Статья "Игровая деятельность как условие развития инициативы и самостоятельности"
статья
Предварительный просмотр:
С.А.Левочкина, старший воспитатель МАДОУ №15
Игровая деятельность как условие развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Из юного поколения мы должны создать
сильных людей, а сильными людьми мы
называем людей самостоятельных и свободных.
Мария Монтессори
Одним из направлений государственной политики РФ на разных уровнях, является повышение качества образования, ориентированного на формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Эти качества отражены в целевых ориентирах ФГОС, как результат завершения дошкольного образования и способствуют формированию учебной самостоятельности в начальной школе.
Самостоятельность - качество личности, характеризующееся умением поставить цель деятельности, осуществить планирование, реализовать задуманное, получить результат.
Инициативность – способность преодолевать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом.
Формирование личностных качеств дошкольников происходит в деятельности, ведущим видом деятельности является игра.
Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.
Таким образом, личностные качества, сформированные в игре, дошкольник способен проявлять в других видах деятельности.
При анализе образовательной деятельности в ДОУ, перед нами возник вопрос: способствует ли организация образовательного процесса развитию инициативности, самостоятельности дошкольников.
Используя методику Коротковой Н. А, Нежнова П. Г. «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе», мы провели диагностику инициативности и самостоятельности старших дошкольников в свободной и совместной деятельности, используя следующие критерии:
- творческая инициатива (посредством наблюдения за сюжетной игрой);
- познавательная инициатива – любознательность (через наблюдение познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности).
Результаты наблюдений за сюжетно-ролевой игрой и познавательно-исследовательской деятельностью фиксировали в таблицах №1 и №2.
Таблица 1. Результаты наблюдений за свободной (сюжетно-ролевой) игрой.
№ п/п | Ф.И.ребёнка | Возраст (лет, мес) | Критерии | Общий балл | |||||||
Обращение с предметами | Взаимодействие с другими детьми | Сюжет | Длительность | Роли | Предмет деятельности | Ориентация на взрослого | Правила игры | ||||
Таблица 2. Результаты наблюдений за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью детей.
№ п/п | Ф.И.ребёнка | Возраст (лет, мес) | Уровень развития | ||
1 уровень Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. | 2 уровень Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений; высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата. | 3 уровень Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо). (типично для 6-7 лет) | |||
В результате анализа, выявили ряд проблем:
- времени для развертывания полноценной свободной деятельности недостаточно в связи с особенностями ООП;
- недостаточная наполняемость ППС (неоформленный материал, разнообразие и сменяемость);
- педагог - инициатор детской деятельности;
- часть детей старшего возраста затрудняются организовать свою деятельность.
Результаты диагностики познавательной инициативы-любознательности детей старшего дошкольного возраста (%) | Результаты наблюдений за свободной (сюжетно-ролевой) игрой |
Полученные данные и наблюдения позволили выдвинуть следующую гипотезу:
создавая условия для развития свободной игровой деятельности (сюжетно-ролевая познавательно-исследовательская) способствуем развитию инициативности и самостоятельности дошкольников.
К таким условиям мы относим:
- предоставление времени в течение дня (не менее 40-60 мин. непрерывно) для развертывания полноценной игровой деятельности;
- преобразование предметно-пространственной среды для обнаружения собственного интереса у ребенка;
- повышение компетентности педагога в области социально-коммуникативного развития;
- поддержка инициативы и достижений ребенка.
На основе анализа проблемной ситуации мы определили цель и задачи проекта: организация образовательного процесса в ДОУ способствующего развитию инициативности, самостоятельности дошкольников.
Задачи: (отражены на слайде)
- Планирование образовательного процесса с учетом времени на полноценную самостоятельную игровую деятельность («Час игры») с использованием технологии «Выбор» для умения планировать свои действия и оценивать результаты.
- Преобразование предметно-пространственной среды, в том числе неоформленным материалом, за счёт освоения бюджетных и привлечения внебюджетных средств.
- Повышение квалификации педагогов в области социально-коммуникативного развития.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в социально-коммуникативном развитии специалистами ДОУ и других учреждений в рамках сетевого взаимодействия.
Для решения поставленных задач мы определили этапы реализации проекта:
В период с января по март текущего года был реализован I подготовительный этап проекта. Мы проанализировали организацию образовательного процесса в ДОУ (совместную и самостоятельную деятельность детей), выявили уровень сформированности инициативности, самостоятельности старших дошкольников и определили цели и задачи проекта.
В течение следующего учебного года будет реализован практический этап проекта. На этом этапе мы планируем включить технологию «Час игры» в режим дня экспериментальных старшей и подготовительной групп. На протяжении этого часа дети самостоятельно выбирают партнера, вид деятельности с помощью «доски выбора». Мы предполагаем, что это будет способствовать формированию умения планировать свою деятельность и анализировать. Задача воспитателя – не навязывать своего мнения, а организовать групповое пространство и обеспечить необходимым материалом для возникновения детского интереса, а так же обеспечить индивидуальный подход к детям, имеющим затруднения в самостоятельном выборе деятельности. Развитию педагогических компетентностей будет способствовать повышение квалификации за счёт внутренних и внешних ресурсов.
На заключительном этапе, с помощью диагностики в экспериментальной и контрольной группах, будет определена эффективность проделанной работы и распространение положительного опыта на группы детей старшего дошкольного возраста.
В перспективе, мы планируем расширить условия для самостоятельного выбора деятельности старшими дошкольниками, используя технологию «Клубный час».
Планируемый результат.
- Повышение уровня самостоятельности, инициативности выпускника ДОУ.
- Разработка и реализация программы развития ДОУ, годового плана с учетом изменения образовательного процесса.
- Создание среды соответствующей современным требованиям.
Таким образом, мы предполагаем, что изменения в организации образовательного процесса в ходе реализации проекта будут способствовать формированию инициативности и самостоятельности детей на этапе завершения дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...
Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Проблема детской самостоятельности все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов и психологов....
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей».
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»....
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...
Презентация к инновационной деятельности на тему: "Развитие инициативы и самостоятельности у детей через системное введение театрально-игровых технологий в НОД и СОД"
Театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. В...
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» во второй младшей группе
План работы по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»во второй младшей группе...
Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...