ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (для детей старшего дошкольного возраста)
календарно-тематическое планирование

Коротаева Ольга Николаевна

Мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx311.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

ПРОЕКТ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

(для детей старшего дошкольного возраста)

C:\Users\Максим\Desktop\PP9ePWDUyGA.jpg

Разработчик: Коротаева О.Н. /воспитатель/

г.п. Излучинск, 2022г.

ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный. С 10.01.2022 – 5.03.202 года.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Постановка проблемы: 

Мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Цель проекта: расширять знания детей о родном крае, продолжать знакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим, воспитание любви к своей малой родине.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с историческим прошлым Нижневартовского района, родного поселка Излучинска.

2. Обогатить знания о достопримечательностях Нижневартовского района.

3.Расширять представления детей о разнообразии и уникальности природы Нижневартовского района.

4.Познакомить с предприятиями, которые есть в поселке и где трудятся их родители

5.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, поселку.

6.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Механизм реализации проекта (этапы проекта)

Этапы

Мероприятия

I – этап

Информационно-накопительный:

(2 недели -  с 10 января по 24 января 2022года):

- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.

-Провести  опрос детей на знание понятия «Моя малая Родина» Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей сформируется представление о родном крае, родным поселке, его историческим прошлым и настоящим, воспитывать любовь к своей малой родине.

- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и  художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.

- Обращение к специалистам

- Разработка конспектов образовательной деятельности.

II – этап

Организационно-практический

(4 недели – с 25 января по 21 февраля 2022 года):

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Проведение цикла тематических  занятий.

Беседа «Что такое Родина?» 

Прослушивание аудиозаписей: «С чего начинается Родина», «Гимн России

- формировать у детей представление о России, как о нашей родной стране;

- воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.

Беседа: «Ханты-Мансийский округ»

- знакомство детей с родным краем – ХМАО - Югра.

- познакомить детей с понятиями «наш край», «округ», «регион», «поселок», «тайга» и с названиями городов и округа.

Просмотр презентации «Мой край – ЮГРА»

- формировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Юргы.

Знакомство с символами ХМАО

-закрепить и обобщить знания детей о государственных символах ХМАО Югры – флаге, гимне, гербе; их особенностях.

Сюжетно-ролевые игры: «Чум», «На рыбалке» «Стойбище оленеводов», «Путешествие в лес»

- воспитывать уважение к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям.

Рассматривание альбомов «Умельцы Севера», «Животные Югры», «Красная книга Югры», «Я живу в Югре», «Домашняя утварь народов Севера», «Орнаменты ханты и манси», «Куклы и игрушки Агана», «Одежда народов ханты и манси».

- расширять представления о природе родного края; - представления о малой Родине;

Д/игра «Чей след?» (чей хвост, чья лапа, чья шерсть), (лисий, заячий, беличий, лосиный, рысий)

- познакомить детей  с видами следов животных и птиц, формировать умение ориентируясь по внешнему виду животного соотносить его  с оставленными им следами на снегу.

Разучивание пальчиковых игр: «За малиной»,  «Кто живёт у нас в лесу?», «Белочка»

- формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Итоговая викторина «Мой любимый Ханты-Мансийского автономного округа – Юрга»

- формирование у детей познавательного интереса к округу, в котором они живут. 

Беседа «Флаг, герб города Нижневартовск».

«Чем славен наш город», «Самые красивые места в городе Нижневартовск» (архитектурные памятники, презентация),

«Нефтяник – главная профессия Нижневартовска»,

«Природные богатства нашего края».

- воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей;

- формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.

Чтение художественной литературы:

Стихотворения «Родной город» О. Шишковской;

отрывок из стихотворения «Моему городу» 

Г. Вершининой; «Мой город» М. Александрова;

«Нижневартовск. Утро» В Андреев;

- формирование любви к Родине, к родному району и его истории.

Игры: «Что нужно для работы нефтянику»,

«Собери герб Нижневартовска», «Экскурсовод», «Собери из разрезанных картинок виды нашего города», «Угадай, где я нахожусь»

-  формировать представления детей о родном городе;

- закрепить знания о знакомых улицах.

Создание альбома «Архитектурные памятники Нижневартовска

- формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;

Беседа «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»

- закрепление с детьми правил безопасного поведения в городе.

Аппликация «Памятник – Покорителям Самотлора»

- закрепить знания детей о городе, его истории, достопримечательностях;

- учить создавать предметные, сюжетные и декоративные изображения, развивая чувство композиции.

Беседа «Мой любимый Излучинск»

- способствовать формированию представлений детей о родном поселке – Излучинск.

Чтение и разучивание стихов о родной природе.

- воспитывать толерантность, любовь к родному поселку, краю.

Рассматривание открыток с изображением памятных мест поселка Излучинск;

Экскурсия к доске почета «Лучшие люди г.п. Излучинск», «Храм Николая Чудотворца», мемориал «Слава героям», монумент «Верность», культурно -  досуговый центр «Арлекино», детская школа искусств

Имени А.В. Ливна, спортивная школа Нижневартовского района, набережная реки Излучинска,

- сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, селу, культурному наследию своего округа.

Беседа «Градообразующее предприятие Излучинская Нижневартовская ГРЭС»

- расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, социально-экономической значимости округа.

Рисование животных, ягод, грибов по трафарету; раскраски «Национальные костюмы наших народов»;

Аппликация «Дары Югры», «Медведь-хозяин тайги»;

Лепка «Дары родной природы», «Животные нашего края», «Птицы Югры», «Растения округа».

Конструирование чума из счётных палочек.

- воспитывать интерес и уважения к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям.

- сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, селу, культурному наследию своего округа.

Дидактические игры: «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи, где ты живёшь» познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями.

Конструирование «Мой любимый детский сад»

- закрепить устойчивый интерес к конструированию, учить планировать этапы постройки, находить конструктивные решения.

Слушание песни о Излучинске.

Формирование у дошкольников нравственно - патриотических чувств.

Коллективная работа (аппликация) «Мой любимый Излучинск»

- воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Итоговое занятие «Мой родной Излучинск»

- способствовать воспитанию у детей любви к родному поселку.

III – этап

Презентационно – завершающий

 (с 22 февраля по 5 марта 2022 года):

- Выставка продуктов детской деятельности.

- подбор пословиц, поговорок, загадок о Родине.

- подборка «Методические разработки»;

- подборка «Иллюстративный материал»;

- творческие работы, презентации сделанные семьями детей;

- презентация проекта «Моя край ЮГРА», «Мой родной Излучинск»

IV – этап

Итоговый

 (27 июля по 29 июля 2022 года)

Итоговый мониторинг с воспитанниками

Анализ деятельности, его результаты.

Условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- методические разработки,

- интеграция со специалистами детского сада.

Педагогические методы, используемые в процессе реализации проекта;

-словесные (объяснения, рассказ, чтение, беседа);

-наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ, иллюстрирование)

-практический (дидактические игры, подвижные игры, игры драматизации, загадки, игровые действия, продуктивная деятельность)

Педагогические формы, используемые в процессе реализации проекта:

-индивидуальная:

-групповая;

-фронтальная.

Педагогические средства, используемые в процессе проекта:

- визуальные (игрушки, картинки);

- аудиальные (магнитофон, музыкальные инструменты, аудиозаписи);

-аудиовизуальные (видеофильм, музыкальная презентация, звуковой фильм);

- словесные (книги, энциклопедии).

Ожидаемые результаты:

- знают исторического прошлого Нижневартовского района, родного поселка Излучинска.

- проявляют интерес к достопримечательностям Нижневартовского района.

- имеют представления детей о разнообразии и уникальности природы Нижневартовского района.

- свободно называют предприятия, которые есть в поселке и где трудятся их родители

- испытывают любовь к родному дому, семье, детскому саду, поселку.

- родители проявляют интерес в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Методическое обеспечение:

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.

2.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)

3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа - М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.

4.Ботякова О.А. "Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ФГОС"

5.Л.Ф.Шубная,Т.В. Шипошина, Н.В. Иванова Научный детский сад. Народы России и их фольклор

6.Найденова Е. А. , Журавлева О. Н. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 

7.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

8.Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с

9.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

10.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Аргос, 1990. - 213с.

11.Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

12.Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография, М.изд. РАГС 2007г.71с.

13.Козлов Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).а А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.

14.Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.

15.Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.

16.Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.

17.Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.

18.Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2007. - 128 с.

19.Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.

20.Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - 136 с.

21.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.

22.Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.

23.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 112с.

24.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. – 144с.

25.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

26.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003. – 176с.

27.Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство:  ТЦ Сфера М., 2015г.;

28.Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;

29.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;

30.Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. 31.Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980

32.Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996

33.Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003

34.Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995

35.Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985

36.Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010

37.Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002

38.Кудрявцев В. Т., Решетникова Р. Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» - М. : Издательство ИКАР, 2003

39.Лебедева О. В. «Буровичок Югорка: Сказка/Ил. М. Водопьяновой; Идея П.

40.Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста: Методическое пособие/Палаткина С. П. - Ханты-Мансийск: Полиграфист

41.Ромбандеева Е. И. «Мансийские загадки», 1996

42.Соловар В. Н., Морокко С. Д. «Хантыйские народные загадки», Ханты-Мансийск, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

ПРОЕКТ «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным ...

ПРОЕКТ «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

uВ педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться ...

ПРОЕКТ «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

uВ педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться ...

ПРОЕКТ «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

uВ педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться ...

Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...

ПРОЕКТ «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным ...