ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» (для детей старшего дошкольного возраста)
проект (подготовительная группа)

Коротаева Ольга Николаевна

Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события не происходили в государстве, какие бы противоречия не возникали среди людей, живущих в стране, единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству.

К основным признакам патриотизма относятся: любовь к Отечеству, чувство Родины, гордость за свою страну, символы государства; ответственность за свою Родину, ее будущее; бережное отношение к истории и историческим памятникам. Патриотизм раскрывается в поведении, поступках, деятельности человека. Поэтому знакомство детей дошкольного возраста с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, помогут сформировать у них такие черты характера, которые помогут в дальнейшим им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_po_rossii.docx171.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

ПРОЕКТ

C:\Users\Максим\Desktop\туризм.jpg«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Разработчик: Коротаева О.Н. /воспитатель/

г.п. Излучинск, 2022г.

ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный. С 21.03.2022 – 31.05.2022 года.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события не происходили в государстве, какие бы противоречия не возникали среди людей, живущих в стране, единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству.

К основным признакам патриотизма относятся: любовь к Отечеству, чувство Родины, гордость за свою страну, символы государства; ответственность за свою Родину, ее будущее; бережное отношение к истории и историческим памятникам. Патриотизм раскрывается в поведении, поступках, деятельности человека. Поэтому знакомство детей дошкольного возраста с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, помогут сформировать у них такие черты характера, которые помогут в дальнейшим им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Постановка проблемы:

Дети дошкольного возраста мало знают об истории и культурном наследии городов России, не могут назвать названия Российских городов, исторических памятников. У детей недостаточно развито чувство гордости за свою страну, не сформированы представления о народно – прикладном искусстве народов России.

Цель проекта: Воспитание у детей любви к большой многонациональной Родине – России. Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношении к своей Родине.

Задачи проекта: 

1.Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.

2.Закрепить знания детей о государственных символах России. Формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о столице нашей Родины - Москве;

3.Уточнить и закрепить знания детей о «малой Родине», воспитывать любовь к Родине. 

4.Повышать речевую активность детей.

5.Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую деятельность.

Механизм реализации проекта (этапы проекта)

Этапы

Мероприятия

I – этап

Информационно-накопительный:

(2 недели - с 21 марта по 31 марта 2022года):

- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.

- Провести опрос детей на знание понятия «Достопримечательности России» Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей сформируется представления о России, достопримечательностях, культурном наследии.

- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и  художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.

- Обращение к специалистам.

- Разработка конспектов образовательной деятельности.

II – этап

Организационно-практический

( недели – с 20 марта по 6 мая 2022 года):

Беседа: «Моя Родина — Россия», «Главный город нашей страны» (Москва — столица нашей Родины).

- познакомить детей старшего дошкольного возраста с ценностями «России», «Родина»;

- формировать у детей представления о Родной стране и ее символах;

- познакомить со столицей нашей Родины Москва.

Просмотр иллюстраций, анимационных фильмов о России, о Москве.

- воспитывать у дошкольников эмоционально-положительного отношения к своей Родине.

Игры и игровые задания:

«Собери картинку», «Найди отгадку», «Раскрась по образцу», «Найди картинку», лото «Моя страна», «Путешествие по России», «Раскрась флаг России», «Найди герб России», «Найди и назови картинки символы Москвы»

- выявить знания детей о нашей Родине, ее столице;

- способствовать закреплению знания флага и герба своей страны;

- развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию, внимание и логическое мышление.

Беседа «Символы Москвы»

- закрепить знания детей о государственных символах (герб, флаг, гимн); познакомить с историей возникновения государственных символов; познакомить детей с символикой Москвы; формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Конструирование из бумаги: «Флаг Москвы».

- закреплять знания детей о флагах России и Москвы; развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой.

Рассматривание репродукций картин А. Васнецова с изображением древнего Кремля.

- вызвать у детей эмоциональный отклик от рассматривания. Побуждать детей словесно выражать свои мысли, ощущения, возникшие в результате просмотра репродукций.

Чтение стихов и песен о Москве.

- продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.

Просмотр презентации, достопримечательности столицы нашей столицы Москва.

- расширять и закреплять представления детей о достопримечательностях Москвы, познакомить с архитектурными особенностями старого города и современных зданий. Воспитывать любовь к столице, уважение к тем людям, которые участвовали в его создании.

Презентация «Тайна стен Московского Кремля»

- формировать у детей представление о Кремле, как о выдающемся произведении архитектуры и военного искусства русского народа.

«Прогулка по Кремлю» (презентация)

- познакомить детей с историческими памятниками, расположенными на территории Кремля; воспитывать уважение и гордость за русских мастеров, создавших памятники культуры, которыми восхищается весь мир; формировать желание сохранять культурное наследие нашей страны.

Презентация «Красная площадь - главная площадь страны»

- формировать представление об истории создания Красной площади; о её значении для нашего государства; познакомить с историческими памятниками, расположенными на территории Красной площади.

Просмотр презентации «Какие бывают музеи»
-
познакомить детей с музеями Москвы;

- показать какие разные бывают музеи;

- формировать познавательные интересы детей.

Рисование: «Москва глазами детей»

- развивать воображение, творческое мышление детей, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны.

Беседа «История города «Санкт - Петербург», «Символы Санкт – Петербурга»

- развитие у дошкольников интереса к прошлому и настоящему Санкт-Петербурга, приобщение детей к отечественной культуре и истории, воспитание чувства любви к родному городу, чувства патриотизма.

Презентация «Достопримечательности города» Раскраска «Достопримечательности города»

- передача точного цвета, выделение архитектурной особенности.

- ознакомление с особенностями города, краткая история и запоминающийся символ архитектурного строения.

Презентация «Мосты Петербурга»

- ознакомление детей с разновидностями мостов города: их особенности, отличия, символы.

Презентация «Петропавловская крепость»

- краткая история о происхождение, выделение характерных особенностей, значение архитектурного строения.

Петропавловская крепость» (лепка из соленого теста)

- выделение характерных особенностей и запоминающихся черт.

Презентация «Невский проспект»

- познакомить с главной улицей города, по старым представления «улица для богачей», известные строения, особенности, сравнение с современным Невским проспектом.

Беседа «Реки Петербурга» занятие в виде презентации;

-познакомить с разновидностью рек и их названия.

Чтение художественной литературы:
«Сказ о том, как наш город родился», «Петропавловская крепость», «Зимний дворец», «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю; А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; «Петродворец»; А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»;

- развивать у детей интерес к городу Санкт - Петербург, посредством литературы.

Слушание музыки: гимн «Санкт-Петербурга»

- продолжать формировать представления о Санкт-Петербурге, как о культурной столице нашей страны.

Выставка детских рисунков «Достопримечательности города Санкт – Петербург»

- воспитывать у дошкольников эмоционально-положительного отношения к своей Родине.

Беседа «На встречу Тульской области!»

Виртуальная экскурсии по городу Тула.

Знакомство с символикой города Тулы.

- формировать духовно-нравственные отношения к самобытности народов, населяющих Тульский край.

Виртуальное посещение музеев;

Дидактические игры, пазлы.

- закреплять знания о государственной символике Тульской области.

Музей-заповедник «Куликово поле»

Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Музей «Тульский пряник»

Музей «Тульские самовары»

- формировать духовно-нравственные отношения к самобытности народов, населяющих Тульский край, проявляющиеся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.

Конструирование из песка «Тульский пряник»

Рисование «Самовар – душа Тулы»

- создавать условия для созидательной творческой деятельности участников воспитательно-образовательного процесса.

Развлечение «В гостях у Самовара»

- способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.

Беседа историей возникновения города Владимир.

«В гостях у мастеров земли Владимирской» (демонстрационные открытки, магниты)

Рассматривание картинок, открыток о Владимире.

Знакомство с символикой города Владимира.

Беседа о памятниках, памятных досках города Владимира.

- формировать у детей интерес к историческому прошлому города Владимир.

Мозайка «Сложи картинку города» «Собери герб»

- систематизировать знания о городских достопримечательностях, гербом города Владимира.

Конструирование, строительство улицы по предложенному плану.

- закреплять умение «читать» план, строить постройки различных зданий.

Сюжетно-ролевая игра «Мы в музее».

- ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в музее. Развитие способности взять на себя роль.

Разучивание физкультминутки «Люблю по городу гулять».

Рассматривание картин владимирских художников.

Рассматривание узоров Владимирской вышивки.

- продолжать знакомить с декоративным народным творчеством, учить выделять характерные особенности Владимирской вышивки; передавать ее характерные особенности.

Чтение стихов о городе Владимире.

- развить интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать.

Лепка «Золотые ворота города Владимира»

- учить лепить Золотые ворота, используя знакомые приёмы лепки.

Выставка детей «Выставка владимирских мастеров»

- продолжать знакомить с декоративным народным творчеством, учить выделять характерные особенности Владимирской вышивки; передавать ее характерные особенности.

Познавательная беседа «По улицам города Суздаль»;

Рассматривание картинок, открыток, презентаций;

Знакомство с символикой «Герб, флаг Суздаля»

- знакомство с историей и достопримечательностями города Суздаля.

Беседа (презентация) «Памятники, мемориальные доски, достопримечательности Суздаля»

Виртуальная экскурсия «Музей деревянного зодчества»

познакомить с достопримечательностями городов; показать красоту и величие памятников старины.

Рисование «Герба Суздаля»

- закрепить знания о символике Суздаля; формировать элементарные представления о символическом значении цветового сочетания и образов в нём.

Беседа «Знакомство с городом Переславль»

Знакомство с символикой города Переславль

- закрепить знания о символике Переславля; формировать элементарные представления о символическом значении цветового сочетания и образов в нём.

Экскурсия в виртуальный музей «Дом чайника»

- познакомить детей с достопримечательностями древнерусского города Переславля - Залесского, расположенного по туристическому маршруту «Золотое кольцо»;

Лепка «Чайник»

- развивать приемы работы с пластилином, закреплять умения поэтапно вести работу,

Экскурсия в виртуальный музей «Музей утюга»

познакомить детей с достопримечательностями древнерусского города Переславля - Залесского, расположенного по туристическому маршруту «Золотое кольцо»;

Рисование «Утюг»

- продолжать учить детей рисовать гуашевыми красками, используя кисть.

Создание группового альбома «Путешествие по России»

- формирование у старших дошкольников духовно-нравственного, патриотического отношения, чувства сопричастности к семье, стране, культуре на основе историко-национальных особенностей страны.

III – этап

Презентационно – завершающий

 (с 6 мая по 26 мая 2022 года):

- Выставка продуктов детской деятельности.

- подбор пословиц, поговорок, загадок о Родине, России.

- подборка «Методические разработки»;

- подборка «Иллюстративный материал»;

- творческие работы, презентации сделанные семьями детей;

- презентация проекта «Путешествие по России

IV – этап

Итоговый

 (26 мая по 31 мая 2022 года)

Итоговый мониторинг с воспитанниками

Анализ деятельности, его результаты.

Условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- методические разработки,

- интеграция со специалистами детского сада.

Педагогические методы, используемые в процессе реализации проекта;

-словесные (объяснения, рассказ, чтение, беседа);

-наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ, иллюстрирование)

-практический (дидактические игры, подвижные игры, игры драматизации, загадки, игровые действия, продуктивная деятельность)

Педагогические формы, используемые в процессе реализации проекта:

-индивидуальная:

-групповая;

-фронтальная.

Педагогические средства, используемые в процессе проекта:

- визуальные (игрушки, картинки);

- аудиальные (магнитофон, музыкальные инструменты, аудиозаписи);

-аудиовизуальные (видеофильм, музыкальная презентация, звуковой фильм);

- словесные (книги, энциклопедии).

Ожидаемые  результаты:

- уточнены и углублены знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут;

- сформировано уважительное отношение к государственным символам; закреплены знания о столице нашей Родины - Москве;

- уточнены и закреплены знания детей о «малой Родине»;

- речевая активность детей высокая;

- охотно включаются в совместную со взрослыми игровую деятельность.

Методическое обеспечение:

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.

2.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)

3.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011.

4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2009.

5.Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного воз- раста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Традиции народов России скачать книгу

6.Гриценко Е.Н. "Наша Родина - Россия. Детская энциклопедия"

7.Попова Татьяна Львовна "Народы России. Детская энциклопедия"

8.Ботякова О.А. "Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ФГОС"

9.Л.Ф.Шубная, Т.В. Шипошина, Н.В. Иванова Научный детский сад. Народы России и их фольклор

10.Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: Акцидент, 1997

11.Найденова Е. А. , Журавлева О. Н. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 

12.Татьяна Попова "Чевостик. Наша страна Россия. Детская энциклопедия"

13.Андрианова Н.А. "Россия для детей"

14.Сказы о жизни и быте русского народа Издательство Феникс

15.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

16.Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 17.Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 112 18.Дошкольникам о Москве (опыт педагогов города Москвы). Учебно-методическое пособие. Составители: Кондрыкинская Л.А, Мерзлякова С.И. – М.: Ижица, 2004. – 92 19.Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.

20.Н. В. Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. – М. УЦ «Перспектива», 2011г. – 296 с.

21.Н. и В. Волковы. «О чём молчат башни Кремля?»  - М.: Издательский дом «Фома», 2013.

22.Солнцева О.В.,  Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. – СПб: Речь, 2013.

23.Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. – СПб: «Паритет», 2018

24.Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. – СПб: ИД «МиМ», 1998

25.Гурьева Н.А. Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство. – СПб: «Паритет», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Великие люди России" для детей старшего дошкольного возраста.

Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы. Цель проекта: активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знания детей о своей Родине....

Презентация-путешествие "Наша Родина- Россия" ( для детей старшего дошкольного возраста).

Данная презентация-путешествие подготовлена ко Дню независимости России....

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Будем служить России"

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

«Россия, Родина моя!» Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязаннос...

Информационно-практико-ориентированный проект "Города-герои России" для детей старшего дошкольного возраста

Этот проект был реализован к 70-летию Великой Победы с детьми подготовительной группы....

Проект "Родная страна Россия", для детей старшего дошкольного возраста.

Чем больше ребёнок знает о Родине, тем больше он её любит....

Познавательная квест - игра "Конференция"Путешествие по матушке России" для детей старшего дошкольного возраста.

Вашему вниманию представлена познавательная квест - игра, котрая приглашает детей в увлекательное путешествие по просторам ьольшой и малой Родины. Дети становятся участниками научной конференции позна...