Опыт работы на тему "Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка и существенно меняет практику повседневной жизни; и не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса. И нам, педагогам дошкольного образования следует адаптироваться к новому информационному веку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_razvitie_rechi_cherez_ikt_1.docx | 24.21 КБ |
razvitie_rechi_cherez_ikt_voloshenko_14_sad3.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
«Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий»
Подготовила воспитатель
Волошенко Анна Геннадиевна
Коркино
2023
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка и существенно меняет практику повседневной жизни; и не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса. И нам, педагогам дошкольного образования следует адаптироваться к новому информационному веку.
Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний.
Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.
Что же такое ИКТ – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.
Информационные технологии подразумевают использование:
- информации в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение)
- информационных носителей ( DVD, CD, флэш-памяти )
- мультимедиа ( игровые компьютерные программы, презентации и др. )
- аудиовизуального оборудования (компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски…. )
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами.
Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как одного из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы.
Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать воспитательно-образовательный процесс содержательным, интересным, привлекательным и по настоящему современным.
Преимущества использования ИКТ:
1) увеличивают познавательную активность детей и повышают объем изученного материала;
2) способствуют процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем;
3) используют наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста;
4) способствуют процессу формирования учебной мотивации, повышают самоконтроль, усидчивость;
5) формируют эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;
6) способствуют развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом);
7) формируют положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха.
Внедрение ИКТ осуществляется по нескольким направлениям, это использование ресурсов Интернет, использование готовых обучающих программ, создание презентаций и игр самостоятельно.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
*на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;
*обеспечивает наглядность;
*привлекает большое количество дидактического материала;
*способствует повышению качества образования.
В нашем детском саду большое внимание уделяется использованию ИКТ технологий. Все рабочие места педагогов оснащены ноутбуками, проекторами, экранами, обеспечен доступ к сети Интернет.
В своей практике я также применяю современные технологии в развитии речи дошкольников с использованием ИКТ технологий.
Мультимедийная презентация является одной из наиболее удачных форм, ведь дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
В нашем детском саду формируется набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр по следующим направлениям работы:
· Звуковая культура речи.
· Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
· Формирование лексико - грамматического строя речи.
· Развитие связной речи.
Использование на занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например таких как презентация, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Работа над звуковой культурой речи начинается с восприятия неречевых звуков. Техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи.
С помощью проектора мы также составляем описательные рассказы по картине, составление рассказов по серии картинок, разучивание стихотворений и составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
Разнообразные видео-уроки также могут стать хорошими помощниками в нашей работе.
Также мы используем DVD-диски с учебными программами, и вместе с учителем-логопедом используем флеш-карту с играми с сайта Мерсибо.
Также с применением проектора проводим речевые физминутки, которые служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, могут проводиться в форме подвижной игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.
В условиях дефицита свободного времени часто после сон часа проводим артикуляционную гимнастику.
Гимнастику после сна также проводим с использованием проектора, или аудио записи, что является хорошим средством профилактики, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.
И конечно, неотъемлемой составляющей частью коррекционно-воспитательной работы является зрительная гимнастика, которая эффективно сочетается с развитием речи и пространственной ориентировкой.
Встречи с интересными людьми как средство развития коммуникативной компетенции детей, что помогает усилить речевую мотивацию к созданию условия для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных вопросов рассуждений.
Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи.
Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.
Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми: компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет; по силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами; современные дети отличаются от предыдущих поколений. Сегодня отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми полярно противоположное: одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии; другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Перед современными педагогами стоит насущная задача – стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности . Что такое информационно- коммуникационные технологии ? Информационные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером. Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место.
Периодичность использования ИКТ средств в воспитательно - образовательном процессе Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.
Информационные технологии подразумевают использование: информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение информационных носителей : DVD, CD, флэш-карты мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации, обучающие видео, виртуальные экскурсии и др. аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски…. ИКТ компетенция – способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий
Достоинства использования ИКТ: Технические Дидактические
неразвитость речи + бедный словарный запас П отсутствие мотивации на занятиях по развитию речи
. Преимущества использования ИКТ : 1) увеличивают познавательную активность детей и повышают объем изученного материала; 2) способствуют процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем; 3) используют наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста; 4) способствуют процессу формирования учебной мотивации, повышают самоконтроль, усидчивость; 5) формируют эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память; 6) способствуют развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом); 7) формируют положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха.
Использование ресурсов Интернет 2 . Использование готовых обучающих программ 3. Создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно Виды ИКТ технологий используемых в работе с детьми:
*на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ; *обеспечивает наглядность; *привлекает большое количество дидактического материала; *способствует повышению качества образования. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий.
Направления использования мультимедийных презентаций в развитии речи обучающихся : * Звуковая культура речи; * Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты; * Формирование лексико – грамматического строя речи; * Развитие связной речи.
Мультимедийные презентации
Работа над звуковой культурой речи начинается с восприятия неречевых звуков. Техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи.
Составление описательных рассказов по картине, составление рассказов по серии картинок, разучивание стихотворений и составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц .
DVD- диски с учебными программами, флеш -карта с коррекционно-развивающими играми сайта Мерсибо
Физминутки и динамические паузы
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика после сна
Зрительная гимнастика
Встречи с интересными людьми
Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи . Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации . Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии)....
Творческий проект на тему: «Развитие речи детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологии ниткографии» для детей 6-7 лет
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пал...
Опыт работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников группы в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.
В материале представлена система работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ....
Дополнительно образовательная программа по развитию речи дошкольников через применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии Су-Джок терапии «Волшебство с Су-Джок»
Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные прог...
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК».
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК». ...
Развитие речи дошкольников через применение нетрадиционной технологии «Су-джок».
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в...
«Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий»
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на ра...