Отчет по самообразованию на тему: «Игра как средство общения дошкольников старшего возраста»
презентация к уроку (старшая группа)
Отчет по самообразованию на тему: " Игра как средсьво общения дошкольников старшего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самообразование игра как средство общения | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы: С тарший дошкольный возраст в психологии обозначен как этап интенсивного психического развития. Очень важным в этом возрасте для ребенка становится общение, имеющее неоспоримое значение в развитии всех видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Для преодоления подобных трудностей в работе с дошкольниками необходимо развивать коммуникации и формировать навыки общения ребёнка в группе ровесников. Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практическом применении игры, как средства развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста. Задачи : - проанализировать, как проблема общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста освещена в психолого-педагогической литературе; - провести диагностику общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста; - разработать комплекс игр по развитию общения со сверстниками; - провести работу с родителями, направленную на понимание значения игры в жизни и общении ребёнка. Актуальность темы. Цель. Задачи
Теоретический этап 1.Общение – это разноплановый и многогранный процесс развития контактов между индивидами, возникающий из потребности в совместной деятельности: а). Обмен информацией между субъектами общения; б). Взаимные действия общающихся индивидов – обмен не только словами, но и действиями, поступками; в). Восприятие субъектами общения друг друга. 2.Особенности общения с ровесниками старшего дошкольника: а). Яркая эмоциональная насыщенность (высокая эмоциональность и раскованность); б). Нестандартность и нерегламентированность поведенческих реакций (при взаимодействии с ровесниками дошкольники старшего возраста используют мимику, неожиданные и оригинальные слова, действия и движения); В). Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка является важным собственное действие или высказывание, а инициатива ровесника в большинстве случаев им не поддерживается. 3. Ф ормирование навыков общения дошкольников со сверстниками должно опираться на следующие положения: а). Безоценочность . б). Отсутствие в играх детей реальных предметов и игрушек на начальных этапах. в). Отказ от соревновательного момента в играх.
Практический этап Проведена диагностическая работа по выявлению уровня общительности детей в условиях естественной игровой деятельности с помощью методики «Изучение общительности и коммуникативных умений и навыков» М.В. Гамезо , В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. В результате проведения диагностики были выявлены п оказатели общения ребенка со сверстниками в группе : 20% детей имеют высокий уровень развития общительности, 50% детей имеют средний уровень развития общительности, 30% дошкольников попали в группу необщительных Разработан комплекс игр по развитию коммуникации и формированию навыков общения для детей старшей группы, опираясь на результаты диагностики, на наблюдения за детьми во время их общения друг с другом., на полученную информацию из методической литературы. Проведена работа с родителями в виде консультаций и бесед, направленных на понимание значения игры в жизни и общении ребёнка.
Общим правилом для игр первых этапов комплекса является: 1). О тказ от привычных для детей речевых способов общения . 2). Переход к жестовому и мимическому способу общения между играющими. 3). В процессе игры не вносится никаких предметных атрибутов (костюмов игрушек, и т.д.). I этап - Игры на «Общение без слов » Эти игры дают возможность перехода к непосредственному общению между дошкольниками, преодолению отчуждения в отношениях ровесников, разрушению защитных барьеров, которыми ребенок отгораживает себя от других . Комплекс игр по развитию коммуникации и формированию навыков общения для детей старшей группы «Добрые эльфы» «Волны»
II этап - игры на «Внимание к другому » Эти игры развивают «контактность», способность видеть другого, обращать на него внимание. Отвлечь детей от фиксировании на собственном «Я» и обратить внимание детей на другого ребенка. «Испорченный телефон » «Зеркало » «Общий круг»
III этап - игры на «Согласованность действий » Эти игры развивают способность действовать с учетом поведения, потребностей и интересов сверстников, т.е. способность к совместной согласованности движений. «Сороконожка » «Змейка » «На тропинке»
IV этап - игры на «Общие переживания » Эти игры объединяют детей путем совместного переживания эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных), способствуют формированию способности к сочувствию и сопереживанию. «Шторм» «Две страны» «Шторм»
V этап - игры на «Взаимопомощь в игре » Эти игры объединяют детей, дают возможность помочь и поддержать ровесника, в которых ребята оказывают друг другу помощь и поддержку в сложных игровых ситуациях, реализуется потребность в общении, развитие способности понимать другого. «Старенькая бабушка» «Заблудившийся ребенок»
На пятом этапе появляются сюжетно-ролевые игры на: «Взаимопомощь в игре» , целью которых было объединить детей , дать возможность помочь и поддержать ровесника , в которых ребята оказывают друг другу помощь и поддержку в сложных игровых ситуациях. Реализуется потребность в общении, развитие способности понимать другого. «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Заблудившийся ребенок», «День помощника». На шестом этапе игры на «Добрые слова и пожелания», целью которых является развитие способности видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей . Словесное выражение своего отношения к ровеснику, (добрые слова, комплименты), развитие умений пользоваться средствами общения. «Спящая красавица», «Пожелания», «Комплименты», «Добрые волшебники». На седьмом (последнем) этапе : игры на «Помощь в общей совместной деятельности» , которые направлены на развитие у детей способности делиться с ровесниками , помогать им в ходе совместной деятельности. «Рукавички», «Угадай-ка», «Общий рисунок», «Мастер и подмастерья».
Анализ проделанной работы 1). В начале работы по самообразованию была рассмотрена проблема развития общения с ровесниками ребят старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе . 2). Выявлены положения ( б езоценочность , отсутствие в играх детей реальных предметов и игрушек, отказ от соревновательного момента в играх), на которые опирались для разработки комплекса игр для развития коммуникаций и формирования навыков общения дошкольников с ровесниками в игровой деятельности. 3). Проведена диагностическая работа по выявлению уровня общительности детей в условиях естественной игровой деятельности с помощью методики «Изучение общительности и коммуникативных умений и навыков» М.В. Гамезо , В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. 4). Результаты диагностики показали, что 20% ребят имеют высокий уровень развития общения с ровесниками, у 50% детей выявлен средний уровень, у 30% ребят – низкий уровень развития навыков общения с ровесниками. 5). Р азработан комплекс игр по формированию коммуникаций и развитию навыков общения для ребят старшего дошкольного возраста с помощью игры. 6). Применение комплекса игр по формированию коммуникаций и развитию навыков общения для ребят старшего дошкольного возраста с помощью игры.
- Предложенный комплекс игр– привлек внимание детей к сверстник ам и их различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры по развитию навыков общения помогли детям развить чувство общности друг с другом, научили замечать достоинства и переживания другого , видеть в ровесниках не соперников и конкурентов, а друзей и партнеров и помогли ребенку в игровом и реальном взаимодействии. - В процессе этих игр у детей старшего дошкольного возраста развивается и накапливается положительный опыт коммуникаций и общения со своими ровесниками (легче вступают в контакт с другими ребятами, выбирают уместные способы общения с ровесниками, проявляют вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, выслушивают партнёра). - Поэтому применение таких игр просто необходимо для развития навыков общения между детьми. Выводы
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию по теме "Игра как средство общения дошкольников"
В 2017 – 2018 году я продолжила работу над темой «Игра как средство общения дошкольников» Цель моей работы: способствовать развитию интереса к играм, взаимодействиями ...
Самообразование на тему: Игра как средство общения дошкольника
В настоящее время игровой деятельностипридается большое значение....
Консультация для воспитателей на тему: «Игра как средство общения дошкольников младшего возраста»
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании детей. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенны...
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС на тему: «Игра, как средство общения дошкольников»
Цель: Повышение профессионального уровня педагога....
План самообразования на тему: «Игра как средство общения дошкольников».
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...
Самообразование воспитателя по теме "Игра - как средство общения дошкольников в средней группе"
Цель: создать условия для развития и совершенствования игровой деятельности для дошкольников средней группы. Повышение своего теоретического уровняЮ профессионального мастерства и компетентности....
Отчёт по самообразованию на тему: «Игра как средство общения младших дошкольников»
Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения...