Проект Адаптация
проект (младшая группа)

Надежда Грызлова

Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsii22.docx25.29 КБ
PDF icon proekt_adaptatsii.pdf1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Захаровская СОШ дошкольное отделение -детский сад № 22

Проект

«Адаптация в детском саду»

Подготовила и провела:

Грызлова Н.А

с.Шарапово, 2022 уч.год

Актуальность

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский.

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников. Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей.

Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности: информационный, практико – ориентированный. групповой. 

Тип проекта по содержанию: интегративный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети 2-й младшей группы.

Возраст детей: 2-3 года 

Продолжительность проекта: среднесрочный, 2 месяца

Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи:

Для детей:

  1. развивать игровые навыки, произвольное поведение;
  2. сформировать навыки самостоятельности и самообслуживания;
  3. оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости;
  4. развить навыки взаимодействия детей друг с другом;
  5. преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду.

для родителей:

  1. формировать активную позицию у родителей по отношению к процессу адаптации детей;
  2. формировать чувство ответственности за жизнь и здоровье детей;
  3. соблюдать режим дня в выходные дни;
  4. мотивировать родителей к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

 для воспитателей:

  1. наладить партнёрские взаимоотношения педагогов, детей и родителей;
  2. создать условия для реализации проекта;
  3. повышать уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада;
  4. создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ;

Продукты проекта:

- для детей:

  • развиты игровые навыки, произвольное поведение;
  • сформированы навыки самостоятельности и самообслуживания;
  • развиты навыки взаимодействия детей друг с другом;
  • выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию.

- для воспитателей:

  • конспекты организации образовательной области, целевые прогулки, наблюдения, беседы;
  • предоставление родителям папки – передвижки с практическими рекомендациями;
  • консультации для родителей «Адаптация. Что это?», «Почему дети кусаются?», «Поиграй со мною, мама», «Питание детей раннего возраста в ДОУ»;
  • памятка для родителей «Что нужно знать об адаптации детей», «В детский сад с радостью»;
  • презентация проекта;
  • подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.

- для родителей:

  • фотоотчет «Из жизни детей в детском саду»;
  • создание нестандартного оборудования для физкультурного уголка.

Основные формы реализации проекта:

  • ООД;
  • сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры, подвижные игры;
  • беседы;
  • прогулки;
  • закаливающие процедуры, утренняя гимнастика
  • формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
  • анкетирование родителей;
  • выпуск памяток, информационных листов;
  • групповое и индивидуальное консультирование родителей.

Ожидаемые результаты по проекту:

- для детей:

1. благоприятное прохождение периода адаптации у детей;

2. установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;

3. снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду;

- для родителей:

1. укрепление детско-родительских отношений.

2. участие родителей в совместной творческой деятельности.

3. заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.

- для воспитателей:  

  1. создание новых форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями;
  2. создание комфортной обстановки для детей и в группе;
  3. развитие эмоционально-положительного отношения детей к нахождению в детском саду;
  4. создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ. 

Этапы подготовки и реализации проекта

  1. Разработка идеи и постановка задач проекта
  2. Планирование основных этапов и структуры проекта
  3. Формулирование проблемы, выдвигаемой для решения
  4. Подбор литературы, наглядного и дидактического материала, подготовка сообщения к родительскому собранию, консультаций, памяток.
  5. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»
  6. Создание развивающей среды в группе
  7. Создание условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ
  8. Привлечение родителей для поддержки проекта

                 Продуктивный

  1. Украшение группы по тематике недели и сезону
  2. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
  3. «Минутки вхождения в день» для успешной адаптации к ДОУ
  4. Утренняя гимнастика
  5. Прогулки в любую погоду на участке или веранде в ДОУ
  6. Закаливающие процедуры
  7. Оформление папок – передвижек по теме проекта
  8. Консультация для родителей «Адаптация. Что это?»
  9. Музыкальный праздник «Осень к нам пришла!»

                 Презентативный

  1. Презентация проекта


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...

Проект адаптации в младшей группе

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №1 "Солнышко"Групповой проект«В детский сад хожу без слез»Автор проекта: Посохова А.А.2011  Информационная карта проектаМесто проведения проекта – МБ...

Проект адаптации в младшей группе

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №1 "Солнышко"Групповой проект«В детский сад хожу без слез»Автор проекта: Посохова А.А.2011  Информационная карта проектаМесто проведения проекта – МБ...

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...

Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...