Аналитическая записка по реализации проекта "Краски природы"
проект (старшая группа)

Селянина Л.В.

Аналитическая записка по реализации проекта "Краски природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка 

по итогам реализации социально-познавательного проекта

«Краски природы»

для детей старшего дошкольного возраста.

(педагоги: Аникина Татьяна Владимировна, Селянина Лариса Владимировна, Чулкова Светлана Юрьевна, Попова Елена Владимировна)

Содержание аналитической записки

        

  1. Актуальность                                                                        
  2. Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами                        
  3. Оптимальность подбора дидактических материалов                                
  4. Оптимальность подбора ресурсного обеспечения                                
  5. Результативность                                                                        

1. Актуальность

В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, правильное отношение к окружающему миру и ценностной ориентации в нем, накапливаются яркие, эмоциональные, первые природоведческие представления. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понимал, что человек и природа взаимосвязаны, мы должны беречь, охранять и сохранять ее. Огромная роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В структуре ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности, как исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ним.

Причинами реализации этого проекта стал анализ данных, выявленных в результате анкетирования родителей и мониторинга познавательного развития детей старшей группы в области «экология». А именно:

  • Дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья;
  • Недостаточный кругозор о  неживой природе;

Работа над нашим проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды детской деятельности дошкольников. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе, обогатился словарный запас, знания по теме: «лекарственные растения» родного края, сформировалось представление о взаимосвязи человека и природы.

Реализуемый социально познавательный проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, нормативно-правовым актам и государственным ориентирам в области образования и социального заказа.

2. Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами

Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений родного края.

Работа по проекту велась по трем основным направлениями: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. По каждому из направлений были поставлены свои задачи.

Для детей в ходе реализации данного проекта были сформулированы следующие основные задачи:

- формирование первоначальных навыков безопасного поведения в природе у детей,

-формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

- формирование интереса детей к исчезающими растениям, занесенных в  Красную книгу;

- стимулировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

          По результатам проведенного мониторинга познавательной активности детей в области экологии можно отметить, что воспитанники приобрели умение анализировать процессы в ходе экспериментально-исследовательской деятельности, научились делать простейшие выводы, выделять последовательность действий, отражать результаты опытов в речи и схемах,  составлять рассказы по схемам, повысилась их познавательная активность.  Расширились знания о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

Основными задачами при взаимодействии с родителями в ходе проекта были следующие:

- способствовать повышению экологической культуры в семье, 

-установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;

- повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.

Реализация данного проекта способствовала тесному сплочению между его участниками, у родителей и детей появилась заинтересованность, взаимодействие в ходе реализации позволило им стать полноправными участниками проекта в совместной деятельности, удалось повысить уровень выстраивания партнёрских отношений в вопросах работы с семьями воспитанников.

Основными задачами для педагогов стали:

освоение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;

           - разработка плана мероприятий с детьми, направленного на формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

           - разработка новых форм сотрудничества с семьей;

-пополнение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление РППС, центра природы и экспериментирования

        В ходе реализации проекта был значительно повышен уровень педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность). РППС в группах стала более насыщенной и разнообразной. Внедрены в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы по развитию экспериментально-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности. Работа с детьми стала носить более систематизированный характер.

3. Оптимальность подбора дидактических материалов

Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие дидактические средства обучения и воспитания:

       Словесный метод был использован через приёмы: беседа,  чтение и обсуждение экологических сказок и рассказов, энциклопедий, журналов о природе, загадывание загадок о лекарственных растениях, составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я - ромашка…», «Я - крапива…»; проблемная ситуация «Как оказать помощь без лекарств».

      Наглядный метод мы использовали при: просмотре презентаций «Лекарственные растения родного края»,  рассматривании картин о природе; при проведении целевых прогулок в аптеку, экскурсий на берег Иркута; выездных отдыхов с семьей на природу;  на территории детского сада и в парке.

     Практический метод был использован в продуктивной деятельности, при создании эко плакатов; при изготовлении гербария «Путешествие в мир лекарственных растений»;  поделок из природного и бросового материала; в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности.

Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, использовался метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.

Психолого-педагогических условия: в ходе реализации нашего проекта были использованы формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка. Дети всегда имели возможность выбрать любые материалы, центры деятельности и участников для совместного общения (для сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности, подвижных игр, экспериментов и т.д.).

4. Оптимальность подбора ресурсного обеспечения

В полном объеме были подобраны все необходимые материально-технические ресурсы: 

- информационные: материалы интернет ресурсов, презентации, энциклопедии, журналы экологического содержания;

- методические: методическая и теоретическая, научно-популярная литература о природе и природоохранной деятельности;

- материально-технические: центр природы и экспериментирования, иллюстрации, фотографии, плакаты, репродукции картин, разнообразный природный материал для продуктивной деятельности (камни, ракушки, шишки, плоды растений, листья и т.д.), дидактические пособия, картотека опытов и экспериментов, схемы, модели и алгоритмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, коллекции, музыкальный центр, ноутбук, проектор, оборудование для опытов и экспериментов;

- финансовые: спонсорские (родительские) средства, дидактические игры.

5. Результативность

В результате реализации проекта «Краски природы» были достигнуты планируемые результаты.

В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Дети проявляли любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.  Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки. Также в ходе проекта   детям представилась возможность реализации своего творческого потенциала - создавать собственные коллажи, воплощая эти образы посредством рисунка, аппликации, изготовлении гербария.

У детей повысилась мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира. Участники проекта приобрели практический опыт в просветительской и природоохранной деятельности, участвуя в экологических экскурсиях, акциях. У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. В ходе проекта дети познакомились с профессиями эколога и лесника, узнали о их значимости и роли в защите природы. А также получили представление о том, что одно из правил поведения в природе- это её охрана и сформулировали вывод: именно для того, чтобы люди не причиняли вреда природе, и необходимы правила поведения. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и   здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.

Заинтересованность родителей проблемой позволила им стать полноправными участниками проекта. Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.

Для нас, как для педагогов реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технолог. Данный проект может быть использован в работе любым педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Аналитическая записка.

В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...

Аналитическая записка

Аналитическая записка   о результатах педагогической деятельности за  период 2009 - 2012 гг...

Аналитическая записка записка по результатам анкетирования родителей

Взаимодействие семьи и ДОУ организованное по принципу сотрудничества позволит и в дальнейшем создавать благоприятные условия для развития детей....

Аналитическая записка по реализации проекта: "Мы вместе"

Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам малой Родины «Мы вместе»...

Аналитическая записка реализации Программы наставничества

Анализ работы по реализации программы наставничества в детском саду...