Технология Духовно-нравственное воспитание
методическая разработка
Опыт работы по технологии духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание технологии по духовно- нравственному воспитанию | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением отдельных предметов»
Технология
Духовно- нравственное воспитание
(«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»)
Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории
Баталина Т.Ф.
г. Сергиев Посад
- Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.
Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества
Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
Ведущую роль в становлении личности ребёнка – дошкольника играет семья. Именно в семье, благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребёнок приобретает первый социокультурной опыт.
При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально- практического взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для него развитых вида деятельности.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создание единого контекста воспитания и развития, общения на основе общности цели, содержаниея и педагогических технологий.
Эту задачу позволяют решить программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования
- Актуальность
Последние годы отмечается проблема снижение педагогической компетентности родителей по воспитанию детей основ нравственных ценностей – фундамент будущей личности. Сложившиеся положение является отражением перемен произошедших в обществе общественном сознании, в девяностые годы после развала Союза дошкольное воспитание – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, они формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представление о добре и зле о нравственных эталонных поведение и взаимоотношения. Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
– Родители смещает акценты в развитии детей в сторону ранее интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствует о том, что возраст от рождения до восьми лет наиболее благоприятен для формирования сенсорная, социальной и нравственной формы;
– Произошла утрата семейной функции, передачи детям значимых культурных жизненных ценностей, крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей – говорит о недостаточной компетентности семье в вопросах нравственного становления воспитание личности ребёнка. Поэтому внедрение программы истоки и воспитания на социокультурном опыте является важной и актуальной в наше современное время.
- Цели и задачи
Цель: привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы, способствующей выходу на целостное развитие личности.
Задачи:
1. Приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители (законные представители), педагоги) к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- Организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
- Развитие социального партнёрства всех участников образовательных отношений;
- Создание условий для развития познавательной сферы ребёнка, где лейтмотивом выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;
- Формирование социальной активности детей дошкольного возраста,
способности получать значимые социокультурные результаты;
- Создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире; - Обеспечение преемственности в работе дошкольной организации и школы.
1.3. Виды работы:
Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детской деятельности:
-Игровая
-Коммуникативная
-Восприятие художественной литературы
-Самообслуживание и элементы бытового труда
-Конструирование из различных материалов
-Изобразительная
-Музыкальная
-Двигательная
Существенной особенностью является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
1.4. Формы работы:
Особое место отводится активным формам обучения:
-Работа в паре
-Работа в микрогруппе
-Ресурсный круг
В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи.
Успешное выполнение действий позволяет каждому ребенку узнать себя и своих товарищей. Результатом самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и ровесникам.
Использование на занятиях такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагает необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию в коллективной деятельности.
Ресурсный круг и работа в паре играют важную роль в эмоциональном развитии детей. Возможность в ходе обсуждения задания обменяться мнениями и получить признание сверстника снижает состояние тревоги, способствует формированию положительной самооценки.
На занятиях дети получают представление о главных ценностях жизни.
Очень важно, что духовно-нравственные ценности развиваются не только у ребенка, но и у воспитателя. Ребенок и воспитатель находятся в совместном процессе духовного созидания.
Важно, что в системе Истоков продумана преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития. Программа начинается с дошкольного образования для детей 3-7 лет как пропедевтика Истоков начальной школы.
1.5. Этапы применения технологии:
1 этап: Изучение педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Формирование сотрудничества с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания (консультации, индивидуальные беседы, информационные стенды, практические занятия). Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность ДОУ.
2 этап: Создание условий для реализации возможностей непрерывного познания в области духовно-нравственного воспитания (беседы, чтение художественной литературы, русские народные игры, изодеятельность, наблюдения, пение, хороводы, заучивание потешек, закличек, поговорок, тренинги; активные формы обучения (ресурсный круг, работа в паре). Организация совместной деятельности и семьи; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность дошкольного учреждения; педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
3 этап: Мониторинг результатов и формирование перспектив дальнейшего развития системы духовно-нравственного
1.5. Структура технологии:
Технология базируется на четырех возрастных группах:
- младшая (3-4 года);
- средняя (4-5 лет);
- старшая (5-6 лет);
- подготовительная (6-7 лет).
В младшей группе главными целями воспитательной программы являются:
- Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
- Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
С целью духовно-нравственного развития детей 3-4 лет разработана серия книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Книги выстроены в логике осваиваемых категорий курса.
В средней группе целями воспитательной программы являются:
- Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
- Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;
- Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
Для детей этого возраста разработаны книги для развития «Дружная семья», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Любимая сказка».
В старшей целями воспитательной программы являются:
- Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);
- Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;
- Создание условий для формирования правильной самооценки. Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного развития детей: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
В подготовительной группе целями воспитательной программы являются:
- Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника;
- Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);
- Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе. Для этого возраста разработана и вышла в свет серия книг для духовно-нравственного развития детей: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
В течение учебного месяца предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.
1.6. Результат работы:
Результатами реализации технологии являются:
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
Список литературы:
- И.А. Кузьмин А.В. Камкин программа Духовно- нравственного воспитания «Социокультурные Истоки»
- Рекомендации по применению «Социокультурные истоки» в ФГОС дошкольного образования.Издательский дом Истоки, 2015
- Истоковедение. Тома 5. Социокультурный системный подход к истокам в образовании.Программа духовно-нравственного развития детей в дошкольном образовании.Издательский дом Истоки, 2014
- Истоковедение. Том 11. Духовнонравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения.Методические рекомендации и комментарии к книгам для развития детей 3-7 лет. Издательский дом Истоки, 2015
- И.А. Кузьмин. Дневник формирования основ духовно-нравственного развития ребёнка - дошкольника. Дневник является составной частью комплекта «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». издательский дом Истоки, 2016. Издательский дом Истоки, 2017
- Истоковедение. Том 15. Духовнонравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения.Методические рекомендации проведения мониторинга детей дошкольного возраста. Издательский дом Истоки, 2015
- И.А. Кузьмин. Семейные традиции Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет). Издательский дом Истоки, 2015, 2016
- Комплект из 17 книг для развития детей дошкольного возраста 3- 7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Некоторые аспекты технологии духовно-нравственного воспитания детей с РАС
Духовно-нравственное воспитание как интеллектуальное и духовное обогащение ребенка; формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение русск...
Технология Духовно-нравственное воспитание
Духовно- нравственное воспитание...
Технология Духовно- нравственное воспитание
Опыт работы по технологии духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста....
Технология духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 Технология духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества...
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания»
Занятия по сказкотерапии помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества....