Аналитическая записка по реализации проекта "Краски природы"
проект (старшая группа)
Аналитическая записка по реализации проекта "Краски природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
по итогам реализации социально-познавательного проекта
«Краски природы»
для детей старшего дошкольного возраста.
(педагоги: Аникина Татьяна Владимировна, Селянина Лариса Владимировна, Чулкова Светлана Юрьевна, Попова Елена Владимировна)
Содержание аналитической записки
- Актуальность
- Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами
- Оптимальность подбора дидактических материалов
- Оптимальность подбора ресурсного обеспечения
- Результативность
1. Актуальность
В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, правильное отношение к окружающему миру и ценностной ориентации в нем, накапливаются яркие, эмоциональные, первые природоведческие представления. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понимал, что человек и природа взаимосвязаны, мы должны беречь, охранять и сохранять ее. Огромная роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
В структуре ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности, как исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ним.
Причинами реализации этого проекта стал анализ данных, выявленных в результате анкетирования родителей и мониторинга познавательного развития детей старшей группы в области «экология». А именно:
- Дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья;
- Недостаточный кругозор о неживой природе;
Работа над нашим проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды детской деятельности дошкольников. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе, обогатился словарный запас, знания по теме: «лекарственные растения» родного края, сформировалось представление о взаимосвязи человека и природы.
Реализуемый социально познавательный проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, нормативно-правовым актам и государственным ориентирам в области образования и социального заказа.
2. Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами
Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений родного края.
Работа по проекту велась по трем основным направлениями: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. По каждому из направлений были поставлены свои задачи.
Для детей в ходе реализации данного проекта были сформулированы следующие основные задачи:
- формирование первоначальных навыков безопасного поведения в природе у детей,
-формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;
- формирование интереса детей к исчезающими растениям, занесенных в Красную книгу;
- стимулировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
По результатам проведенного мониторинга познавательной активности детей в области экологии можно отметить, что воспитанники приобрели умение анализировать процессы в ходе экспериментально-исследовательской деятельности, научились делать простейшие выводы, выделять последовательность действий, отражать результаты опытов в речи и схемах, составлять рассказы по схемам, повысилась их познавательная активность. Расширились знания о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования.
Основными задачами при взаимодействии с родителями в ходе проекта были следующие:
- способствовать повышению экологической культуры в семье,
-установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;
- повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.
Реализация данного проекта способствовала тесному сплочению между его участниками, у родителей и детей появилась заинтересованность, взаимодействие в ходе реализации позволило им стать полноправными участниками проекта в совместной деятельности, удалось повысить уровень выстраивания партнёрских отношений в вопросах работы с семьями воспитанников.
Основными задачами для педагогов стали:
- освоение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;
- разработка плана мероприятий с детьми, направленного на формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;
- разработка новых форм сотрудничества с семьей;
-пополнение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление РППС, центра природы и экспериментирования
В ходе реализации проекта был значительно повышен уровень педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность). РППС в группах стала более насыщенной и разнообразной. Внедрены в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы по развитию экспериментально-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности. Работа с детьми стала носить более систематизированный характер.
3. Оптимальность подбора дидактических материалов
Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие дидактические средства обучения и воспитания:
Словесный метод был использован через приёмы: беседа, чтение и обсуждение экологических сказок и рассказов, энциклопедий, журналов о природе, загадывание загадок о лекарственных растениях, составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я - ромашка…», «Я - крапива…»; проблемная ситуация «Как оказать помощь без лекарств».
Наглядный метод мы использовали при: просмотре презентаций «Лекарственные растения родного края», рассматривании картин о природе; при проведении целевых прогулок в аптеку, экскурсий на берег Иркута; выездных отдыхов с семьей на природу; на территории детского сада и в парке.
Практический метод был использован в продуктивной деятельности, при создании эко плакатов; при изготовлении гербария «Путешествие в мир лекарственных растений»; поделок из природного и бросового материала; в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности.
Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, использовался метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.
Психолого-педагогических условия: в ходе реализации нашего проекта были использованы формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка. Дети всегда имели возможность выбрать любые материалы, центры деятельности и участников для совместного общения (для сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности, подвижных игр, экспериментов и т.д.).
4. Оптимальность подбора ресурсного обеспечения
В полном объеме были подобраны все необходимые материально-технические ресурсы:
- информационные: материалы интернет ресурсов, презентации, энциклопедии, журналы экологического содержания;
- методические: методическая и теоретическая, научно-популярная литература о природе и природоохранной деятельности;
- материально-технические: центр природы и экспериментирования, иллюстрации, фотографии, плакаты, репродукции картин, разнообразный природный материал для продуктивной деятельности (камни, ракушки, шишки, плоды растений, листья и т.д.), дидактические пособия, картотека опытов и экспериментов, схемы, модели и алгоритмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, коллекции, музыкальный центр, ноутбук, проектор, оборудование для опытов и экспериментов;
- финансовые: спонсорские (родительские) средства, дидактические игры.
5. Результативность
В результате реализации проекта «Краски природы» были достигнуты планируемые результаты.
В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Дети проявляли любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки. Также в ходе проекта детям представилась возможность реализации своего творческого потенциала - создавать собственные коллажи, воплощая эти образы посредством рисунка, аппликации, изготовлении гербария.
У детей повысилась мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира. Участники проекта приобрели практический опыт в просветительской и природоохранной деятельности, участвуя в экологических экскурсиях, акциях. У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. В ходе проекта дети познакомились с профессиями эколога и лесника, узнали о их значимости и роли в защите природы. А также получили представление о том, что одно из правил поведения в природе- это её охрана и сформулировали вывод: именно для того, чтобы люди не причиняли вреда природе, и необходимы правила поведения. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.
Заинтересованность родителей проблемой позволила им стать полноправными участниками проекта. Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.
Для нас, как для педагогов реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технолог. Данный проект может быть использован в работе любым педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...
Аналитическая записка.
В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...
Аналитическая записка конкурс "Профессионал" 2014
материалы для конкурса...
Аналитическая записка
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за период 2009 - 2012 гг...
Аналитическая записка записка по результатам анкетирования родителей
Взаимодействие семьи и ДОУ организованное по принципу сотрудничества позволит и в дальнейшем создавать благоприятные условия для развития детей....
Аналитическая записка по реализации проекта: "Мы вместе"
Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам малой Родины «Мы вместе»...
Аналитическая записка реализации Программы наставничества
Анализ работы по реализации программы наставничества в детском саду...