Конспект образовательно-игровой ситуации по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Маслова Наталья Юрьевна

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

 

Задачи: Формирование представления о жидкостях, их свойствах и качествах;

  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной деятельности.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного воображения.
  • Развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.
  • Развитие воображения, творческих способностей детей.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

 

Оборудование и материалы: презентация, спец. одежда (фартуки и одноразовые шапочки), прозрачный сосуд, растительное масло, краситель (гуашь), шипучая таблетка, вода фонарик, тарелка, молоко, пипетки или кисточки, ватные палочки, жидкое мыло, макет вулкана (можно сделать из пластилина), поднос, сода, лимонная кислота.

 

Ход ОИС

1. Вводная часть.
 

Дети приветствуют друг друга, воспитателя и гостей.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычная игра. Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я в старшего научного сотрудника, а вы в младших. И сегодня я предлагаю Вам освоить профессию ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?

Ответы детей.

- Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл.  А затем пишут об этом статьи и  книги.  Все вместе ученые создают науку. Есть ученые-историки. Они изучают, как жили люди в прошлом.  Есть математики - они изучают числа. 

А я вам предлагаю изучать химию. 

-Ребята, а вы знаете, что такое химия?

-Химия – это наука о взаимодействии разных веществ друг с другом, наука о

превращениях веществ. Когда вещества взаимодействуют друг с другом,

начинается химическая реакция.

- Ребята, вы знаете что такое вещество?

А как мы можем узнать свойства веществ?

Вы знаете, что такое эксперимент?

- Кто готов отправиться в мою лабораторию, покажите «класс»! Кто не готов отправиться, топните ногой.

- Отлично! Я рада, что среди вас я нашла единомышленников!

Итак, отправляемся в лабораторию.

Что для начала нам нужно сделать в лаборатории?

Ответы детей.

Правильно, ребята, одевайте фартуки, шапочки и вспомним правила поведения.

В лаборатории химической есть много реактивов –

Они все очень разные опасные и нет,

С ними обращаемся всегда мы осторожно,

И правило простое знаем все на «5»:

Без разрешения воспитателя в руки ничего не брать!

Надевайте специальную одежду (фартуки и одноразовые шапочки).

 

2. Основная часть.

- Итак, коллеги, пройдемте в нашу лабораторию!

Опыт №1 «Лавовая лампа».

Материал: растительное масло, вода, красители, шипучая таблетка и прозрачный сосуд.

Ход опыта. Сосуд наполовину наполняем водой, добавим в воду растительное масло.

- Что происходит?

- Как вы думаете, почему масло не смешивается с водой?

Затем добавим краситель к воде и маслу.

Потом добавим шипучую таблетку.

Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки

поднимаются и снова опускаются в нижний слой.

Вывод: масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.

 

Опыт №2 «Цветное молоко».

Что такое молоко?

Правильно, молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров.

Материал: молоко, блюдца, краситель, жидкое мыло.

Для начала исследуем, как поведут себя молоко и краситель, если их соединить вместе. И так, перед вами стоят тарелочки с молоком.

Добавьте к нему краситель.

- Что происходит?

Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры.

Продолжаем опыт. Берем каждый ватную палочку, обмакиваем ее в жидкое мыло и опускаем в центр тарелочки.

- Что мы видим?

Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги.

- Почему так происходит?

Вывод: Мыло разрывает жировые частички в молоке, и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. Так работает жидкое мыло, когда вы моете руки.

 

         Опыт №3 «Извержение вулкана».

На экране слайд – вулкан.

А что происходит с вулканом? Ответы детей.

Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана». У меня есть макет вулкана. Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан. Для этого нам нужны вещества: сода, краситель, жидкость для мытья посуды и раствор лимонной кислоты.

Что такое сода?

Сода – это сыпучее вещество белого цвета. Его используют для чистки предметов в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что-то пекут, она растворяется в воде.

Что такое лимонная кислота?

Это мелкие гранулы, их получают из лимонов, они очень кислые и растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды и для маринада.

Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. В жерло «вулкана» насыпаем сухую соду. Затем добавляем краситель. Вливаем жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т.к. кислота – вещество опасное, а вы, ребята, отойдите на пару шагов назад для безопасности.

Что происходит?

Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава.

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: При соединении соды и лимонной кислоты получилась реакция в виде бурлящих пузырьков.

 

3. Заключительная часть.

- Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.

Воспитатель обращается к каждому ребенку, задает вопросы:

- Тебе понравилось сегодня быть исследователем?

- Что ты узнал нового?

В любой химической лаборатории нужно соблюдать правила безопасного обращения с разными веществами. Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.

Ребята, обязательно расскажите своим мамам и папам про наши эксперименты, и предложите им попробовать сделать их дома, но не забывайте о технике безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskie_prevrashcheniya.pptx229.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические превращения МАДОУ ЦРР 7 г.Кургнинска

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования "Наша спутница вода" подготовительная группа

Цель: Подведение детей к решению проблемы: как помочь загрязнённой реке.Задачи.Научить понимать необходимость бережного отношения к воде и последствия экологически неграмотного поведения.Прививат...

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования "Волшебница водица" для подготовительной группы

Задачи:( Образовательные)1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.3. Подвести детей к пониманию того, что лед – ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Зимний пейзаж» в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Зимний пейзаж» в подготовительной группе...

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования "Волшебница водица" для подготовительной группы

Задачи:( Образовательные)1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.3. Подвести детей к пониманию того, что лед – ...

Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Разноцветные платочки.

Создать условия для свободного выбора и развития творческой познавательно- иследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

Конспект ООД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной группе

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Задачи приоритетной образовательной области:“Познавательное развитие”:Ф...

Конспект открытого занятия по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной группе «Колокольчики».

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Задачи приоритетной образовательной области:“Познавательное развитие”:Формир...