Конспект занятия-тренинга на тему: «ПРИРОДА И МЫ» для детей 5-7 лет
план-конспект занятия (старшая группа)
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами.
Занятие – тренинг «Я и природа» направлен на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. Очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 351.59 КБ |
Предварительный просмотр:
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами.
Занятие – тренинг «Я и природа» направлен на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. Очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности.
Этапы занятия - тренинга:
- Организационный момент
- Введение в тему
- Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
- Постановка цели занятия
- Активизация прошлого опыта
- Сосредоточение внимания на деятельности
- Психомышечная тренировка
- Побуждения воспитанников к деятельности
- Закрепление умений
- Итог занятия – рефлексия
Ход занятия – тренинга:
Организационный момент
Ритуал приветствия
Педагог-психолог:Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей сегодняшней встрече с вами! Давайте станем в круг и поприветствуем друг друга!
Разминка
Здравствуй, Небо! (руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья! (все берутся за руки и поднимают их вверх)
Мы весёлые ребята,
Мы ребята дошколята (шагают на месте)
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .
Педагог-психолог:Молодцы ребята! Вы любите сказки? (Ответы детей). Сегодня вы услышите и увидите волшебную сказку.
(Психолог приглашает детей на зеленую поляну
(дети произвольно рассаживаются на подушках)
Педагог-психолог:.Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии.
(Игра «Четыре стихии»)
Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибся – выбывает из игры.
(Психологический этюд «Природа и мы»)
Психолог: Ребята, предлагаю нам с вами исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов). Ну а теперь, погрузимся мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.
Педагог-психолог:Сказка о волшебном дереве.
Далеко-далеко, за средиземным морем, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве стоит сказочный лес. И есть в этом лесу одно чудо чудное, диво дивное. Посреди него стоит большое красочное дерево, листочки на нем растут дивной красоты – зеленые, желтые, красные, оранжевые – они так переливаются на солнце, что вокруг всё сияет. И есть у этого дерева сила волшебная – охраняет и защищает оно жителей леса от всех бед и невзгод. Знают жители – пока стоит дерево волшебное, да пока целы листочки на нем – не будет в лесу ни вражды, ни горя, ни слез. Поэтому в волшебном лесу всегда было веселье, любовь, забота и уважение.
Но узнал про этот лес счастливый злой колдун Ветродуй - завидно ему стало, - задумал он думу черную, нехорошую. Захотел он весь лес уничтожить. Налетел он на лес, к дереву волшебному подлетел. Дунул он – не дрогнул не один листочек, стоит дерево на месте, не шелохнется. Собрал тогда колдун силы все, дунул второй раз – задрожало дерево, зашелестели листочки, только один самый маленький листочек не удержался на веточке, и унесло его ветром далеко-далеко. Разозлился Ветродуй, призвал он все силы тёмные, злые, и дунул третий раз – что есть силы… Не выдержали листочки и разлетелись в разные стороны, хоть и велика была их сила волшебная, да колдун хитрее и сильнее оказался. Узнали про это жители леса, загрустили, долго слезы лили по листочкам волшебным, да по силе их волшебной. И с тех пор поселилась в лесу тоска серая, да грусть зеленая, перестали жители лесные улыбаться друг другу, да в гости ходить. И стала в лесу жизнь неинтересной и скучной. А дерево волшебное от печали по своим деткам – листочкам засыхать стал, и чем больше он сохнет, тем лесным жителям тяжелее живется…
Вот такая печальная история случилась в сказочном лесу.
Педагог-психолог:Вам жаль жителей? (Ответы детей). Как мы можем им помочь? (Ответы детей). Очень хорошо ребята, что вы придумали множество способов помочь жителям волшебной страны.
В жизни бывает так, что мы сами можем творить чудеса! Давайте попробуем вернуть дереву его волшебную силу и поможем жителям волшебной страны, ведь каждый из вас обладает каким-то волшебным даром, талантом, поделитесь своим умением с волшебным деревом. Но чтобы это сделать, нам нужно попасть в сказку. Вы готовы? (Ответы детей). Закроите глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три – в сказку попади!» Ой, посмотрите, мы с вами попали в сказку, а вот и волшебное дерево.
Педагог-психолог:Как нам вернуть дереву волшебство, ребята?(Ответы детей).Правильно! Мы должны вернуть ему разноцветные листочки.Давайте «оживим» волшебное дерево с помощью наших ладошек, ведь наши руки дарят тепло и ласку, значит они тоже волшебные, а сделаем мы с вами это так: каждый из вас выберет на столе цветную бумагу, которая вам понравилась, затем обведём ладошку карандашом, и наши отпечатки рук «превращаются» в листочки волшебного дерева. После этого свои листочки вырежете.Но сначала давайте разогреем свои ручки:
Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
Педагог-психолог:А теперь можно приступать к изготовлению листочков.
(Дети работаю за столами, педагог-психолог индивидуально помогает справляться с трудностями (объясняет, показывает, при необходимости использует прием «рука в руке»)
Педагог-психолог:Молодцы, ребята, какие красивые листочки у вас получились!
Теперь пришло время для волшебства – наделите ваш листочек своим талантом, тем, что вы любите или умеете лучше всего (например: листочек доброты, листочек дружбы, листочек танцев и т. д.). Возьмите свой листочек, зажмите его между ладошками и подумайте, каким из своих талантов вы можете поделиться с ним, а потом аккуратно намажьте его клеем и приклейте на дерево, наклеивая его на дерево громко назовите, что вы ему дарите (например: доброту, счастье и т. д.).
(Каждый ребенок наклеивает листок на заранее заготовленное дерево, рассказывая участникам, каким даром он наделил «свой» листочек).
Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение»
Педагог-психолог:Скажите ребята вам понравилось наше путешествие? «Что вы сейчас чувствуете, какое у вас сейчас настроениеПсихолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга.
Ритуал прощания
Педагог-психолог:А теперь дорогие друзья пора прощаться! До свидания, до новых встреч ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в форме КВН на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание провела со своими родителями. Родители остались довольными. Рекомендую провести со своими родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-113730-1352049721.jpg)
Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-253338-1603120433.jpg)
Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Консультация предназначена для формирования экологических знаний родителей, а также для обогащения сознания взрослых новым содержанием нравственных представлений в воспитании детей п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-151094-1353778709.jpg)
Доклад по ознакомлению с природой на тему: "Природа - помощник в воспитании детей" (из опыта работы)
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культ...
Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей».
В работе с родителями по данной теме педагог должен решить следующие задачи:1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-500569-1413731744.jpg)
Конспект родительского собрания в форме КВН Тема: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом....