Дидактическое пособие по обучению дошкольников татарскому языку “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй”
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Дидактическое пособие “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй” - предназначено для организации серии дидактических игр, заданий и упражнений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста для закрепления материала по татарскому языку ( по УМК) .
Пособие “Волшебный домик ” позволяет закрепить у детей татарскую лексику и диалогическую речь по следующим программным темам: в средней группе “Семья” – “Гаилә”, “Игрушки” – “Уенчыклар”, “Счет до 5” – “5 кә хәтле санау”, “Продукты питания” – “Ашамлыклар”, в старшей группе “Фрукты- овощи” – “Яшелчәләр”, “Цвета” – “Төсләр”, “Посуда” – “Савыт-саба”, “Мебель” – “Җиһаз”, в подготовительной к школе группе “Школа” –“Мәктәп” , “Животные” –“Җәнлекләр”, “Счет до 10” – “10га хәтле санау”, “Цвета” –“Төсләр”.
Для закрепления знаний детей воспитатель может использовать все варианты предложенных в пособии игровых заданий и упражнений вне зависмости от возрастной группы.
Данное пособие может использоваться как в совместной деятельности воспитателя (родителя) и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Форма организации детей может быть индивидуальной или подгрупповой.
Цель (максат):
Закрепить у детей знание татарского языка в процессе игровой деятельности.
Задачи: обогащение словаря,активное использование слов в речи; воспитывать умение участвовать в диалоге; развивать память и мышление; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Возрастные группы детей: средняя, старшая, подготовительная к школе группа
Оборудование:
Карточки с изображением:
- Членов семьи (дедушка – бабай, бабушка – әби, папа – әти, мама – әни, мальчик – малай, девочка – кыз);
- Игрушек ( кукла, мяч, машина, заяц, медведь, кошка, собака);
- Продуктов (хлеб, чай, молоко, яблоко, виноград, банан, груша);
- Школьных принадлежностей (книга, альбом, клей, линейка, ручка, карандаш, пенал, дәфтәр)
Муляжи яблок (красного, зеленого), груш (желтого и зеленого), 1 банана.
Для игры « В гостях у зайца»: 2 зайца (мама и мальчик), овощи из фетра (10 морковок и 10 капусты)., мебель ( большая кровать и маленькая), столы (большой и маленький), стулья (большой и маленький).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Реченская основная общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Дидактическое пособие по обучению дошкольников татарскому языку
«ВОЛШЕБНЫЙ ДОМИК»– «ТЫЛСЫМЛЫ ӨЙ”
Воспитатель (Тәрбияче):
Досова Елена Юрьевна
Речное
Дидактическое пособие “Волшебный домик»” - “Тылсымлы өй” - предназначено для организации серии дидактических игр, заданий и упражнений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста для закрепления материала по татарскому языку ( по УМК) .
Пособие “Волшебный домик ” позволяет закрепить у детей татарскую лексику и диалогическую речь по следующим программным темам: в средней группе “Семья” – “Гаилә”, “Игрушки” – “Уенчыклар”, “Счет до 5” – “5 кә хәтле санау”, “Продукты питания” – “Ашамлыклар”, в старшей группе “Фрукты- овощи” – “Яшелчәләр”, “Цвета” – “Төсләр”, “Посуда” – “Савыт-саба”, “Мебель” – “Җиһаз”, в подготовительной к школе группе “Школа” –“Мәктәп” , “Животные” –“Җәнлекләр”, “Счет до 10” – “10га хәтле санау”, “Цвета” –“Төсләр”.
Для закрепления знаний детей воспитатель может использовать все варианты предложенных в пособии игровых заданий и упражнений вне зависмости от возрастной группы.
Данное пособие может использоваться как в совместной деятельности воспитателя (родителя) и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Форма организации детей может быть индивидуальной или подгрупповой.
Цель (максат):
Закрепить у детей знание татарского языка в процессе игровой деятельности.
Задачи: обогащение словаря,активное использование слов в речи; воспитывать умение участвовать в диалоге; развивать память и мышление; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Возрастные группы детей: средняя, старшая, подготовительная к школе группа
Оборудование:
Карточки с изображением:
- Членов семьи (дедушка – бабай, бабушка – әби, папа – әти, мама – әни, мальчик – малай, девочка – кыз);
- Игрушек ( кукла, мяч, машина, заяц, медведь, кошка, собака);
- Продуктов (хлеб, чай, молоко, яблоко, виноград, банан, груша);
- Школьных принадлежностей (книга, альбом, клей, линейка, ручка, карандаш, пенал, дәфтәр)
Муляжи яблок (красного, зеленого), груш (желтого и зеленого), 1 банана.
Для игры « В гостях у зайца»: 2 зайца (мама и мальчик), овощи из фетра (10 морковок и 10 капусты)., мебель ( большая кровать и маленькая), столы (большой и маленький), стулья (большой и маленький).
Ход игры (Уен барышы):
- Ребята, вы хотите совершить путешествие !? Конечно, да, ведь это очень увлекательно! Я предлагаю, Вам, отправиться в путешествие к «Волшебному домику». Счастливого пути!.
Воспитатель: Ребята, что вы видите ? (Домик).
-Бу нәрсә?
Дети: Бу өй.
Воспитатель: Ребята, вы знаете кто живет в этом доме? (Өйдә кем яши?)
- Дидактическая игра “В домике кто живет?” – “Өйдә кем яши?”.
Цель: закрепить слова по теме «Семья» -әти, әни, әби, бабай, кыз, малай; развивать моторику.
Материал: картинки с изображением членов семьи
Ход игры. Дети отвечают на вопрос :Бу кем?
Речевой образец: Бабай – дедушка, Әби – бабушка, Әти – папа, Әни – мама, малай – мальчик, кыз – девочка.
- Дидактическая игра «Угости» - « Сыйла»
Цель: закрепить слова по теме «Продукты питания» - алма, банан, груша, чәй, ипи,сөт, закрепить фразы «Кил монда», «Утыр», «Мә, аша,”; развитие разговорной речи.
Материал: картинки с изображением продуктов питания
Ход игры. Воспитатель предлагает позвать их и пригласить сесть за стол, «Әни ,кил монда, Утыр.. Мә, алма аша.” Дети угощают аналогично всех остальных другими продуктами питания, используя фразовую речь.
- Дидактическая игра «Собери портфель» - «Портфельне җый”
Цель: закрепить название школьных принадлежностей - пенал, ручка, альбом, китап, дәфтәр; название игрушек -машина, туп, куян, аю, курчак, количественный счет; развивать умение классифицировать предметы.
Материал. набор картинок “Школьные принадлежности”, “Игрушки”.
Ход игры. Воспитатель предлагает помочь собрать мальчика (малай) в школу, выбрав и разложив необходимые картинки или предметы. В конце игры предлагает посчитать сколько игрушек и сколько школьных принадлежностей.
- Дидактическая игра «Что делает?» - «Нишли?»
Цель: закрепить умение правильно отвечать на вопрос «Что делает?» (Нишли?); упражняться в составлении предложений,состоящих из существительного и глагола в правильном склонении.
Материал: сюжетные картинки
Ход игры: дети сами составляют предложения по рисунку (Скажи ,кто что делает)
Ревой образец: «Әни урындыкта утыра”
5.Дидактическая игра «Что ты делаешь» - «Син нишлисең?”
Цель: закрепить умение правильно отвечать на вопрос «Что делаешь?» (Син нишлисең?);.
Материал: сюжетные картинки
Ход игры: дети сами составляют предложения по рисунку (Скажи , что ты делаешь?)
Ревой образец: «Мин ашыйм”
- Дидактическая игра «Школьный театр» - “ Мәктәптә театр”
Цель: учить инсценировать действия персонажей сказки с помощью татарской диалогической речи; развивать творческое воображение.
Материал. Персонажи сказки «Репка» - «Шалкан»
Ход игры. Мальчик с девочкой приглашают вас в школьный театр. Вы узнали какая это сказка? Воспитатель предлагает детям распределить роли по сказке «Репка» и выбрать своих персонажей бабай, әби, кыз, малай, әти, әни, шалкан) и разыграть сказку по аналогии со сказкой “Репка”.
“Шалкан” әкияте
Бабай: ай-яй, зур шалкан. Юк, булмый. Әби, кил монда. Әйдә бергә.
Әби: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш (бергәләп). Юк, булмый. Әти, кил монда. Әйдә бергә.
Әти: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш. (бергәләп). Юк, булмый. Әни, кил монда. Әйдә бергә.
Әни: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш. (бергәләп). Юк, булмый. Малай, кил монда. Әйдә бергә.
Малай: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш. (бергәләп). Юк, булмый. Кыз, кил монда. Әйдә бергә.
Кыз: ай, шалкан зур. Бер, ике, өч, дүрт, биш. (бергәләп). Булды.
(Бергәләп җыр җырлыйлар).
Бар матур бакча
Анда шалкан үсә
Менә шундый шалкан зур, менә шундый кечкенә.
Шалкан, шалкан
Кил әле, биеп-биеп кит әле.
Әллә-лә, әллә-лә, бсеп-биеп кит әле.
7 .Дидактическая игра «Яблонька» - «Алмагач»
Цель: закрепить «Счет до 10» – «10га хәтле санау», “Цвета” –“Төсләр”., умение отвечать на вопросы: Нәрсә?, Нинди?Ничә?; развивать умение классифицировать предметы.
Материал: муляжи красных и зеленых яблок, корзина.
Ход игры. Воспитатель :- Ребята, мы пришли с вами в чудесный яблоневый сад.Как много здесь выросло яблок. Давайте, поможем девочке, набрать яблок .
«Посчитай яблоки: Ничә алма?” – “Сколько яблок ?”. Речевой образец: “Бер”. “Бер, ике”. “Бер, ике, өч”. “Бер, ике, өч, дүрт”. “Бер, ике, өч, дүрт, биш».
«Какие яблоки?» - «Алма нинди?» Речевой образец: «Алма зур, «Алма матур», «Алма тәмле» и т.д.
- «Какого цвета яблоки?» - «Алма нинди?» Речевой образец: «Сары алма». «Кызыл алма», «Яшел алма».
8. Дидактическая игра «В гостях у Зайца” – “Куянда кунакта”
Цель: закрепить слова по теме «Игрушки» - куян, «Овощи» - кишер, кәбестә, “Мебель” – карават, урындык, өстәл, «Цвета»; умение отвечать на вопросы: Нәрсә?, Нинди?Ничә? Нишли? развитие разговорной речи.
Материал: 2 зайца, 2 кроватки, 2 стула 2 стола; 10 морковок и 10 капусты из фетра.
Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей на дверь. Загадывает загадку : Ул кечкенә, йомшак, сикерә, кишер ярата.(Заяц).
Правильно, здесь живут зайцы. Предлагаю зайти в гости.
В.-Кого вы видите?- Бу нәрсә”
Речевой образец:”Бу, куян.”.
В.:Нинди куян?
Речевой образец:Зур (кечкенә) куян.
В.Что вы еще видите у зайцев в комнате?
Речевой образец:”Бу карават. Матур, сары, зур карават.”.”Бу зур , матур урындык”.”Бу зур, матур өстәл”.
Аналогично про маленького зайчика.
В. Ребята, давайте накормим зайцев?
- Заяц что любит кушать? – Куян нәрсә ашый?
Речевой образец: Куян кишер, кәбестә ярата. (ашый)
- Сюжетные игры: «Накормим Зайку», «Садим для Зайчика морковку» и т. д. (сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций.)
В. Ребята, нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с жителями этого волшебного домика..
Речевой образец: Сау булыгыз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры по обучению детей татарскому языку
Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями по обучению татарскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях. Также при разработ...
Дидактические игры в обучении дошкольников татарскому языку
Конскльтация...
Дидактические игры для обучения дошкольников татарскому языку
Данные игры составлены с учетом лексического минимума,используемого при обучении татарскому языку.Эти игры помогут сделать процесс обучения интересным,занимательным....
Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку.«Кубик - рубик»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12814774","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"230","width":"407"}}]]Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку. "К...
Конспект итогового занятия по татарскому языку «Волшебное письмо» - «Тылсымлы хат»
Конспект итогового занятия по татарскому языку "Волшебное письмо"-"Тылсымлы хат"...
Конспект по УМК итогового занятия по татарскому языку «Волшебное письмо» «Тылсымлы хат» с детьми средней группы
Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавател...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение мультимедийных ресурсов по обучению дошкольников татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение мультимедийных ресурсов по обучению дошкольников татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски»...