Консультация для педагогов
консультация
«Использование дыхательной гимнастики и игрового массажа при закаливании»
Закаливание является самым простым, доступным и действенным способом укрепления защитных сил организма.
Основные принципы закаливания впервые были сформулированы еще в 1910 году выдающимся педиатром Г.Н. Сперанским, который обращал внимание на то, что осуществлять закаливание следует только при полном здоровье ребенка, увеличивая постепенно интенсивность процедур, проведение которых должно быть систематическим при строгом соблюдении индивидуальных особенностей.
Отечественный педиатр Ю.Ф. Змановский рассматривает закаливание как систему оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду (и желательно в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции [14, с.45].
О закаливании действительный член Европейской Академии С.В. Баранова пишет: «Закаливание – это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления). Закаливание организма – мощное оздоровительное средство – важный и необходимый элемент здорового образа жизни человека. Установлено, что систематическое закаливание снижает вероятность простудных заболеваний в 4 раза, и даже исключает их возникновение. Закаливание оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, повышает адаптивность организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствует активизации умственной и физической работоспособности» [7, с. 37].
Обобщая данные понятия, можно сделать вывод, что все ученые, рассматривают закаливание как систему мероприятий, направленных на укрепление защитных сил организма. Ими отмечено, также, что закаливание организма способствует: повышению работоспособности, росту физической выносливости, нормализации эмоциональной сферы.
Деятели русской науки, медицины Н.И. Пирогов, В.М. Бехтерев, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, И.П. Павлов указывали на необходимость соблюдения основных принципов закаливания. Результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов [3].
Принцип постепенности заключается в увеличении дозировки раздражителя, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание рекомендуется начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
Систематичность – важное условие закаливания. Прерывать процедуры без серьезных к тому оснований, нежелательно, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые был и уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.
Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.
Важен учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dyhatelnaya_sistema_detey.docx | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование дыхательной гимнастики и игрового массаж при закаливании»
1.Дыхательная гимнастика
Дыхательная система детей не совершенна, и чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому3 ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплексе физкультурно - оздоровительных процёдур необходимо включать дыхательную гимнастику.
Методика проведения дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:
- Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы,
- Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю, в облегчённой одежде, в хорошо проветренной комнате, при температуре воздуха не ниже 17 градусов, желательно в утренние часы. Продолжительность гимнастики от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста ребёнка. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш,ж) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса поезда). Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
2. Массаж
Массаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желёз, что положительно влияет на обмен веществ. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата. Очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности. Существует несколько приёмов массажа: поглаживание, растирание, разминание и поколачивание.
Поглаживание выполняют только при массаже кожи. Это лёгкий поверхностный приём, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
Растирание проводится энергично, со значительным давлением на массируемые ткани. Причём кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
Разминание является основным приёмом во всех видах массажа. Осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чём при растирании, давлением.
Поколачивание выполняется как двумя, так и одной рукой. В ряде случаев выполняется подушечками одного или четырёх пальцев.
Методические рекомендации.
1. Все массажные приёмы следует выполнять по ходу лимфатических путей, по направлению к ближайшим лимфатическим узлам; лимфатические узлы массировать нельзя!
2. Массажные приёмы не должны вызывать болевых ощущений.
3. При выполнении любого приёма необходимо соблюдать определённый ритм, темп движений и силу давления.
4. Перед проведением массажа мыть руки тёплой водой и вытирать на сухо, ногти должны быть коротко острижены.
5. Во время массажа внимательно следить за детьми, всегда быть с ними приветливыми; разговаривать, улыбаться, обязательно хвалить.
6. Массаж проводить в игровых формах: «Погладим наши ручки», «Разомнём наши пальчики», «Разотрём друг другу спинки» и т.п.
У нас в детском саду проводится только игровой массаж с приёмами поглаживания и поколачивания.
Выполнила: инструктор по физической культуре
Горох Н.Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....