Статья "Игровая деятельность как условие развития инициативы и самостоятельности"
статья

Левочкина Светлана Алексеевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx52.37 КБ

Предварительный просмотр:

С.А.Левочкина, старший воспитатель МАДОУ №15

Игровая деятельность как условие развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

Из юного поколения мы должны  создать

сильных людей, а сильными людьми мы

называем людей самостоятельных и свободных.

Мария Монтессори

Одним из направлений  государственной политики РФ на разных уровнях,  является повышение качества образования, ориентированного на формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Эти  качества отражены в целевых ориентирах ФГОС, как результат завершения дошкольного образования и способствуют формированию учебной самостоятельности в начальной школе.

Самостоятельность - качество личности, характеризующееся умением поставить цель деятельности, осуществить планирование, реализовать задуманное, получить результат.

Инициативность – способность преодолевать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом.

Формирование личностных качеств дошкольников происходит в деятельности, ведущим видом деятельности является игра.  

Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.

Таким образом, личностные качества, сформированные  в игре, дошкольник способен проявлять в других видах деятельности.

При анализе  образовательной деятельности в ДОУ, перед нами возник вопрос:  способствует ли организация образовательного процесса развитию инициативности, самостоятельности дошкольников.

Используя методику Коротковой Н. А, Нежнова П. Г.  «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе»,  мы провели диагностику инициативности и самостоятельности старших дошкольников в свободной и совместной деятельности, используя следующие  критерии:

-   творческая инициатива (посредством наблюдения за сюжетной игрой);  

- познавательная инициатива – любознательность (через наблюдение познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности).

Результаты наблюдений за сюжетно-ролевой игрой и познавательно-исследовательской деятельностью фиксировали в таблицах №1 и №2.

Таблица 1. Результаты наблюдений за свободной (сюжетно-ролевой) игрой.

п/п

Ф.И.ребёнка

Возраст (лет, мес)

Критерии

Общий балл

Обращение с предметами

Взаимодействие с другими детьми

Сюжет

Длительность

Роли

Предмет деятельности

Ориентация на взрослого

Правила игры

Таблица 2. Результаты наблюдений за познавательно-исследовательской и     продуктивной деятельностью детей.

п/п

Ф.И.ребёнка

Возраст (лет, мес)

Уровень развития

1 уровень

Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.

2 уровень

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений; высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.

3 уровень

Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

(типично для 6-7 лет)

В результате анализа, выявили ряд проблем:

  • времени для развертывания полноценной свободной деятельности  недостаточно в связи с особенностями ООП;
  • недостаточная наполняемость ППС (неоформленный материал, разнообразие и сменяемость);
  • педагог  - инициатор детской деятельности;
  • часть детей  старшего возраста затрудняются  организовать свою деятельность.

Результаты диагностики познавательной инициативы-любознательности детей старшего дошкольного возраста (%)

Результаты наблюдений за свободной (сюжетно-ролевой) игрой

 

Полученные данные и наблюдения позволили выдвинуть следующую гипотезу:

создавая условия для развития свободной игровой деятельности (сюжетно-ролевая познавательно-исследовательская) способствуем развитию инициативности и самостоятельности дошкольников.

К таким условиям мы относим:

- предоставление времени в течение дня (не менее 40-60 мин. непрерывно) для развертывания полноценной игровой деятельности;

- преобразование предметно-пространственной среды для обнаружения собственного интереса у ребенка;  

-   повышение компетентности педагога в области социально-коммуникативного развития;

- поддержка  инициативы и достижений ребенка.

На основе анализа проблемной ситуации мы определили цель  и задачи проекта: организация образовательного процесса в ДОУ способствующего развитию инициативности, самостоятельности дошкольников.

Задачи: (отражены на слайде)

  1. Планирование образовательного процесса с учетом времени на полноценную  самостоятельную игровую деятельность («Час игры») с   использованием технологии «Выбор» для умения планировать свои действия и оценивать  результаты.
  2.  Преобразование предметно-пространственной среды, в том числе  неоформленным материалом, за счёт освоения бюджетных и  привлечения внебюджетных средств.
  3. Повышение квалификации педагогов в области социально-коммуникативного развития.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение  детей с проблемами в социально-коммуникативном развитии  специалистами ДОУ и других учреждений в рамках сетевого взаимодействия.

Для решения поставленных задач мы определили этапы реализации проекта:

В период с января по март текущего года был реализован I подготовительный этап   проекта. Мы проанализировали организацию образовательного процесса в ДОУ (совместную и самостоятельную деятельность детей), выявили  уровень сформированности инициативности, самостоятельности старших дошкольников и определили цели и задачи проекта.

В течение следующего учебного года будет реализован практический этап проекта. На этом этапе мы планируем включить технологию «Час игры» в режим дня экспериментальных старшей и подготовительной групп. На протяжении этого часа дети самостоятельно выбирают партнера, вид деятельности с помощью «доски выбора». Мы предполагаем, что это будет способствовать формированию умения планировать свою деятельность и анализировать. Задача воспитателя – не навязывать своего мнения, а организовать групповое пространство и обеспечить необходимым материалом для возникновения детского интереса, а так же обеспечить индивидуальный подход   к  детям,  имеющим  затруднения в   самостоятельном выборе деятельности. Развитию  педагогических  компетентностей будет способствовать повышение квалификации за счёт внутренних и внешних ресурсов.

На заключительном этапе, с помощью диагностики в экспериментальной и контрольной группах, будет определена эффективность проделанной работы и распространение положительного опыта на группы детей старшего дошкольного возраста.

В перспективе, мы планируем расширить условия для самостоятельного выбора деятельности старшими дошкольниками, используя технологию «Клубный час».  

Планируемый результат.

  1. Повышение уровня самостоятельности, инициативности выпускника ДОУ.
  2. Разработка и реализация программы развития ДОУ, годового плана с учетом изменения образовательного процесса.
  3. Создание среды соответствующей современным требованиям.  

Таким образом, мы предполагаем, что изменения в организации образовательного процесса в ходе реализации проекта будут способствовать формированию инициативности и самостоятельности детей на этапе завершения дошкольного образования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

Проблема детской самостоятельности все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов и психологов....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей».

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»....

Презентация к инновационной деятельности на тему: "Развитие инициативы и самостоятельности у детей через системное введение театрально-игровых технологий в НОД и СОД"

Театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. В...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» во второй младшей группе

План работы по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»во второй младшей группе...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...

Тема по самообразованию: Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей.

Тема по самообразованию: Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей.Цель: Создание атмосферы творчества и доверия через театрализованную деятельность...