Самообразование педагога ДОУ на тему: «Игра как средство общения дошкольников»
методическая разработка

Колбина Наталья Александровна

Тема:

 

 «Игра как средство общения дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19-20_samooobrazovanie.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Индивидуальный план самообразования воспитателя

 

 

 

 

Колбина Наталья Александровна  

 

 

 

 

Тема:

 

 «Игра как средство общения дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Челябинск, 2019-2020

Индивидуальная тема: «Игра как средство общения дошкольников»

Актуальность темы: Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.

Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.

У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный  предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах.

Кроме игр с предметами, большое значение для развития ребёнка имеют ролевые игры. Роль – это важнейший компонент игры, в игре она выполняется ребёнком очень чётко.

Начиная с самого малого возраста, ребёнок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями.

Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни.

К сожалению, в современном мире игры, общение нередко вытесняются (и часто виною тому взрослые!) просмотром телепередач, компьютерными играми. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Задача педагогов – помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить. Поэтому считаю тему самообразования «Игра как средство общения дошкольников» весьма актуальной в настоящее время.

 Дата начала работы над темой: 2019-2020 уч.год

 Предполагаемая дата окончания работы: май 2020

 Цель:

  • Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.

 Задачи:

  • Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности; 
  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении; 
  • Воспитание навыков коллективной игры (умение договорится, распределять роли, радоваться успехам товарища).

Сроки 

Форма работы 

Содержание работы  

(с детьми, с педагогами, с родителями)  

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) 

I. Теоретический этап

Изучение методической литературы и других источников

СЕНТЯБРЬ-

ОКТЯБРЬ-

1)Головченко И.А. Игровая деятельность - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста/ И.А. Головченко//Конференция: Детство, отрочество, юность в контексте научного знания [Электронный ресурс]. – 2013

2) Игра в жизни дошкольника: пособие для учреждений дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2012

3) Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007

4)А.Н.Давидчук, Л.Г.Селикова «Дидактическая игра-средство развития дошкольников»

5) Изучение ФГОС ДО

6) Изучение закона «Об образовании»

7) Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»

8) Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях;

Анализ изученных источников

II. Практический этап

НОЯБРЬ -

ДЕКАБРЬ-

ЯНВАРЬ-

ФЕВРАЛЬ-

МАРТ-

1) Памятка для родителей «Как игра способствует развитию общения?»

2) Игры с детьми на развитие навыков общения.

3) Сюжетно-ролевые игры с детьми

4) Оформление выставки для родителей «Дидактические игры для детей»

5) Работа с родителями. Совместное пополнение игровых уголков

6)Организация подвижных игр на прогулке

7) Консультация для родителей

«В какие игры в выходной поиграть с ребенком».

8) Игровой досуг: «Русские народные подвижные игры»

9)Вечерний досуг «Мои любимые настольные игры с друзьями»

10) Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка»

11) Консультация для родителей: «Игры на развитие внимания»

12) Театрализованные игры с куклами «Би-ба-бо»

13)Разработка дидактичеких игр «Собери картинку», «Обустрой свою комнату», «Одень куклу», «Что лишнее»

Памятки для родителей, час игр и забав в вечернее время, выставка, пополнение игровых уголков, консультация для родителей, игровой досуг

III.         Заключительный (аналитический)

Вывод

АПРЕЛЬ-

МАЙ-

В результате проведенных игр, дети вышли на новый, более высокий уровень общения, научились слушать и слышать сверстника и взрослого, взаимодействовать участвуя в общих занятиях.

Данной работой мы подтвердили положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, устанавливаются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

 

8.Предполагаемый результат:

Повышение положительных качеств, таких как: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь.

9.Форма отчётности: Создание презентации по теме «Игра как средство общения дошкольников». Создание макета «Моя комната». Создание картотеки игр.

11. Отчет по самообразованию в средней группе за 2019-2020 учебный год воспитателя Колбиной Н.А. по теме: «Игра как средство общения дошкольников».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Тема самообразования «Игра как средство общения дошкольников» выбрана тема мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Мною была рассмотрена и изучена литература: А.Н.Давидчук, Л.Г.Селикова «Дидактическая игра-средство развития дошкольников», Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»; Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях и другие, а так же ФГОС и закон «Об образовании»

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:

1)Головченко И.А. Игровая деятельность - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста/ И.А. Головченко//Конференция: Детство, отрочество, юность в контексте научного знания [Электронный ресурс]. – 2013

2) Игра в жизни дошкольника: пособие для учреждений дошкольного образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2012

3) Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007

4)А.Н.Давидчук, Л.Г.Селикова «Дидактическая игра-средство развития дошкольников»

5) Изучение ФГОС ДО

6) Изучение закона «Об образовании»

7) Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»

8) Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;

• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;

• освоение современных технологий и методов организации игры;

• классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;

• повышение компетентности родителей в вопросе игровой деятельности детей;

• повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:

• правильная организация и руководство игрой;

• правильно сформулированная мотивация;

• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;

• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:

• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;

• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);

• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:

• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;

• формирование умения договориться о выборе игры;

• самостоятельное распределение ролей;

• обсуждение основного развития сюжета;

• подготовка игровой обстановки.

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

 

 

 

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников".

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников"....

Отчёт по самообразованию по теме "Игра как средство общения дошкольников"

В 2017 – 2018 году я продолжила работу над темой «Игра как средство общения дошкольников» Цель моей работы: способствовать развитию интереса к играм, взаимодействиями ...

Самообразование на тему: Игра как средство общения дошкольника

В настоящее время игровой деятельностипридается большое значение....

План самообразования на тему: «Игра как средство общения дошкольников».

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Отчет по самообразованию на тему: «Игра как средство общения дошкольников старшего возраста»

Отчет по самообразованию на тему: " Игра как средсьво общения дошкольников старшего возраста"...

Самообразование воспитателя по теме "Игра - как средство общения дошкольников в средней группе"

Цель: создать условия для развития и совершенствования игровой деятельности для дошкольников средней группы. Повышение своего теоретического уровняЮ профессионального мастерства и компетентности....