Семинар-практикум "Художественно-речевое развитие детей с ОНР"
консультация по логопедии по теме
В статье освещается актуальность и необходимость художественно-речевого развития детей, как имеющих речевые нарушения, так и не имеющих таковых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.dlya_vospitateley.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Осветить актуальность и необходимость художественно-речевого развития детей, как имеющих речевые нарушения, так и не имеющих таковых.
- Определить направления и приемы работы, применяя дискуссию, обмен мнениями, практическую деятельность, выполнение специальных упражнений, активное участие педагогов.
- Решая настоящие задачи, опираться на опыт и активно использовать специфику логопедической работы.
План проведения консультации:
I. Понятия: художественно-речевое развитие и воспитание детей.
1.Демонстрация дидактических пособий, художественной литературы и произведений изобразительного искусства, используемых в работе.
2.Практические упражнения, направленные на применение в речи образных средств с использованием специальных стихов и произведений изобразительного искусства.
II. Актуальность работы в данном направлении для детей с нарушениями зрения.
III. Задачи художественно-речевого развития.
1.Перечень задач и направления их решения.
2.Дискуссия на заданную тему.
3.Практические упражнения:
- используемые в работе над интонацией и тембром голоса в диалогической речи в сочетании с пальчиковой гимнастикой;
- с использованием игр для развития дыхания и голоса;
- применяемые в работе над темпом и четкостью речи в сочетании с логоритмикой;
- для введения в предложение однородных членов, синонимов, эпитетов;
- для развития чувства рифмы;
- направленные на обучение творческому рассказыванию по картинам.
IY. Заключение.
Нравственный, воспитательный и эстетический аспекты художественного развития.
Художественно-речевое развитие – развитие речи ребенка под воздействием художественной литературы и произведений изобразительного искусства.
Решение задач художественно-речевого развития способствует формированию художественно-речевого воспитания детей.
Художественная литература занимает важное место в процессе формирования личности. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус. Книга способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, т.е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их пополнением, с разнообразными проявлениями в этом плане: придумывание загадок, сказок и рассказов.
Изобразительно-выразительные средства языка
Метафора – от греческого «перенос», «переносное значение»; образное выражение.
Например: «Струи фонтанов хрустальными копьями вонзаются в небо»
Олицетворение – перенос признака с живого предмета на неживой.
Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки (болтушка-сорока).
Сравнение: «В железных латах самовар шумит домашним генералом» (часто используются союзы «как», «словно», и т.д.)
Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения.
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.
Например: «Снег валил с неба пудами»
Литота – художественное преуменьшение (мужичок с ноготок)
Задание участникам: определить изобразительно-выразительные средства языка.
«Золотая осень» Левитан, Поленов.
Осенний лес искрился желто-красными языками пламени. (Метафора)
Роща в золото одета. (Метафора)
«Большая вода» Левитан.
Тонкие березки, словно юные красавицы, заглядываются на себя в воду, как в зеркало. (Сравнение+олицетворение)
«красавицы-березки» (эпитет)
«Октябрь» Волков
«Октябрьский лес словно одинокий путник ежится на ветру». (Сравнение+ олицетворение)
«Красив осенний парк в своем уборе (метафора)
Вот ивушка склонилась над водой (олицетворение)
Вот желтый лист плывет, как лодка в море (сравнение)
Он краскою покрашен золотой.» (Метафора)
Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, баек; работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – все это должно способствовать художественно-речевому развитию.
Важно ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Дети 6-7 лет осознанно воспринимают произведения искусства, понимают события, изображения на картине, в рисунке, замечают характерные детали, признаки, средства художественной выразительности (линия, пятно, тон, цвет, форма, контур) Произведения изобразительного искусства (портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты) используются на занятиях по развитию речи. Особенно большое место в работе с детьми занимают иллюстрации в детской книге. Большой популярностью пользуются работы таких художников-иллюстраторов, как Ю.Васнецов, Е.Чарушин, А.Пахомов, В.Лебедев и др.
Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребенка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства – регулятор внутренней энергии, влияющий на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение.
Если сюжет картин, используемый педагогом, занимателен, ярок, нестардантен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию ребенка к учебной деятельности, но и побуждает его анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Практические упражнения, направленные на применение в речи выразительных средств с использованием специальных стихов и произведений изобразительного искусства.
На примере картин «Золотая осень» Левитана, «Октябрь» Волкова составляем метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.
Актуальность работы в данном направлении для детей с нарушениями зрения.
Художественно-речевое развитие актуально для всех дошкольников, но хотелось бы подчеркнуть особую важность работы в этом направлении с детьми с нарушениями зрения.
У большинства из этих детей зрительные нарушения врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.
Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.
Нарушение зрения детей сказывается прежде всего на их восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картине. Неточность представления об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника.
Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний, затрудняет осмысление материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающася на развитии речевой системы в целом: в особенности накопления словаря, понимании смысловой стороны речи, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.
Задачи художественно-речевого развития
1.Развивать умение слушать художественные произведения; эмоционально отзываться на них.
Важные замечания:
- отбор художественных произведений в соответствии с возрастом;
- оформление художественного произведения;
- эмоциональная заинтересованность взрослого;
- объяснение неизвестных ребенку слов и выражений перед чтением текста;
- возможность высказаться, выразить свое мнение, впечатление о прочитанном;
- речь педагога (четкая, ритмичная, спокойная, выразительная, эмоциональная)
2.Научить воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств.
- Уточнение понятия «изобразительно-выразительные средства»: синонимы, антонимы, метафора, сравнение, олицетворение; пословицы и поговорки; фразеологизмы, эпитет, гипербола, литота.
3. Учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения; выразительно исполнять произведения, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения.
Важные замечания:
- в работе над интонацией и тембром голоса очень полезны инсценировки, сказочные театрализации, распределения выступлений по ролям, театрализованные игры, а также чтение и пересказ определенных сказок, где есть возможность подражая героям, менять тембр голоса и интонацию.
- очень полезна работа над диалогической речью, которая является первичной формой речи ребенка.
Практикум. Диалоги в сочетании с пальчиковой гимнастикой.
Важно отметить работу над физиологическим дыханием.
Дыхание – база для формирования фразы. Недочеты детского дыхания преодолеваются:
- развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
- выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Правильное речевое дыхание – перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произношения или пения.
Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибание пальцев; называть ребят своей группы по именам)
В младшей группе дети приучаются говорить на одном выдохе короткими фразами от 2 до 5 слов, а в средней и старшей фразы несколько удлиняются.
Развитию дыхания очень помогает пение.
Практикум. Дыхательные игры.
Проблемы дыхания, нарушение темпа речи, смазанность и нечеткость звукопроизношения решаются так же с использованием логоритмических упражнений.
Практикум. Логоритмика.
Практикум. Развитие высоты и силы голоса.
Отдельно бы хотелось отметить технику введения в предложение однородных членов, синонимов, эпитетов.
Практикум на подбор синонимов, однородных членов, эпитетов.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, чувство рифмы, ритма и чувство стиля.
Дискуссия.
Чтение стихов.
Практикум. Развитие чувства рифмы.
5. Научить детей применять полученные на занятиях знания и умения в самостоятельной деятельности.
Важно на занятиях по развитию связной речи обучать детей творческому рассказыванию по картине.
Необходимо стимулировать детей рассказывать о себе, о проведенных выходных, каникулах и т.д.; сочинять стихи, рассказы, сказки.
Народные промыслы (слова и выражения)
Художественные изделия из бересты:
Береста, резьба, березовые лучины, березовая кора, березовый сок, корзины и короба, березовые туеса, шкатулки, ларцы, лапти, скоморохи, балалайки, кружевные узоры.
Хохломская роспись:
Ярмарка в старинном селе хохлома, сказочная жар-птица, золотая хохлома, затейливый орнамент, алые гроздья рябины, завитки трав и листьев, мерцающий золотой фон, золотистая расписная ложка.
Гжельская керамика:
Керамика, светильники, декоративные вазы, белоснежная керамика, синяя роспись, синяя краска – кобальт, рукоделие, гжельские умельцы, чудесные узоры; керамика, покрытая глазурью.
Заключение:
Художественно-речевое развитие направлено прежде всего на возникновение любви и интереса к литературе. Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствуют лучшему их запоминанию, усиливают воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане.
Приобретая навыки выразительной речи, ребенок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Индивидуальное исполнение побуждает к поискам образных речевых средств, помогает выразить свое отношение к сюжету, персонажам.
Планируя работу по художественно-речевому развитию, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средствам, исполнению.
Список литературы:
- Н.А.Ветлугина Сборник статей «Эстетическое воспитание
в детском саду» М. 1998г.
- М.М.Алексеева Методика развития и обучения родному
языку дошкольников. М. 2000г.
- М.Е.Хватцев Логопедия. М., 1996г.
- В.И.Селиверстов Речевые игры с детьми. М. 1994г.
- Е.А.Лапп. Развитие связной речи детей 5-7 лет с
нарушениями зрения. М. 2006г.
- Л.Г.Парамонова Стихи для развития речи. М. 2007г.
- Т.А.Ткаченко Большая книга заданий и упражнений на
развитие связной речи малыша. М.2008г.
- Т.А.Ткаченко Логопедические упражнения. М.2008г.
- Т.А.Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию
по картинкам. М.2005г.
10. О.Жукова Игры со сказками. М. 2003г.
11. Н.А. Курочкина Знакомим с пейзажной живописью.
С-Петербург. 2000г.
12. Л.М.Козырева Развитие речи. Ярославль 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...