Детское конструирование как развивающий вид образовательной деятельности детей
статья

Абдулова Нина Владимировна

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей, увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.

Конструирование – это продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель – получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Детское конструирование

как развивающий вид образовательной деятельности детей

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей, увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.

Конструирование – это продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель – получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

В детском конструировании выделяется два вида: техническое (из строительного материала и конструкторов) и художественное (из бумаги, ткани, бросового и природного материала).

Центральными задачами конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития. Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей.

В практических действиях детей есть некоторые недостатки при конструировании и педагог должен помнить о них:

1. Нечеткость замысла, которая объясняется нечеткостью структуры образа.

2. Неустойчивость замысла, когда создается один объект, а получается совсем иной, которым, к сожалению, его создатель довольствуется.

3. Поспешность исполнительной деятельности.

4. Нечеткость представлений о последовательности действий, неумении их планировать.

5. Неумение предварительно анализировать задачу.

 Ученые-исследователи предлагают различные типы её организации:

1. Конструирование по образцу: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап в ходе, которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно-образное мышление.

2. Конструирование по модели: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами, предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.

3. Конструирование по условиям: дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.

4. Конструирование по теме: форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, но разница в том, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирования по теме – это закрепление знаний и умений детей.

5. Конструирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение – это достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.

6. Каркасное конструирование: дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала.

7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам: эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате у детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.

Художественное конструирование – это средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей, а также развитие его художественных способностей. В течении дошкольного детства, оно стимулирует восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества: умение планировать, осуществлять и контролировать.  Художественное конструирование – это еще и создание художественного образа.

Многие не видят разницы между аппликацией, художественным трудом и художественным конструированием. И действительно между видами детской художественной действительностью много общего:

-  носят развивающий характер т. е. в процессе у детей развиваются восприятие, мышление, воображение, память, речь, эстетические, коммуникативные способности;

- во всех них используются конструктивный способ (создание продукта);

- во всех них используется один и тот же материал (бумага, ткань) природный и бросовый природный материал;

- во всех них используются сходные технические приёмы (обрывание, скручивание, сменание и др.)

Но месте с тем эти деятельности принципиально отличаются друг от друга некоторыми задачами:

- Детская дизайнерская деятельность – это декоративно-оформительская деятельность (создание детьми сувениров, ковриков, гирлянд, украшений, посуду и т. д.). Главными задачами является формирование художественных способностей, эстетического отношения к миру, представлений о возможности украшения окружающей среды.

Художественный труд основывается на принципах народно-декоративно прикладного искусства, в процессе создаются изделия. Главные задачи: способствовать эстетическому развитию детей, развитию моторики, ручной умелости, координации движений пальцев, которые в дальнейшем необходимы для овладения письмом.

Аппликация – основывается на вырезывании силуэтов, отрывания, ощипывания, наложения на фон и закрепления.

В художественном конструировании используется различная бумага; ткань; геометрические фигуры разного цвета, величины для построения композиций пейзажных, декоративных и сюжетных; которые можно было бы изменить, добавить, убрать, поменять, переставить.

Большинство детей просто обожают конструировать, и в этом огромная польза: с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский проект- как средство образовательной деятельности детей

Предлагаемые методические  рекомендации помогут воспитателям  детского сада овладеть технологией проектирования,позволяющей развивать творческие способности дошкольника....

Предметно-развивающая среда для образовательной деятельности детей старшего возраста .

I.                 Введение 1.     Что такое предметно-развивающая среда( ПРС )  и п...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ на тему: «НАСЕКОМЫЕ»

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫна тему: «НАСЕКОМЫЕ» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ – «КОМ...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей

«Понимание атома  - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - высказывание физиолога Х. Хогленда, в  котором выражено и огромное     уважение...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети средней группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» Р.П. Дергачи. Образовательная область: Речевое развитие. Проектная деятельность Тема: «Хлеб всему голова» Воспитатель: Еникеева В.Н.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети средней группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»Р.П. Дергачи.Образовательная область: Речевое развитие.Проектная деятельн...