;
  • Закреплять слова по проекту “Минем гаиләм”;
  • Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме семья;
  • Развивать зрительное внимание;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать слуховое внимание и фразовую речь;
  • Развивать логическое мышление, навыки сотрудничества, критического мышления, креативность.

Ход игры:

Вариант 1.

Дети повторяют название членов семьи на татарском языке.

Воспитатель: - Кто едет в автобусе?

Дети: перечисляют всех членов семьи.

Воспитатель: - Кто водитель?

Дети: отвечают на вопрос (малай, кыз, бабай, әни)

Воспитатель: - Кто пассажир?

Дети: Отвечают на вопрос (әти, әби, әни, бабай и т.д.)

Вариант 2.

“Кем юк?” “Кого нет?”

Воспитатель убирает одного пассажира (члена семьи). Дети отгадывают кого нет.

Затем разигрывается ситуация к нам приехали  дедушка, бабушка (бабай, әби). Воспитатель спрашивает у детей : “Кто к нам приехал в гости?” “Бу кем?”

Дети отвечают: бабай, әби.

Игра “Развесь одежду правильно”

Цель закреплять  у детей слова по проекту “Уйный- уйный үсәбез”.

Задачи:

  • Закреплять счет в пределах 5-10 на татарском языке (в средней группе до 5 слов, в старшей и в подготовительной к школе группах до 10 слов);
  • Закреплять названия цветов в рамках УМК;
  • Развивать навыки сотрудничества, критическое мышление, креативность;
  • Активизировать словарь детей;
  • Развивать умение детей слушать, отвечать на вопросы;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать умение группировать одежду( платье, брюки, рубашка);
  • Воспитывать культуру общения;
  • Закреплять в памяти детей название верхней одежды на татарском языке.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку развесить на разные веревочки одежду (платье, брюки, рубашку). Развешивая, одежду дети называют предметы одежды на татарском языке и определяют какого она цвета (сары күлмәк, кызыл чалбар и т.д.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №272 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района города Казани РТ Дидактическое пособие « Мир вокруг нас» Подготовили: Филиппова Татьяна Георгиевна Воспитатель 1 квалификационной категории Зворыкина Алла Геннадьевна Воспитатель высшей категории

Слайд 2

« Кибет » «Магазин» «Автобус» «Развесь правильно одежду»

Слайд 3

« Кибет » «Магазин»

Слайд 4

« Кибет » «Магазин»

Слайд 5

«Автобус»

Слайд 6

«Развесь одежду правильно»

Слайд 7

«Автобус»

Слайд 8

«Развесь одежду правильно»

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в обучении татарскому языку по УМК.

Использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материа...

Использование дидактических игр в обучении татарскому языку по УМК.

Использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материа...

Использование дидактических игр в обучении татарскому языку по УМК

Использование дидактических игр в обучении татарскому языку по УМК...

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"

Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...

«Паровозик «дружба» «Дуслык паровозы» Многофункциональное дидактическое учебно-игровое пособие по обучению татарскому языку для детей 4 – 7 лет

Данное пособие предназначено как для индивидуальной работы, так и для подгрупповой работы с детьми, в режимных моментах, в играх, а также данное пособие используется в совместной беседе с детьми и род...

Дидактические игры по обучению татарскому языку

Дидактические игры по обучению татарскому языку...

Дидактическое пособие по обучению дошкольников татарскому языку “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй”

Дидактическое пособие “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй” - предназначено для организации серии дидактических игр, заданий и упражнений с детьми среднего и старшего д...