Индивидуальный образовательный маршрут
материал
Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим нарушения речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind._obrazovatelnyy_marshrut.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы
на период с 1 сентября 2021 по 31 мая 2022 года
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим нарушения речи
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка Г.С Дата рождения: 03.10.2017г. Группа:" Веселая семейка" Адрес: ЗАТО п.Солнечный Красноярского края | Ф.И.О. родителей: мама – папа – | Ф.И.О. воспитателей: | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед Педагог-психолог Инструктор по физической культуре и спорту Музыкальный руководитель |
Заключение и рекомендации ПМПК | ТНР (ОНР) Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР. | ||
Общие задачи на период реализации | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков речевой, познавательной и физической деятельности. | ||
Режим пребывания ребенка в ДОУ | Режим полного дня: 5 дней в неделю. | ||
Взаимодействие специалистов ДОУ | - Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, Инструктор по физической культуре и спорту создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду. | ||
Соматическое состояние | Группа здоровья - III Группа физических занятий – основная, | ||
Противопоказания | нет |
Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы материал был доступным - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. - В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению | |
Спец. организация рабочей позы ребенка | - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - Постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | Дозирование времени на групповых занятиях: | |
Правила взаимодействия с отдельными объектами | - Пособия и материалы среднего размера - Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на белом фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии. - Загруженность перцептивного поля 5- 7объектов; - Для обследования наглядности предоставлять разное время. - Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Умственной
- Смена позы деятельности - Не переутомлять глаза при рассматривании - Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия. - Не составлять слишком сложные предложения - Артикуляционная гимнастика | Физической - физ.паузы |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Показ педагога, совместная деятельность. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ППк Специалисты ППк Председатель ППк - -Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | -Сенсорное развитие - Уточнение, обогащение и систематизация словаря - Стимулирование познавательной активности - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. - Развитие всех сторон речи. - Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
Коррекционно-развивающая работа
Специалист
| Направления коррекционно-развивающей работы | Конкретные задачи для ребенка на период | Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.) | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы + сформировано +- в стадии формирования - не сформирован |
Логопед, воспитатель | - артикуляционная и мимическая гимнастики; - дыхательная гимнастика; - развитие фонематического слуха, восприятия; - анализ и синтез букв, звуков; - обогащение словарного запаса; - постановка и автоматизация звуков «С», «З», «Р,Рь», «Л», «Ш», «Ж»; - дифференциация в речи «С-Ш», «Л-Р», «З-Ж» | -Формирование и совершенствование грамматического строя речи. -Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа: -развитие просодической стороны речи; -коррекция произносительной стороны речи; - работа над слоговой структурой слова; -совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза; -Обучение элементам грамоты. -Развитие связной речи и речевого общения. | Фронтальные включают в себя: -знакомство со звуками - Звуковой анализ слов -выделение звука (начало, середина, конец) - обучение рассказыванию, пересказу текста - Обучение согласованию сущ.с прил, глаг. Индивидуальные, подгрупповые: - коррекция звукопроизношения -развитие общей моторики, дыхания - постановка и автоматизация звуков - Развитие связной речи и речевого общения. - Формирование и совершенствование грамматического строя речи Групповые - Обучение графическому начертанию печатных букв. - Составление, печатание и чтение: (АУ),(УТ), (МА),(КОТ), (ПАПА, АЛИСА), (ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК), (ШУТКА), (КАПУСТА), - предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом - Обучение послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов. | - звукопроизношение: в стадии автоматизации звук (Л), (С) дифференциация зв. Ш-С,Ж-З - словарь значительно расширился - сформированность грамматических категорий - свободная речь - умение вести повествовательный рассказ, как одно из важных критериев общения и социализации - различает и называет по графическому начертанию буквы -составляет, печатает и читает слоги, слова. | |
Познавательное развитие | 1. Сенсорное развитие. 2. Развитие психических функций. 3. Ознакомление с окружающей действительностью. | Индивидуально через дид.упражнения: "Найди отличия" «Четвертый лишний» «Что изменилось» «Запомни и разложи (поставь) также картинки (игрушки)» Индивид., подгрупп., фронтал.) "Переплетённые линии" «Кольца» «Корректурная проба» Индивидуально через дид. упр. «Запомни картинки», «Запомни предметы» Индивид., подгрупп «Живое – неживое» «Запрещенное движение» | -Снятие негативизма - увеличился объем внимания: количество предметов, которые он фиксирует в «поле восприятия» и запоминает стало больше (10) -Улучшилась избирательность внимания: стало легче фиксировать познавательную активность на заранее определенных свойствах предметов и явлений. -Улучшилась способность распределять внимание, стал лучше сосредоточиваться на нескольких предметах или действиях одновременно. - Увеличился объем памяти. Он запоминает 10 слов. | ||
Моторные функции (общая моторика, мелкая моторика) | 1. Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса. | - логопедические пятиминутки; Индивидуальные - подвижные игры и пальчиковая гимнастика; | Совершенствование конструктивного праксиса в работе с простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. |
Работа с родителями
Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.
Условия успешной работы с родителями:
- изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- доброжелательность и открытость
Задачи | Содержание работы Основные формы взаимодействия с семьей | Сроки | Примечание |
- помочь родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса, проводимого в единстве требований педагогов и родителей. - Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.) -роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий: - оказывает помощь ребенку в выполнении заданий педагогов, в оформлении индивидуальной тетради; - принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в группе; - организует наблюдение за ребенком, определяет усвоение им новых знаний и умений. | - использовать информационно-методический ресурс для развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ; - получать онлайн консультации специалистов; - участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ 1.Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства); 2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте); 3. Образование родителей (проведение родительских собраний, мастер – классов, открытых занятий); 4. Совместная деятельность (привлечение родителей к организации праздников, экскурсий, конкурсов, к участию в исследовательской деятельности, работе на клумбах и в огороде). |
Литература.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
- Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....