Детское конструирование как развивающий вид образовательной деятельности детей
статья
В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей, увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.
Конструирование – это продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель – получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское конструирование
как развивающий вид образовательной деятельности детей
В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей, увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.
Конструирование – это продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель – получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
В детском конструировании выделяется два вида: техническое (из строительного материала и конструкторов) и художественное (из бумаги, ткани, бросового и природного материала).
Центральными задачами конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития. Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей.
В практических действиях детей есть некоторые недостатки при конструировании и педагог должен помнить о них:
1. Нечеткость замысла, которая объясняется нечеткостью структуры образа.
2. Неустойчивость замысла, когда создается один объект, а получается совсем иной, которым, к сожалению, его создатель довольствуется.
3. Поспешность исполнительной деятельности.
4. Нечеткость представлений о последовательности действий, неумении их планировать.
5. Неумение предварительно анализировать задачу.
Ученые-исследователи предлагают различные типы её организации:
1. Конструирование по образцу: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап в ходе, которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно-образное мышление.
2. Конструирование по модели: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами, предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
3. Конструирование по условиям: дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.
4. Конструирование по теме: форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, но разница в том, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирования по теме – это закрепление знаний и умений детей.
5. Конструирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение – это достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.
6. Каркасное конструирование: дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.
В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала.
7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам: эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате у детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.
Художественное конструирование – это средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей, а также развитие его художественных способностей. В течении дошкольного детства, оно стимулирует восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества: умение планировать, осуществлять и контролировать. Художественное конструирование – это еще и создание художественного образа.
Многие не видят разницы между аппликацией, художественным трудом и художественным конструированием. И действительно между видами детской художественной действительностью много общего:
- носят развивающий характер т. е. в процессе у детей развиваются восприятие, мышление, воображение, память, речь, эстетические, коммуникативные способности;
- во всех них используются конструктивный способ (создание продукта);
- во всех них используется один и тот же материал (бумага, ткань) природный и бросовый природный материал;
- во всех них используются сходные технические приёмы (обрывание, скручивание, сменание и др.)
Но месте с тем эти деятельности принципиально отличаются друг от друга некоторыми задачами:
- Детская дизайнерская деятельность – это декоративно-оформительская деятельность (создание детьми сувениров, ковриков, гирлянд, украшений, посуду и т. д.). Главными задачами является формирование художественных способностей, эстетического отношения к миру, представлений о возможности украшения окружающей среды.
Художественный труд основывается на принципах народно-декоративно прикладного искусства, в процессе создаются изделия. Главные задачи: способствовать эстетическому развитию детей, развитию моторики, ручной умелости, координации движений пальцев, которые в дальнейшем необходимы для овладения письмом.
Аппликация – основывается на вырезывании силуэтов, отрывания, ощипывания, наложения на фон и закрепления.
В художественном конструировании используется различная бумага; ткань; геометрические фигуры разного цвета, величины для построения композиций пейзажных, декоративных и сюжетных; которые можно было бы изменить, добавить, убрать, поменять, переставить.
Большинство детей просто обожают конструировать, и в этом огромная польза: с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский проект- как средство образовательной деятельности детей
Предлагаемые методические рекомендации помогут воспитателям детского сада овладеть технологией проектирования,позволяющей развивать творческие способности дошкольника....
Предметно-развивающая среда для образовательной деятельности детей старшего возраста .
I. Введение 1. Что такое предметно-развивающая среда( ПРС ) и п...
конспект организационной образовательной деятельности детей и педагога по Безопасности с использованием развивающих игр на тему "Путешевствие с страну Светофория".
Занятие по ПДД для второй младшей группы с использованием развивающих игр....
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ на тему: «НАСЕКОМЫЕ»
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫна тему: «НАСЕКОМЫЕ» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ – «КОМ...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей
«Понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - высказывание физиолога Х. Хогленда, в котором выражено и огромное уважение...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети средней группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» Р.П. Дергачи. Образовательная область: Речевое развитие. Проектная деятельность Тема: «Хлеб всему голова» Воспитатель: Еникеева В.Н.
Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети средней группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»Р.П. Дергачи.Образовательная область: Речевое развитие.Проектная деятельн...
- Мне нравится (2)