Доклад по ознакомлению с природой на тему: "Природа - помощник в воспитании детей" (из опыта работы)
консультация по окружающему миру по теме
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_oznakomleniyu_s_prirodoy_na_temu.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Воспитатель: Киселева марина Викторовна
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Нас, воспитателей, всегда волнует, какими вырастут дети. Мы хотим видеть их добрыми, трудолюбивыми, честными, искренними, отзывчивыми, самостоятельными. Заложить все эти качества в ребёнке наша мечта.
У меня в группе 25 детей. Живём мы в таёжном посёлке, рядом сопки, лес, и мы имеем возможность ежедневно общаться с природой.
Это очень важно, потому что природа – помощник в воспитании. В процессе непосредственного общения с ней рождается и крепнет у детей бесценное свойство человеческой личности – доброта. И кем бы ни стали наши дети в будущем, какую бы они ни выбрали профессию, это качество для них будет необходимым, т.к. человек с добрым сердцем непременно окружён людьми, у него всегда найдётся друг, готовый поддержать его в трудную минуту.
Сама я росла на лоне природы, в Мещере. Привязанность к лесу сохранилась во мне и сейчас. Эту любовь, к природе и свои знания о ней стремлюсь передавать теперь детям. Стараюсь, чтобы они замечать красоту родного края и главное, учились беречь природу.
С детьми совершаю прогулки в лес в разное время года.
Осень. Листопад. Листья шуршат под ногами, кружатся на ветру. Ну как не залюбоваться! Учу детей видеть прекрасное.
- Посмотрите, какой красивый клён, сколько на нём листочков разного цвета: и жёлтые, и красные, и зелёные, и оранжевые.
И сразу вопросы: «Вспомните все листочки, были зелёные, а откуда же появились жёлтые и красные?». Стараюсь ответить понятно, чтобы одновременно поддержать в детях любознательность.
Гуляя, дети рассматривают разные виды деревьев. Вот дети потрясли слегка веточку берёзки, и листья посыпались дождём. Говорю детям:
- Посмотрите на то место, где были листочки, что вы там видите?
«Крошечные почки» – ответ детей.
Дети с удовольствием собирают опавшие листья.
А вот и первый снег. Стараюсь не пропустить этого чудесного дня, когда всё вокруг преображается как в волшебной сказке. Хорош зимой лес! На деревьях пышный снежный покров. Вот дети увидели заснеженную ель.
- Посмотрите, как снежная королева, правда? Действительно, ель окутана белым снегом, только макушка не покрыта снегом, будто и впрямь корона надета.
Детей интересует всё: почему снежинки медленно кружатся? Что интересного там, под снегом?
Разбросали снег лопатками и посмотрели. Каково же было удивление, когда увидели травку. Снова прикрываем травку снегом: под снегом ей и мороз трескучий, и ветер колючий не страшны. Так помогаю увидеть интересное рядом, проявлять заботу о растениях.
Ранняя весна. Ещё не сошёл снег, а деревья меняют цвет.
- Берёзки кажутся голубенькими, а ёлочки издали чёрные. И сразу вопрос: почему? Объясняю, что деревья выглядят неодинаково: берёза нежно – салатовая, осинка – коричневая, а ива стоит нарядная, как на празднике – с серёжками.
По пути в детский сад обращаю внимание на то, что сквер усыпан жёлтыми одуванчиками.
«Как огоньки – замечают дети, - не будем их срывать, пусть они украшают нашу улицу».
Много радости приносят детям наблюдения за животными. Они особенно привлекают ребёнка.
Сухомлинский писал: «Надо развивать в детях бережное отношение и заботливое отношение к беспомощным, маленьким существам, которых обидеть ничего не стоит, но, пожалев, защитив их, ребёнок почувствует себя добрым и сильным».
Поддерживаю стремление помочь слабому, беззащитному. Вместе с детьми кормим синичек, воробьёв. Сколько радости в глазах детей, когда птички клюют крошки в кормушке!
Привлекаю к наблюдениям за насекомыми. Раздвинули травку, и открылся целый мир, полный своих забот, дел. Вот ползёт по ноге муравей. Бережно снимаю его и отпускаю на утоптанную тропинку: «Давайте посмотрим, что он будет делать?»
Муравей подхватил по пути иголочку ели. Говорю, что муравей – санитар леса, он приносит пользу. Идём к муравейнику, наблюдаем, что происходит возле муравьиного дома. Кладу недалеко от муравейника кусочек смоченного в воде сахара. И вот уже к нему потянулся живой ручеёк. Дети видят, как быстро этот кусочек становится чёрным от муравьёв. Теперь, когда идём в лес обязательно с собой лакомство для них.
Большие возможности предоставляет наш огород для воспитания у детей трудолюбия. Нашей группе выделено место для грядок. Сажаем горох, фасоль, редис. Ухаживаем за грядками: поливаем, пропалываем. Учу детей наблюдать и ухаживать за растениями. Так, в процессе ухода за растениями дети узнают, что необходимо для их выращивания.
Сажаем цветы и ухаживаем за ними вместе. Дети рыхлят землю, поливают растения.
Стараюсь воспитывать у детей бережное отношение к природе. Рассказала о том, что существует Красная книга, в которую записывают редкие виды животных и растений. Это те, которых осталось мало.
Показала растения нашего леса, которые нельзя рвать ( ландыш, фиалка, колокольчик, подснежник). Объяснила, что те, которые можно срывать, нужно срывать осторожно, стараясь не навредить корешков и листьев. Много цветов рвать нельзя.
В группе много книг для детей, которые знакомят детей с русской природой. Это рассказы Пришвина, Чарушина, Скребицкого, Бианки. Прочитала детям рассказ Пришвина «Золотой луг» и вспомнили, как сами наблюдали за одуванчиками, захотелось ещё раз полюбоваться ими, их схожестью с солнышком. А сколько нового узнали из рассказа Бианки « Кто о чём поёт?», и очень жаль было зайчиков в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы Некрасова, как радовались, когда зайцы были спасены.
Книги помогают детям глубже понять природу, её закономерности.
Я стараюсь прививать детям любовь к родному краю, к родной природе, ко всей необъятной стране. Хочется верить, что воспитаю своих детей добрыми, чуткими, умеющими видеть прекрасное к окружающей жизни, ценить и беречь природу. Ведь так рождается чувство Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей» из опыта работы
инновационный опыт...
Особенности актуальности проблемы духовно- нравственного воспитания детей. Из опыта работы с дошкольниками.
ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспита...
Памятка для родителей "Трудовое воспитание детей" (из опыта работы)
Если Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным - тренируйте его в разнообразном физическом труде....
«Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей» из опыта работы
Игры как средство обучения...
Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей Из опыта работы
Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей Из опыта работы...
Презентация доклада Национально -региональный компонент в музыкальном воспитании детей.Из опыта работы.
Выступление по теме Самообразования "Национально региональный компонент в музыкальном воспитании детей"....
Сообщение на тему: «Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей» (из опыта работы)
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма? Конечно же, да: дошкольникам, особенно детям старшег...