Дидактическое пособие по обучению дошкольников татарскому языку “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй”
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Досова Елена Юрьевна

Дидактическое пособие “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй” - предназначено для организации серии дидактических игр, заданий и упражнений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста для  закрепления  материала   по татарскому  языку ( по УМК) .

Пособие “Волшебный домик ” позволяет закрепить у детей татарскую лексику и диалогическую речь по следующим программным темам: в средней группе “Семья” – “Гаилә”, “Игрушки” – “Уенчыклар”, “Счет до 5” – “5 кә хәтле санау”, “Продукты питания” – “Ашамлыклар”, в старшей группе “Фрукты- овощи” – “Яшелчәләр”, “Цвета” – “Төсләр”, “Посуда” – “Савыт-саба”, “Мебель” – “Җиһаз”, в подготовительной к школе группе “Школа” –“Мәктәп” , “Животные” –“Җәнлекләр”, “Счет до 10” – “10га хәтле санау”, “Цвета” –“Төсләр”.

Для закрепления знаний детей воспитатель может использовать все варианты предложенных в пособии игровых заданий и упражнений вне зависмости от возрастной группы.

Данное пособие может использоваться как в совместной деятельности воспитателя (родителя) и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Форма организации детей может быть индивидуальной или подгрупповой.

Цель (максат):

Закрепить у детей знание татарского языка в процессе игровой деятельности.

Задачи: обогащение словаря,активное использование слов в речи; воспитывать умение участвовать в диалоге; развивать память и мышление; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Возрастные группы детей: средняя, старшая, подготовительная к школе группа

Оборудование:

 Карточки с изображением:

  • Членов семьи (дедушка – бабай, бабушка – әби, папа – әти, мама – әни, мальчик – малай, девочка – кыз);
  • Игрушек ( кукла, мяч, машина, заяц, медведь, кошка, собака);
  • Продуктов (хлеб, чай, молоко, яблоко, виноград, банан,  груша);
  • Школьных принадлежностей (книга, альбом, клей, линейка, ручка, карандаш, пенал, дәфтәр)

   Муляжи яблок (красного, зеленого), груш (желтого и зеленого),  1 банана.

  Для игры « В гостях у зайца»: 2 зайца (мама и мальчик), овощи из фетра (10 морковок и 10 капусты)., мебель ( большая кровать и маленькая), столы (большой и маленький), стулья (большой и маленький).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Реченская основная общеобразовательная школа

 Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Дидактическое  пособие  по обучению дошкольников татарскому языку

«ВОЛШЕБНЫЙ ДОМИК»– «ТЫЛСЫМЛЫ ӨЙ”

C:\Users\Intel\Desktop\фото домик\20170424_124522.jpgC:\Users\Intel\Desktop\фото домик\20170424_124649.jpgC:\Users\Intel\Desktop\фото домик\20170424_124628.jpgC:\Users\Intel\Desktop\фото домик\20170424_124717.jpg

        

Воспитатель (Тәрбияче):

                                  Досова Елена Юрьевна

        

Речное

Дидактическое пособие “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй” - предназначено для организации серии дидактических игр, заданий и упражнений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста для  закрепления  материала   по татарскому  языку ( по УМК) .

Пособие “Волшебный домик ” позволяет закрепить у детей татарскую лексику и диалогическую речь по следующим программным темам: в средней группе “Семья” – “Гаилә”, “Игрушки” – “Уенчыклар”, “Счет до 5” – “5 кә хәтле санау”, “Продукты питания” – “Ашамлыклар”, в старшей группе “Фрукты- овощи” – “Яшелчәләр”, “Цвета” – “Төсләр”, “Посуда” – “Савыт-саба”, “Мебель” – “Җиһаз”, в подготовительной к школе группе “Школа” –“Мәктәп” , “Животные” –“Җәнлекләр”, “Счет до 10” – “10га хәтле санау”, “Цвета” –“Төсләр”.

Для закрепления знаний детей воспитатель может использовать все варианты предложенных в пособии игровых заданий и упражнений вне зависмости от возрастной группы.

Данное пособие может использоваться как в совместной деятельности воспитателя (родителя) и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Форма организации детей может быть индивидуальной или подгрупповой.

Цель (максат):

Закрепить у детей знание татарского языка в процессе игровой деятельности.

Задачи: обогащение словаря,активное использование слов в речи; воспитывать умение участвовать в диалоге; развивать память и мышление; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Возрастные группы детей: средняя, старшая, подготовительная к школе группа

Оборудование:

 Карточки с изображением:

  • Членов семьи (дедушка – бабай, бабушка – әби, папа – әти, мама – әни, мальчик – малай, девочка – кыз);
  • Игрушек ( кукла, мяч, машина, заяц, медведь, кошка, собака);
  • Продуктов (хлеб, чай, молоко, яблоко, виноград, банан,  груша);
  • Школьных принадлежностей (книга, альбом, клей, линейка, ручка, карандаш, пенал, дәфтәр)

   Муляжи яблок (красного, зеленого), груш (желтого и зеленого),  1 банана.

  Для игры « В гостях у зайца»: 2 зайца (мама и мальчик), овощи из фетра (10 морковок и 10 капусты)., мебель ( большая кровать и маленькая), столы (большой и маленький), стулья (большой и маленький).

Ход игры (Уен барышы):

  • Ребята, вы хотите совершить путешествие !? Конечно, да, ведь это очень увлекательно! Я предлагаю, Вам, отправиться в путешествие к «Волшебному домику». Счастливого пути!.

Воспитатель: Ребята, что вы видите ? (Домик).

-Бу нәрсә?

Дети: Бу өй.

Воспитатель: Ребята, вы знаете кто живет в этом доме? (Өйдә кем яши?)

  1. Дидактическая игра “В домике кто живет?” – “Өйдә кем яши?”.

Цель: закрепить слова по теме «Семья» -әти, әни, әби, бабай, кыз, малай; развивать моторику.

Материал: картинки с изображением членов семьи

Ход игры. Дети отвечают на вопрос :Бу кем?

Речевой образец: Бабай – дедушка, Әби – бабушка, Әти – папа, Әни – мама, малай – мальчик, кыз – девочка.

  1. Дидактическая игра  «Угости» - « Сыйла»

 Цель:  закрепить слова по теме «Продукты питания» - алма, банан, груша,  чәй, ипи,сөт, закрепить фразы «Кил монда», «Утыр», «Мә, аша,”; развитие разговорной речи.

Материал: картинки с изображением продуктов питания

Ход игры. Воспитатель предлагает позвать их и пригласить сесть  за стол, «Әни ,кил монда, Утыр.. Мә, алма аша.” Дети угощают аналогично всех остальных  другими продуктами питания, используя фразовую речь.

  1. Дидактическая игра «Собери портфель» - «Портфельне җый”

Цель: закрепить название школьных принадлежностей - пенал, ручка, альбом, китап, дәфтәр; название игрушек -машина, туп, куян, аю, курчак, количественный счетразвивать умение классифицировать предметы.

Материал. набор картинок “Школьные принадлежности”, “Игрушки”.

Ход игры. Воспитатель предлагает помочь собрать мальчика (малай) в школу, выбрав и разложив необходимые картинки или предметы. В конце игры предлагает посчитать сколько игрушек и сколько школьных принадлежностей.

  1. Дидактическая игра «Что делает?» - «Нишли?»

Цель: закрепить умение правильно отвечать на вопрос «Что делает?» (Нишли?); упражняться в составлении предложений,состоящих из существительного и глагола в правильном склонении.

Материал: сюжетные картинки

Ход игры: дети сами составляют предложения по рисунку (Скажи ,кто что делает)

Ревой образец: «Әни урындыкта утыра”

5.Дидактическая игра «Что ты делаешь» - «Син нишлисең?”

Цель: закрепить умение правильно отвечать на вопрос «Что делаешь?» (Син нишлисең?);.

Материал: сюжетные картинки

Ход игры: дети сами составляют предложения по рисунку (Скажи , что ты  делаешь?)

Ревой образец: «Мин ашыйм”

  1. Дидактическая игра «Школьный театр» - “ Мәктәптә театр”

Цель: учить инсценировать действия персонажей сказки с помощью татарской диалогической речи; развивать творческое воображение.

Материал. Персонажи сказки «Репка» - «Шалкан»

Ход игры.  Мальчик с девочкой приглашают вас в школьный театр. Вы узнали какая это сказка? Воспитатель предлагает детям распределить роли по сказке «Репка» и выбрать своих персонажей бабай, әби, кыз, малай, әти, әни, шалкан) и разыграть сказку по аналогии со сказкой “Репка”.

Шалкан” әкияте

Бабай: ай-яй, зур шалкан. Юк, булмый. Әби, кил монда. Әйдә бергә.

Әби: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш (бергәләп). Юк, булмый. Әти, кил монда. Әйдә бергә.

Әти: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш. (бергәләп). Юк, булмый. Әни, кил монда. Әйдә бергә.

Әни: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш. (бергәләп). Юк, булмый. Малай, кил монда. Әйдә бергә.

Малай: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш. (бергәләп). Юк, булмый. Кыз, кил монда. Әйдә бергә.

Кыз: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш. (бергәләп). Булды.

(Бергәләп җыр җырлыйлар).

Бар матур бакча

Анда шалкан үсә

Менә шундый шалкан зур, менә шундый кечкенә.

Шалкан, шалкан

Кил әле, биеп-биеп кит әле.

Әллә-лә, әллә-лә, бсеп-биеп кит әле.

7 .Дидактическая игра «Яблонька» - «Алмагач»

Цель: закрепить «Счет до 10» – «10га хәтле санау», “Цвета” –“Төсләр”., умение отвечать на вопросы: Нәрсә?, Нинди?Ничә?развивать умение классифицировать предметы.

Материал: муляжи красных и зеленых яблок, корзина.

Ход игры. Воспитатель :- Ребята, мы пришли с вами в чудесный яблоневый сад.Как много здесь выросло яблок. Давайте, поможем девочке, набрать яблок .

 «Посчитай яблоки: Ничә алма?” – “Сколько яблок ?”. Речевой образец: “Бер”. “Бер, ике”. “Бер, ике, өч”. “Бер, ике, өч, дүрт”. “Бер, ике, өч, дүрт, биш».

«Какие яблоки?» - «Алма нинди?» Речевой образец: «Алма зур, «Алма матур», «Алма тәмле» и т.д.

- «Какого цвета яблоки?» - «Алма нинди?» Речевой образец: «Сары алма». «Кызыл алма», «Яшел алма».

8.  Дидактическая игра «В гостях у Зайца” – “Куянда кунакта”

             Цель:  закрепить слова по теме «Игрушки» - куян, «Овощи» - кишер, кәбестә, “Мебель” – карават, урындык, өстәл,  «Цвета»; умение отвечать на вопросы: Нәрсә?, Нинди?Ничә? Нишли? развитие разговорной речи.

        Материал: 2 зайца, 2 кроватки, 2 стула 2 стола; 10 морковок и 10 капусты из фетра.

        Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей на дверь. Загадывает загадку : Ул кечкенә, йомшак, сикерә, кишер ярата.(Заяц).

Правильно, здесь живут зайцы. Предлагаю зайти в гости.

В.-Кого вы видите?- Бу нәрсә”

Речевой образец:”Бу, куян.”.

            В.:Нинди куян?

Речевой образец:Зур (кечкенә) куян.

В.Что вы еще видите у зайцев в комнате?

    Речевой образец:”Бу карават. Матур, сары, зур карават.”.”Бу зур , матур урындык”.”Бу зур, матур өстәл”.

Аналогично про маленького зайчика.

В. Ребята, давайте накормим зайцев?

- Заяц что любит кушать? – Куян нәрсә ашый?

Речевой образец: Куян кишер, кәбестә ярата. (ашый)

- Сюжетные игры«Накормим Зайку»«Садим для Зайчика морковку» и т. д. (сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций.)

В. Ребята, нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с жителями этого волшебного домика..

Речевой образец: Сау булыгыз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры по обучению детей татарскому языку

Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями  по обучению татарскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях. Также при разработ...

Дидактические игры для обучения дошкольников татарскому языку

Данные игры составлены с учетом лексического минимума,используемого  при обучении татарскому языку.Эти игры помогут сделать процесс обучения интересным,занимательным....

Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку.«Кубик - рубик»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12814774","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"230","width":"407"}}]]Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку. "К...

Конспект итогового занятия по татарскому языку «Волшебное письмо» - «Тылсымлы хат»

Конспект итогового занятия по татарскому языку "Волшебное письмо"-"Тылсымлы хат"...

Конспект по УМК итогового занятия по татарскому языку «Волшебное письмо» «Тылсымлы хат» с детьми средней группы

Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавател...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение мультимедийных ресурсов по обучению дошкольников татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение мультимедийных ресурсов по обучению дошкольников татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски»...