Игра с театрализованным сюжетом как эффективное средство развития речи детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Игра с театрализованным сюжетом как эффективное средство развития речи детей раннего возраста
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Игра-вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра с театрализованным сюжетом как эффективное средство развития речи детей раннего возраста
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
ФГОС ДОО уделяет большое внимание развитию речи у детей раннего возраста. Это отражается в целевых ориентирах:
- ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий:
- владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопрос сами и просьбами, понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; играет в игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок;
- стремится двигаться под музыку.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Игра-вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играют огромную роль театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Для этого в группе создала театральный уголок, где представлены сказки, в соответствии с программой и в который входят следующие виды театра:
- пальчиковый театр;
- театр би-ба-бо;
- настольный театр;
- плоскостной театр;
- театр на фланелеграфе.
В группе есть уголок ряженых, где дети любят наряжаться и играть. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов вызывает у малышей большой интерес.
Работу по театрализованной деятельности я начинаю с осени, когда дети только приходят в детский сад. Театрализованные игры помогают мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрываю любую игрушку в группе или ту, которую приносят малыши. И видя, как их игрушки пляшут, поют, разговаривают, у детей появляется на лице улыбка, радость. Это отвлекает их, помогает легче привыкнуть к коллективу, побуждает к общению со мной и с другими детьми. Знакомлю детей с сюжетными игрушками, показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
Затем переходим к работе с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»).
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно про-водить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит...»
Затем знакомимся с несложными сюжетами сказок, дети принимают пассивное участие в импровизациях; разыгрывании народных песенок, небольших сценок с использованием атрибутов театра. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут отображать хорошо знакомые им русские народные сказки.
Для драматизации подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоционально положительное отношение.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгривании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать следующие методы и приемы:
1. игровые:
- использование элементов подвижной игры
- сюрпризные моменты;
- имитационные движения с элементами звукоподражания «Кто кричит?»;
- игры-импровизации «Дружок», «Снежинки»,
- этюды «Зайцы», «Котята»;
- Упражнения «Как воем ветер?».
2. словестные:
- повторение речевого материала;
- вопросы:
- использование текстов с повторяющимися элементами;
- чтение произведений со звукоподражаниями;
- договаривание слов, фраз;
- похвала.
3. наглядные:
- использование иллюстраций к текстам;
- использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе. Основная цель - научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты. Обыгрываю с детьми песенки «Петушок, петушок», колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка». Например, беру куклу, баюкаю (вокруг меня собираются малыши), читаю стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.
Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино и др.) очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Так, например, распевая песенку «Петушок, петушок...» -играем на металлофоне. Петь детям и с детьми желательно много
и часто, не стесняясь своего исполнения.
Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи, стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее. Я побуждаю детей говорить и быстро, и медленно, для этого дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагает Мишка (то-о-о-п, то-о-о-п) и как скачет Зайчик (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки...» помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.
Также провожу игры с разнообразными имитационными упражнениями, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи...», «Ладушки, ладушки...»). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятель -: жест наполняет слово конкретным содержанием.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаюсь определённых требований:
- разнообразие тематики и содержания;
- постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр:
- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах проведения игр с театрализованным сюжетом.
Работа в данном направлении ведется в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, совместно с которым разработаны и подобраны музыкально-ритмические разминки, музыкально-практические игры и упражнения, способствующие развитию подвижности, пластической выразительности, музыкальности и ритмичности; комплексы дыхательных и речевых гимнастик, формирующих правильную, чëткую артикуляцию и произношение.
В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, т.к. работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Все усилия были направлены на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей», были предложены беседы: «Роль родителей в развитии речи ребёнка»; «Я маленький актёр»; «Кукольные театры для детей своими руками».
Родители стали более компетентны в этом вопросе: они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, в изготовлении костюмов к сказкам и атрибутов к дидактическим играм; принимают участие в инсценировании сказок с исполнением ролей; сочиняют сказки, стихи; транслируют опыт своих семей, как они разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках.
Игры с театрализованным сюжетом способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Список литературы:
1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа» - М.: «МОЗАИКА-СИН-ТЕЗ», 2014.
2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа» - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
3. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» -М.: «ВАКО», 2007.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр» - М.: «Просвещение», 2004.
5. Kapmywura М.Ю. «Развлечения для самых маленьких» - М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» - М.: ТЦ Сфера,
2007.
7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» -М.: «Школьная Пресса», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста
В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....
ИГРА С ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ СЮЖЕТОМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Как проводить игры с театрализованным сюжетом с детьми раннего возраста, и как они влияют на развитие речи детей....
Презентация "ИГРА С ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ СЮЖЕТОМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В презентации показан опыт работы по проведению театрализованных игр и их влиянию на развитие речи детей раннего возраста....
Презентация "Подвижные игры с речевым сопровождением как эффективный метод развития речи детей раннего возраста"
Материал по самообразованию педагога...
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...
Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
Материал презентации будет полезен педагогам, занимающимся развитием речи дошкольников. Материал способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи....
Самообразование «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи детей раннего и дошкольного возраста»
Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и име...
- Мне нравится (1)