Проект по адаптации младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «С улыбкой в детский сад»
проект
Проект по адаптации младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «С улыбкой в детский сад»
Цель проекта: оказание помощи детям в процессе адаптации к ДОУ.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptatsii_v_detskiy_sad_s_ulybkoy.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по адаптации младшего дошкольного возраста
к условиям ДОУ
«С улыбкой в детский сад»
Руководители проекта:
Воспитатель группы раннего возраста -
Генова Г.А.
Участники проекта:
Дети группы раннего возраста,
воспитатель, родители
Пояснительная записка
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,5-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Цель проекта: оказание помощи детям в процессе адаптации к ДОУ.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Срок реализации проекта: краткосрочный (3 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Работа с детьми:
Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
Развитие культурно-гигиенических навыков.
Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
Работа с родителями:
Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Проведение родительских собраний.
Актуальность проекта:
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребёнка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребёнок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения;
- организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Тип проекта: информационно-творческий
Предполагаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста;
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада;
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ;
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- публикация проекта на интернет-сайте.
План проекта
период | Содержание
|
Сентябрь | - Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Лист адаптации ребенка; - Рекомендации родителям «Период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»; - Занятие « Знакомство» 1. Игра «Доброе утро» 2. Игра «Хоровод». 3. Потешка «Прыгай веселей». 4. «Игра с собачкой» 5. Игра «Ладушки – хлопушки» 6. Релаксация (слушание спокойной расслабляющей музыки).
|
Октябрь | - Консультация для родителей «В царстве упрямства и капризов» - Занятие «Мячики» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»; - Игровая деятельность: Кукольный театр « Колобок», «Репка», пальчиковые игры 7. Релаксация - Занятие «Листопад» 1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ» 3. Игра «Дождик и солнышко» 4. Стихотворение «Листопад, листопад» 5. Потешка «по ровненькой дорожке» 6. Релаксация - Занятие «Мыльные пузыри» 1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Игра «Полетаем на пузыре» 5. 6.Релаксация «Пузырьки», слушание спокойной музыки.
|
Ноябрь | - Занятие «Зайка» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Зайку бросила хозяйка» 3. Потешка «Зайка серенький сидит» 4. Игра «Лиса и заяц» 5. Игра «Найди морковку» 6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» - Занятие «Непослушные мышата» 1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот» 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки» 4. Игра «Мышки и часы» 5. Упражнение «Это- папа – мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают». -Занятие «Божья коровка» 1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация ( слушание классической музыки). - Диагностика адаптации к ДОУ. |
Список литературы:
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика. Рекомендации/ авт.сост Соколовская Н.В.-Волгоград: Учитель,2011.-188с.
2. Лапина И..В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2012. -127с.
3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада" [2.2]
Адаптация – сложный процесс приспособления организма детей к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные ...
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад»
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад»...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!
В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...
ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе
ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Утро начинается с улыбки»
Актуальность проекта. Поступление ребенка в ДОУ вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физичес...
«Здравствуй, малыш!» Проект по адаптации дошкольного младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными факторами. Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностно...